Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:22, курсовая работа
Цель работы – раскрытие понятия, разновидности, структуры, этапов организации и проведения социального эксперимента.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Социальный эксперимент: понятие, разновидности, структура, этапы организации и проведения…………………………………………………5
2. Эксперимент и виды эксперимента. Основные принципы экспериментирования в социальных науках……………………………..5
3. Основные экспериментальные планы с контрольной группой и рандонизацией…………………………………………………………….12
4. Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор……………..25
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………...33
В начале нашего века Р. Йеркс изучал, как влияет негативное подкрепление в форме удара электрическим током на выработку элементарных навыков у животных. В частности, в опытах с «танцующими мышами» (разновидность домашней мыши, имеющая генетический дефект, который заставляет ее двигаться по кругу или по восьмерке) он использовал три уровня силы тока – «сильный» (500 усл. ед.), «средний» (300 усл. ед.) и «слабый» (125 усл. ед.). Мышь должна была научиться выбирать один из двух туннелей. В конце туннеля ее в любом случае ожидало «вознаграждение» – мышь противоположного пола. При ошибочном выборе (белый туннель) мышь испытывала удар током, при правильном выборе (черный туннель) негативное подкрепление отсутствовало. Местоположение туннелей (слева-справа) менялось случайным образом от пробы к пробе. Выяснилось, что быстрее всего обучение происходит при «средней» величине стимуляции. Обнаруженный в этом эксперименте нелинейный характер связи между величиной стимула к решению определенной задачи и успешностью решения был затем неоднократно подтвержден и во многих других экспериментах, в том числе с испытуемыми-людьми и с позитивной стимуляцией. Чрезмерная мотивация и чрезмерная величина подкрепления, как и слабая мотивация, всякий раз оказывали меньшее воздействие на успешность выполнения различных задач.
Эксперименты, в которых используется несколько (более двух) уровней независимой переменной, называются многоуровневыми. Схема вышеописанного эксперимента с рандомизацией и тремя уровнями независимой переменной (X1, Х2 Х3) такова:
R Х1 О1
R Х2 О2
R Хз Оз
Экспериментальная гипотеза в этом случае формулируется как гипотеза об отношениях значений О1, О2 и О3 (в рассмотренном примере О1<О2 и О2>О3). Независимая переменная в многомерном эксперименте может иметь и более трех уровней. Иначе говоря, она может быть «нормальной» количественной переменной, измеренной на интервальном или абсолютном уровне. Соответственно гипотеза многомерного эксперимента может формулироваться в более точных терминах — как гипотеза об «относительно-абсолютных» или даже «абсолютно-абсолютных» отношениях переменных. Например, в эксперименте может изучаться влияние привлекательности лектора на частоту посещения занятий студентами, воздействие количества доступных источников информации о продукте на формирование потребительских предпочтений либо характер взаимосвязи между размером денежного вознаграждения испытуемых и успешностью решения ими однотипных задач. Таким образом, многомерные эксперименты позволяют проверять более тонкие и точные содержательные гипотезы о механизмах индивидуального и группового поведения.
Статистические гипотезы, проверяемые в многомерных экспериментах, – это гипотезы о различиях между значениями зависимой переменной для разных уровней независимой переменной. Нулевая гипотеза формулируется как гипотеза о том, что разброс индивидуальных значений внутри одного уровня независимой переменной (внутри соответствующей экспериментальной группы) идентичен разбросу индивидуальных значений между различными уровнями (группами), т. е. отношение дисперсии межгрупповых оценок к дисперсии внутригрупповых оценок равно 1. Последнее отношение обозначается как F-критерий. Для того чтобы определить, не превышает ли полученная в конкретном эксперименте величина F пороговое значение статистического F-распределения для заданного уровня значимости, используют статистическую технику однофакторного дисперсионного анализа. Термин «однофакторный» в данном случае означает, что в эксперименте использовалась лишь одна независимая переменная (фактор воздействия). Рассмотрение техники дисперсионного анализа и статистического оценивания получаемой в результате величины F выходит за пределы данного обзора (детальные описания и рекомендации при необходимости можно найти в книгах из списка дополнительной литературы к главе).
В тех областях социологии и социальной психологии, которые имеют сравнительно развитую традицию экспериментальных исследований (межличностное и межгрупповое восприятие, исследования динамики установок, социальные процессы в малых группах, оценивание эффективности образовательных программ и т. д.) часто используют более сложные схемы экспериментирования, объединяемые термином «факторные эксперименты».
Факторный экспериментальный план включает в себя две и более, независимые переменные (именуемые также «факторами»), каждая из которых имеет несколько уровней воздействия. Так как при увеличении числа независимых переменных очень быстро возрастает число групп, в каждой из которых применяется одна из возможных комбинаций этих переменных и их уровней13 (в полном факторном плане число групп равно произведению числа уровней, задаваемых для каждой независимой переменной), в целях экономии ресурсов и рационального распределения исследовательских усилий были разработаны многочисленные планы, где каждый из «уровней» переменных реализуется один раз, а обобщение и статистический анализ взаимодействия различных факторов и их изолированного и совместного влияния на зависимую переменную проводится на групповом уровне14.
Всякий факторный эксперимент – это, в сущности, несколько экспериментов, объединенных в одном плане. Обобщенные данные факторного эксперимента позволяют ответить на два типа вопросов: 1) имеется ли эффект воздействия для каждой отдельно взятой независимой переменной; 2) зависит ли величина этого эффекта воздействия от величины значений других независимых переменных? Изолированный эффект воздействия одной независимой переменной называют главным эффектом, а изменение величины этого эффекта под влиянием другой независимой переменной называют взаимодействием.
В таблице 1 представлен план простейшего факторного эксперимента «два на два» («2 х 2»), в котором изучалось влияние новизны и типа изображения на интерес, проявляемый к этому изображению 4-месячными младенцами. В качестве индикатора интереса использовалась длительность разглядывания. Каждая из независимых переменных была представлена только двумя уровнями:
для
новизны – новое или старое, предъявлявшееся
в предыдущих сериях изображение; для
типа изображения – геометрический контур
либо схематическое изображение человеческого
лица (схематические рисунки использовались
для уравнивания изображений по визуальной
сложности, так как время фиксации взора
обычно зависит от сложности и количества
деталей). Как видно из приведенных в
таблице 1 данных, налицо оба главных
эффекта. Влияние новизны на интерес становится
очевидным при сравнении средних по строкам
– средняя длительность разглядывания
изображений (и геометрических, и «физиономий»)
заметно выше в случае предъявления новых
рисунков (55 сек против 20). Сравнение по
столбцам показывает, что при усреднении
данных по двум группам (новые и старые
рисунки) изображения человеческого лица
вызывают значительно больший интерес,
проявляющийся в более длительном разглядывании
(45 сек). Налицо также взаимодействие
между типом изображения и новизной. Результаты
предъявления разных типов изображений
различны для «старой» и «новой» группы.
Различаются и значения разностей по столбцам
для каждой строки (60-50=10 сравнительно
с 30-10=20), и соответствующие показатели
по строкам (60-30=30 сравнительно с 50-10=40).
Иными словами, большая привлекательность
человеческих лиц сильнее проявляется
при предъявлении старых рисунков (различие
в 10 сек при предъявлении новых картинок
увеличивается до 20 для старых изображений),
а различие между предъявлением старых
и новых рисунков при использовании геометрических
контуров возрастало до 40 сек.
Таблица 1 Факторный эксперимент 2х2 | |||
Новизна изображения | Тип изображения | Средняя длительность разглядывания, сек. | |
лицо | геометрическое | | |
Новое Старое | 60 30 | 50 10 | 55 20 |
Средняя длительность, сек. | 45. | 30 | |
При
обработке результатов
Многофакторные эксперименты в социологии – это очень часто полевые эксперименты, моделирующие сложные взаимосвязи реального мира. Преимущество полевых многофакторных экспериментов – в их «жизнеподобии», т. е. внешней, лицевой валидности. Но здесь же кроется и главный недостаток таких экспериментов – более низкие надежность и внутренняя валидность. Критики полевых многофакторных экспериментов часто отмечают, что приближение эксперимента к реальному миру здесь нередко достигается за счет замены экспериментального контроля чисто статистическим. В последнем случае возрастают угрозы валидности, связанные с неправильной спецификацией модели измерения, с «закоррелированностью» отдельных уровней независимых переменных с неконтролируемыми внешними переменными (см. гл. 5, 6). Кроме того, в многофакторных экспериментах острее, чем в индивидуальных и межгрупповых, стоит проблема агрегирования данных – практически всегда существует вероятность того, что отношения, выявленные при анализе сводных групповых данных, в точности не соблюдаются ни для одного отдельно взятого испытуемого (так же, как среднее некоторой выборки может не относиться ни к одному конкретному выборочному наблюдению). К неоспоримым достоинствам факторных экспериментов следует отнести значительно большие возможности статистического анализа, в том числе анализа различных эффектов взаимодействия переменных-«факторов».
В
социальных науках часто употребляют
также понятие квазиэксперимент
Заключение
Социальный эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
Дополнительная
литература