Социальный институт образования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:44, реферат

Описание

При этом будут решены следующие задачи:
1. Определение, что же современная наука понимает под понятием «Социальный институт образования», какое место оно занимает в системе образования, а также дать примерную характеристику показателей, используемых при проведении данного анализа.
2. Оценка эффективности мероприятий, проводимых государством, по улучшению современной системы образования.
Цель реферата - показать возможности улучшения несовершенной системы образования России путем необходимого государственного финансирования ее.

Содержание

Введение.
§ 1. Образование как социальный институт и его основные виды
§ 2. Функции образования
3.1 Социальные функции системы образования
3.2 Функции образования в производственно-экономической сфере
3.3 Функции образования в сфере культуры
3.4 Функции образования в социально-политической сфере
§ 3. Проблемы социологии образования
§ 4. Образование в современной России
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  высшего и специального среднего образования

Российской  Федерации.

Российская  Экономическая Академия им. Плеханова

Нижневартовский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине: «Социология»

 

По теме: «Социальный институт образования в современной России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила: 

Студентка дневного отделения 

                                                                                   2 курса 212 группы

Экономического факультета

Волкова Татьяна Александровна

                                                                                         Научный руководитель:

 Климов Евгений  Викторович 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2005 г.

Содержание

Введение.

§ 1. Образование как социальный институт и его основные виды

§ 2. Функции образования

3.1 Социальные  функции системы образования 

3.2 Функции  образования в производственно-экономической  сфере 

3.3 Функции  образования в сфере культуры 

3.4 Функции  образования в социально-политической сфере

§ 3. Проблемы социологии образования

§ 4. Образование в современной России

Заключение.

 

 

 

Введение.

Много дискуссий разворачивается  вокруг института образования. Причину  найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, что социологи называют образованием. Образование – один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, исполняя соответствующие этим статусам роли.

Актуальность темы реферата “ Социальный институт образования в современной России ” обусловлена тем, что сегодня образование является одним из главнейших процессов в нашей жизни.

Система образования  в социально-экономическом развитии страны может выполнять различные  функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности этой системы.

 Система должна  постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции  и, так и все более зрелый, сложившийся характер самой системы образования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

  Предметом исследования реферата является:

  • Определение «образования» как социального института и его классификация в современной системе образования;
  • Изучение функций образований в различных сферах;
  • Изучение проблем социологии образования и эффективность их решения, путем государственного вмешательства в систему образования;

При этом основную цель данной работы можно сформулировать следующим  образом: Используя предложенную преподавателем литературу и другие источники информации практически закрепить полученные на занятиях навыки.

При этом будут  решены следующие задачи:

1. Определение, что же современная  наука понимает под понятием  «Социальный институт образования», какое место оно занимает в системе образования, а также дать примерную характеристику показателей, используемых при проведении данного анализа.

2. Оценка эффективности мероприятий,  проводимых государством, по улучшению  современной системы образования.

Цель  реферата - показать возможности улучшения несовершенной системы образования России путем необходимого государственного финансирования ее.

Курсовая работа состоит  из введения и заключения, четырех  параграфов и их подпунктов,  списка использованной отечественной и зарубежной литературы.

§ 1. Образование как социальный институт и его основные виды.

Социальный  институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней».

Еще социальный институт понимается, как организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками  института образования являются:

  • установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
  • символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
  • утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
  • кодекс устный и письменный - правили учащихся
  • идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

 органы управления образованием и подведомственные им учреждения и  организации;

 сеть образовательных  учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения  квалификации и подготовки преподавателей;

 творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и  методические советы и иные объединения;

 учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии;

  образовательные программы  и государственные образовательные  стандарты разного уровня и  направленности;

  учебники и учебно-методические  пособия для преподавателей и  учащихся;

  периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность  норм, регламентирующих и организующих взаимодействия людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование  является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макро институт (наряду с такими макро институциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение), состоящий из двух основных функционально взаимосвязанных подгрупп, структура которых обусловлена определенными статусно-ролевыми позициями, - собственно научным сообществом и научной бюрократией».

Система образования  структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях “охвата” детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство “присмотра” за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает  анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать  к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи “равного старта” при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в  этой ситуации социология образования  по-прежнему нацелена на изучение ценностей  общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с  тем социологические исследования по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы  на получение высшего, а затем  средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

Особо остро  стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения.

 

§ 2. Функции образования

2.1 Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано  со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно  через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования “производит” самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Информация о работе Социальный институт образования в современной России