Социальный и политический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:21, реферат

Описание

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

1.Социальный контроль 3
Типы социального контроля 3
Девиантность 3
Социальное взаимодействие и социальный контроль 3
2.Социальные нормы 6
3.Политический контроль. Ветви власти. Закон и право. 7
3.1ВЕТВИ ВЛАСТИ 17
3.2 ЗАКОН И ПРАВО 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 59.83 Кб (Скачать документ)

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной  идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная  ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее  сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С  ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

Без понимания всего этого  невозможно вскрыть причины утверждения  гитлеровского и сталинского  политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку  с народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей (руководящей), выступает  либо в единственном числе, либо «возглавляет»  блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено  режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в  его установлении – тем, что однажды  приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно  насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались  у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера  на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной  партией, партийные и государственные  структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

На гитлеровское гестапо  и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами  власти не только против отдельных  граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В  зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты  и т.п.

Массовое истребление  целых групп населения во время  Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность  рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов  характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными  силами общества создает необходимую  политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские  пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации  трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Задача историков и  политологов объяснить, не фальсифицируя  действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две  мировые державы, но и на десятилетия  сковавшего мир страхом ракетно-ядерной  катастрофы.

Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в  среднеразвитых и развивающихся  странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее  социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились  впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми  демократическими традициями. Итальянский  фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм  – на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в  либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно  тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим  системам (Германия, Испания, Италия и  др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

3.1ВЕТВИ ВЛАСТИ

В соответствии с  Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и  судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей (например, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д.) 

 

 

 

 

 

 

Исполнительная  власть

Исполнительная  власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция  исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов (3578 организаций).

Законодательная власть

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. Федеральное  Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы. Законодательная власть включает также Законодательные Собрания субъектов Российской Федерации (82 организации).

Судебная власть

Правосудие в  Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система  Российской Федерации устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом (2643 организации).

Иное

Органы власти не входящие ни в одну из трёх основных ветвей власти (280 организаций, например, Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Российская Академия Наук РФ и  т.д.).


 

 

Принцип разделения властейявляется важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются  различным людям и органам  в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом  и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического  воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются  только закону.

Разделение властей  является характерным признаком  правового государства, гарантией  его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное  совпадение полномочий трех властей.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве  обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции  и ответственности различных  государственных органов; 2) обеспечения  возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной  основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями  властью.

Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как  «четвертая власть».

Впервые свое юридическое  оформление принцип разделения властей  нашел в Конституции США (1787), в  конституционных актах Великой  французской революции (1789—1794). Сегодня  этот принцип конституционно закреплен  в большинстве стран мира.

В Российской Федерации  этот принцип также закреплен  в Конституции, где говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»

3.2 ЗАКОН И ПРАВО

Закон в юриспруденции — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной властив особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.[1]

Первый письменный свод законов  был создан в Месопотамии царём  Хаммурапи.

В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

  • Конституция (основной закон).

Все принимаемые в России законы должны соответствовать конституции. Кроме того, они не должны противоречить международному праву, поскольку в конституции утверждается примат международного права (в части, ратифицированной Россией) над российскими законами.

  • Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.

В соответствии с федеральным  законом «О порядке принятия и  вступления в силу поправок к Конституции  Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.

  • Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.

Ни одно из принимаемых  соглашений не должно противоречить Конституции РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.

  • Федеральные конституционные законы.

Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных  конституционных законах.

  • Федеральные Законы (до 1991 — законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).

Принимаются по всем остальным  вопросам.

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектовРоссийской Федерации.

К законодательству субъектов  РФ относятся:

  • основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ
  • законы субъектов Российской Федерации

Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности  гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства

Информация о работе Социальный и политический контроль