Социальный и политический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:21, реферат

Описание

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

1.Социальный контроль 3
Типы социального контроля 3
Девиантность 3
Социальное взаимодействие и социальный контроль 3
2.Социальные нормы 6
3.Политический контроль. Ветви власти. Закон и право. 7
3.1ВЕТВИ ВЛАСТИ 17
3.2 ЗАКОН И ПРАВО 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 59.83 Кб (Скачать документ)

Оглавление

1.Социальный  контроль 3

Типы социального  контроля 3

Девиантность 3

Социальное  взаимодействие и социальный контроль 3

2.Социальные  нормы 6

3.Политический  контроль. Ветви власти. Закон и  право. 7

3.1ВЕТВИ ВЛАСТИ 17

3.2 ЗАКОН И  ПРАВО 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

1.Социальный контроль

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля


Выделяют два типа процессов  социального контроля:

  • процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит внутренние требований общества — социальных предписаний;
  • процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

Девиантность


Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое  большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Девиантность не следует понимать как качество конкретного поведения.

Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

Социальное взаимодействие и социальный контроль


Исходным моментом для  возникновения социальной связи  является взаимодействие индивидов  или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. 
Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. 
Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального  взаимодействия включает:

  • индивидов (совершающих действия);
  • изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
  • влияние этих изменений на других индивидов;
  • обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.прим

Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон.»

Повседневный опыт, символы  и значения, которыми руководствуются  взаимодействующие индивиды, придают  их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне  главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей  в виде символов, значений, повседневного  опыта.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление»  социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов:

  • Передачу информации;
  • Получение информации;
  • Реакцию на полученную информацию;
  • Переработанную информацию;
  • Получение переработанной информации;
  • Реакцию на эту информацию.

Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:

  • осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и
  • обеспечивает следование социальным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социальные нормы

Социальные  нормы — это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении обществ

отношений.

В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих обществ, отношений регулярно и единообразным образом вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающие возможность индивидам предвидеть действия иных участников обществ, отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.

Социальные нормы  в силу этого становятся — на стороне индивида — мерой его  поведения, и на стороне общества - масштабом оценки этого поведения. Такова модальная функция социальных норм: мерой поведения руководствуется  индивидуум, а оценка принадлежит  обществу.

Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального  поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь, в сфере сущего, слитно с ним воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающе; отражение в сознании людей.

Социальные  нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных от ношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.

 

 

 

 

3.Политический  контроль. Ветви власти. Закон и  право.

В учебной и научной  литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с  формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие  давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной  власти в обществе, характеризует  степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и  определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления  экономической и политической власти господствующего класса.

В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности  основных институтов политической системы  общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной  и той же формы правления могли  существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно  провести классификацию:

    • по тому, в чьих руках власть
    • по тому, как эта власть используется

Типология политических режимов  определяется не только социальными  факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная природа  демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.

Нравственная природа  авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная  идеология, подавляющая духовную и  культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и  правом. Эта идеология соединяется  силой государства, гарантируется  его репрессивными органами и  стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство  активно и прямо вторгается вне принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Анализ различными школами  политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал  в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами  посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами  через проведение реформ и военных  переворотов.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций  политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Типология политических режимов:

    • демократический политический режим
    • авторитарный политический режим
    • тоталитарный политический режим
  1. Демократический политический режим.
  1. основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти в  государстве является народ. Он  избирает власть и наделяет  ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ  от произвола власти и власть  от произвола отдельных людей.

Информация о работе Социальный и политический контроль