Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:44, реферат
При этом будут решены следующие задачи:
1. Определение, что же современная наука понимает под понятием «Социальный институт образования», какое место оно занимает в системе образования, а также дать примерную характеристику показателей, используемых при проведении данного анализа.
2. Оценка эффективности мероприятий, проводимых государством, по улучшению современной системы образования.
Цель реферата - показать возможности улучшения несовершенной системы образования России путем необходимого государственного финансирования ее.
Введение.
§ 1. Образование как социальный институт и его основные виды
§ 2. Функции образования
3.1 Социальные функции системы образования
3.2 Функции образования в производственно-экономической сфере
3.3 Функции образования в сфере культуры
3.4 Функции образования в социально-политической сфере
§ 3. Проблемы социологии образования
§ 4. Образование в современной России
Заключение.
Важнейшими элементами Российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы призванные обеспечивать контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в РФ при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей, реально входят в нашу практику.
В условиях резкого снижения бюджетного финансирования системы образования подобные достижения были бы невозможны без формирования в 90-е годы практически «с нуля» не государственного сектора профессионального образования. Сегодня в России действуют около 400 негосударственных Вузов, в которых обучаются 270 тыс. студентов.
Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем. Во-первых, уменьшается государственное финансирование образования. Если в 1992 г. на образование в федеральном бюджета составляла 5,85% ,то в последующие годы она неуклонно снижалась, составив в 1998 г. лишь 3,45%. Во-вторых, через несколько лет станет осуществляться проблема демографического спада. Уже в ближайшие три года детей в начальной школе будет на 30% меньше, чем 5 лет назад; через 9 лет количество детей в средней школе вообще уменьшится на треть. В связи с этим особого внимания и особых решений потребуют обостряющие проблемы малокомплектных сельских школ, которых в России почти 40%. Число выпускников школы к 2009 году станет на 300 тыс. меньше, чем число бюджетных мест приема в учреждения профессионального образования всех уровней. Прием к 2009 году, это – в целом по стране, а в ряде регионов в северо-западном, центрально-европейском и некоторых других, такие процессы наступят уже через 5-6 лет.
Острой во многих муниципальных структурах России стала проблемой доступности дошкольного образования. За период с 1993 г. закрыто более 20 тыс. дошкольных учреждений, а число мест в детских садах сократилось на 2,4 млн. Во-первых, здесь появились последствия демографического спада и положительный результат введения полуторагодового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и 3-х летнего соответствующего не оплачиваемого отпуска, что фактически привело к резкому сокращению ясельных групп. Во-вторых, родители, особенно в сельской местности, из-за низкого уровня жизни и задержек в выплате заработной плате не могут оплачивать содержание детей в детских садах. Сегодня в целом по стране лишь около 50% детей дошкольного возраста посещают детские сады. Отсутствие внимания и адекватных социально-экономических решений в этом направлении, как известно уже сейчас создает проблемы равного начального старта для детей начальной школы.
Если в перспективе, по мере создания условий для реализации 12-ти летнего общего образования согласно мировым тенденциям с началом обучения с 6-ти летнего возраста, не будут приняты адекватные меры, могут возникать еще более серьезные проблемы. Ведь за последние 30 лет число предметов в школе увеличилось почти на треть, а недельная нагрузка на ученика возросла в 1,5-2 раза в зависимости от вида учреждения. Осложняет ситуацию и то, что срок обучения при сравниваемых объемах содержания в российской школе на 2-3 года меньше, чем в абсолютном большинстве стран мира. Так, в настоящее время на 12-13-ти летние полное среднее образование перешли все страны не только Западной, но и Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтики, Белоруссии, Молдовы и Украины.
Система высшего образования. Высшая школа России – это не только национальная система высшего образования, но и одновременно и наиболее мощное (после США) часть мировой образовательной системы. Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечивать экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить 5 основных характеристик, определяющих уровень и критерия развития высшей школы любой страны: 1. Доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребности населения и экономики по объему и качеству предоставляемых услуг; 2. Степень разнообразия уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур; 3. качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг; 4. Объем, структура и источники получаемых и используемых высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности; 5. состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, т.е. основных факторов, определяющих потенциал высшей школы.
Цивилизационный мир стремиться к тому, чтобы получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал науки. В российском государстве этот процесс тормозится.
Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально) интеллектуальное развитие, человека, создавать условия в социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее время минимальна.
Сегодня в сфере высшего образования наблюдается ряд новых тенденций: 1. происходит переструктирование высшего образования; 2. меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы; 3. резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других; 4. намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры; 5. возникла и утверждается система платного образования.
В 90-е годы наметилась устойчивая тенденция
качественного и
Утверждение о том, что выпускники наших вузов не имеют реальных знаний и поэтому не могут работать за рубежом по специальности, является мифом. Сравнение отечественной практики преподавания с зарубежной не в пользу последней: за рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому студенты в России отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа часто пытаются учить их тому, о чем они знают из школьного курса. Выпускники сегодняшних дней российской высшей школы успешно выдерживают конкурсный отбор и занимают высокие ответственные посты во многих крупных западных фирм. Только в США в самых престижных и секретных областях работает тысячи российских специалистов. К примеру, на экономический факультет Новосибирского университета регулярно обращаются зарубежные вузы с просьбой прислать студентов на стажировку, и каждый год туда уезжают (безвозвратно) по 20-25 человек. Эти процессы провоцируются как нашей бедностью, так и эрозией духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, которая разрастается под воздействием массовой культуры, пропаганды ряда СМИ.
Но надолго ли хватит сил российскому
высшему образованию
По оценкам большинства
Безусловно, оказывает отрицательное
влияние на процесс обучения и
то, что профессорско-
По данным социологических исследований около половины преподавателей вузов живут в нищете и бедности. По данным исследованиям 1997 году доля преподавателей московских вузов, живущих в условиях бедности, было на треть выше и составляло 73%. Именно в этом кроются основные причины оттока из вузов молодых и среднего возраста преподавателей в другие сферы деятельности или за рубеж. Так, 1995 г. наша страна отставала от США по уровню средней заработной платы в 30 раз. В значительной мере в будущем может негативно сказаться на российском образовании и низкий уровень финансирования вузовской науки.
Фундаментальную науку в США финансируют более 15-ти различных федеральных органов (НАСА, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства), при том большая часть этих средств направляется в университеты.
Общие расходы на науку в бывшем Советском Союзе составили 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире, но уже 1992 г. в России удельный вес ассигнованный на НИОКР сократился до 0,87%, что соответствовало 27 месту в мире. По абсолютным расходам на НИОКР (901 млн. долларов) Россия занимала 24 место в мире, уступая не только промышленно развитым странам, но и отдельно развивающимся странам. Наука способна успешно развиваться при уровне финансирования не ниже 2% ВНП. Так, по данным на 1996 г. в Израиле эта доля составила 3,5%, в Японии 3,1%, в США 2,7%, а в России только 0,3%.
Сохранение и приумножение научно-технического потенциала России должно стать также одним из приоритетных направлений государственной политики. Мы пока еще остаемся мировым лидеров в разработке ряда перспективных наукоемких технологий, но это можно быстро утратить, если не будет развиваться наука, прежде всего вузовская. А тенденции настораживают. Только за 1995-97 г. численность исследователей в секторе высшего образования сократилось на 14,3%, тогда как по стране в целом – на 10,4%. Удельный вес высшей школы в общей численности научных работников также сокращался. Наука должна развиваться в вузе. Это необходимо как для самой науки, развития НТП, так и для подготовки высококвалифицированных кадров: на базе научных исследований строятся лекционные курсы, лабораторные практикумы, практические занятия, организуется учебная практика студентов. «Если из вузов убрать фундаментальную науку, студент будет начетником, - говорит ректор МГУ В.Садовничий. – На Западе берут и наших студентов, наших аспирантов, потому что так, как мы, никто студентов не готовит. Мы этой подготовкой по-настоящему сильны».
Российское высшее образование стоит сейчас на пороге перемен. Все понимают, что реформирование его необходимо, но при этом не должно быть спешки. Результаты этих реформ будут определять темпы развития страны в наступающем третьем тысячелетии, в котором высшая школа займет место ведущей отрасли. В информационном обществе именно от результатов ее деятельности будут зависеть возможности социально-экономического развития, ее потенциал и место в мировом сообществе.
Заключение.
В процессе нормальной жизни общества важную роль играет социальный институт образования. Именно в нем накопленный поколениями опыт, материальные и духовные ценности передаются последующим поколениям. Значительная часть такой передачи осуществляется через социализацию индивидов, когда происходит приобщение к нормам и ценностям культуры. Образование – относительно самостоятельная социальная система, имеющая свою структуру. Оно прошло сложный путь развития, с первобытности до современности.
Современная система образования отличается от прежней системы: во-первых, массовостью и общедоступностью, во-вторых, ориентированностью на культурные и социальные изменения. Образование тесно связано с наукой, обеспечивает ее кадрами, использует ее достижения, тем самым оказывает огромное влияние на общественный прогресс.
Образование – важнейший социальный институт, привлекает значительное внимание социологов.
Список использованной литературы:
1. «Социология: Учебник для вузов» / Под редакцией проф. Кравченко А.И. – 4-е изд. М.: Академический Проект, 2002 г.
2. «Социология»: Учебник / Под редакцией проф. Ю.Г. Волкова, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2002 г.
3. «Социология: Учебное пособие» / Под редакцией проф. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 г.
4. «Социология: Учебник» / Под редакцией Флоров С.С. - М.:, 2001 г.
5. «Общая социология: Учебное пособие » / Под редакцией Аксененко Ю.Н., - М.:, 1999 г.
6. . «Социология: Учебник для вузов» / Под редакцией проф. Н.В. Лавриненко – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.
Информация о работе Социальный институт образования в современной России