Социальный контроль и дивиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:14, реферат

Описание

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии.docx

— 29.69 Кб (Скачать документ)

 

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Сервиса  и Экономики

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету «Социология»

 

 

На тему: Социальный контроль и девиация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г. 

Девиация и социальный контроль

Жизнь людей протекает  в общении друг с другом, поэтому  им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность  – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может  удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с  ними, занимая определенное положение  в сложных и организованных группах  и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа  людей согласуются, однако для этого  им необходимо понимать, кто, что и  когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между  людьми неких соглашений, которые  принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих  поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать  от других людей. С нормами принято  связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство  выполняет роль механизма реализации большого количества норм – законов. Законы далеко не нейтральны: они, как  правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности. Далее детально рассматривается  проблема девиации (отклонения от норм).

 

  1. Природа девиации

Социальные характеристики девиации

Во всех обществах поведение  человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что  не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят  за рамки того, что другие рассматривают  как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация – это  отклонение от нормы, рассматриваемое  большей частью членов общества как  предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и  вызывает враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща  определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям  поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Попытаемся прояснить  эту идею на основе рассмотрения ряда важных характеристик девиации.

Относительность девиации

Сравнение разных культур  показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах  и недопустимы в других. Определение  поведения как девиантного зависит  от времени, места и группы людей. Приведем примеры.

Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей  праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Сторонники вероучения Бахай в западных странах имеют полную свободу вероисповедания, но в Иране режим Аятоллы Хомейни бросил в тюрьмы и без суда казнил тысячи бахаистов. Бахаисты выступают за равенство полов, всеобщее образование, уничтожение межгрупповых предрассудков и за единое мировое правительство, но мусульманское духовенство в Иране считает эти взгляды еретическими. Также коммуникабельное поведение, современная одежда и “открытое” лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют  о том, что отклонения не могут  быть внутренне присущи поведению  людей. Общество решает, считать или  не считать какое-то поведение отклоняющимся  от нормы. Это не означает, что такие  явления, как убийство, воровство, половые  извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли  бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как  люди определяют поведение и каким  конкретным образом реагируют на него.

 

Механизм  закрепления определений.

 Люди по-разному определяют, что следует, а что не следует  считать отклонением от нормы.  Поэтому возникает вопрос, какие  индивиды и социальные группы  смогут придать своим определениям  превалирующее значение.

Например, в 1776 г. британцы заклеймили Джорджа Вашингтона как предателя; через 20 лет он стал президентом  Соединенных Штатов Америки и  “отцом – основателем своей страны”. В 1940-е гг. британские власти в Палестине  называли Менахема Бегина сионистским  террористом (он возглавлял подпольную военную организацию, которая очень  искусно вынудила правительство Великобритании отказаться от своего мандата на Палестину). Тридцать лет спустя Бегин возглавил государство Израиль и пользовался большой популярностью. Но если бы Америка и Израиль проиграли свои войны за независимость, вполне вероятно, что и Вашингтон, и Бегин были бы казнены или по меньшей мере получили длительные сроки тюремного заключения.

Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит  от того, кто дал это определение  и в чьих руках сосредоточена  власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили  поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно  считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение  получает мнение, что подобные стили  поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями  типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где  они получают лечение по назначениям  врачей.

Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды и матери-одиночки, живущие на социальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом противостоят официальным определениям, представляющим их как источник социальных проблем. Действительно, индивиды, носящие социальное “клеймо” или ставшие жертвами доминирующих социальных дефиниций, имеют  собственный взгляд на свои жизненные  ситуации, отличный от взгляда тех, кто проводит в жизнь нормы, отражающие именно их моральные принципы. Стоит  вспомнить о том, что в XIV-XVII вв. в Европе было казнено примерно от 200 до 500 тыс. людей (85% из них женщины) по обвинению в служении дьяволу.

 

 

Зона допустимых вариаций.

Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки  или прямой линии, а скорее как  некоторая зона. Даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют  целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем не менее могут  не отклоняться от буквы закона. Приведем пример.

Считается, что университетскому профессору положено держаться со студентами официально. Но один профессор крупного университета имеет обыкновение  во время лекции взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской  культуре не принято считать кафедру  подходящим местом для сидения. Поэтому  неудивительно, что большинство  студентов на первой лекции профессора встречают его чудачества хихиканьем. Однако профессор, обладая талантом общения и являясь признанным авторитетом в своей области, вскоре завоевывает аудиторию. Оценивая курс лекций, который читает профессор, студенты обычно говорят, что сначала  их ошеломили его непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что  стиль его поведения составляет часть эффективной методики преподавания.

Следовательно, норма обычно предполагает некий вариант поведения, новый или отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки  допустимого.

В общем, ни один стиль поведения  не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение  может рассматриваться одной  группой как отклонение, а другой – как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение. Например, добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой.

  1. Социальный контроль

Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок  требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального  порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального  контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в  рамках общества. Функционалисты и  конфликтологи по-разному оценивают  роль социального контроля. Функционалисты рассматривают социальный контроль (в первую очередь выражающийся в  юридических актах) как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать  общественным стандартам поведения, это  повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают  хаос альтернативой эффективного социального  контроля. Сторонники теории конфликта  утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью социальных групп в ущерб  всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры  не могут быть нейтральными. Эти  социологи видят свою задачу в  выявлении и идентификации механизмов, позволяющих институциональным  структурам несправедливо распределять блага и обязанности социальной жизни, используя для самосохранения методы и инструменты социального  контроля.

В социальной жизни действуют  три основных типа процессов социального  контроля:

1) процессы, побуждающие  индивидов к интернализации нормативных  ожиданий своего общества;

2) процессы, организующие  социальный опыт индивидов; 

3) процессы, применяющие  различные формальные и неформальные  социальные санкции. 

Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством  которого они усваивают те системы  мышления, чувств и поведения, которые  характерны для культуры их общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей прежде всего  является продуктом внешних процессов  контроля. По мере взросления поведение  человека начинает все более и  более управляться внутренними  регуляторами; последние выполняют  много функций из числа тех, которые  раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют  в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе. Эти стандарты  человек часто принимает без  размышлений и вопросов – как  свою “вторую натуру”. По мере того как человек “погружается” в  жизнь группы, он вырабатывает представление  о себе, регулирующее его поведение  в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а ее нормы –  своими нормами, Таким образом социальный контроль превращается в самоконтроль.

Социальные институты  также формируют индивидуальный опыт. Как правило, человек бессознательно выстраивает собственное представление  о реальности под воздействием социальных проблем и альтернатив в том  виде, в каком они сформулированы обществом. Можно сказать, что человек  живет в несколько ограниченном мире, в той степени, в какой  он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. Ему обычно не приходит в  голову возможность существования  альтернативных стандартов. Человек  ограничен рамками культуры своего общества и не может следовать  нонконформистским моделям поведения, поскольку общество не знает альтернатив.

И наконец, человек следует  нормам своего общества, так как  знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся  недоброжелательно, враждебно, о них  злословят, их подвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение и даже смерть. Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и  прочие социально определяемые вознаграждения. Люди весьма быстро осознают невыгодность нонконформизма и преимущества конформизма.

Социальные эффекты девиации

Не всякое поведение, включая  и девиантное, имеет цель. Большинство  рассматривает девиантное поведение  как “плохое”, как поведение, представляющее собой источник “социальных проблем”. Такие оценки распространены в результате тех негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой  большинство отклонений от нормы. Однако девиации могут иметь также положительные  или интеграционные последствия  для социальной жизни. Социологи  Льюис Козер, Альберт Коэн и Эдвард Сагарин внесли весомый вклад  в понимание этого феномена.

Информация о работе Социальный контроль и дивиация