Социальный контроль и дивиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:14, реферат

Описание

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии.docx

— 29.69 Кб (Скачать документ)

 

Дисфункции  девиации.

Несомненно, большинство  обществ способно ассимилировать немалое  число отклонений от нормы без  серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать  ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных  действий множества людей. Если некоторые  индивиды не в состоянии выполнять  свои действия в надлежащее время  и в соответствии с общественными  ожиданиями, институциональной жизни  может быть нанесен весомый урон. Приведем примеры.

Когда один из родителей  уходит из семьи, такой поступок обычно усложняет задачу обеспечения и  воспитания ребенка. Когда в ходе сражения боевой расчет перестает выполнять  приказы командира и бежит  с поля боя, это может повлечь  за собой поражение целой армии.

Девиация также подрывает  готовность члена общества выполнять  свои социальные роли и вносить вклад  в функционирование социальной системы. Если некоторые индивиды получают вознаграждения, причем несоразмерные, “играя” не по правилам (это относится к так  называемым бездельникам, симулянтам, пройдохам, подхалимам и паразитам  и т.п.), у других возникает чувство  обиды и горечи. При этом страдают мораль, самодисциплина и верность долгу. Общественная жизнь диктует  необходимость доверять друг другу. Человек должен иметь уверенность  в том, что другие тоже живут по принятым нормам. Принимая на себя обязательства  перед коллективом, член общества вкладывает определенные средства, отказывается от каких-то альтернатив и питает некие надежды на будущее, ожидает  от других людей таких же поступков. Но если эти другие не оправдывают  доверия, человек ощущает, что его  усилия бессмысленны, напрасны и наивны, и уже не так стремится “играть  по правилам”.

 

Функции девиации.

Девиантное поведение  может также способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Социолог Э. Сагарин отмечает:

  • “Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей... Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или облеченная властью группа людей может укрепить идею о том, что хорошо и правильно, и таким образом создать общество индивидов, которое будет более послушным и лояльным к их идеологии и правилам поведения”.
  • Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или вводах законов (см. гл. 2). Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для “коллективного сознания”. Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда.
  • В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить саму себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми “нашего типа”. Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность (см. гл. 4). Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между “хорошими людьми”. К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намеренно инициировали “волны преступлений” и истерию “охоты на ведьм”, чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.
  • В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следует легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Например: Мартин Лютер Кинг-младший  и его сторонники стремились привлечь внимание к недемократическому характеру  сегрегационных законов южных штатов США путем массового неповиновения  этим законам; движение за гражданские  права чернокожих американцев привело  к тому, что эти законы были пересмотрены.

 

Литература

  1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000. С. 141-142.)
  2. Википедия
  3. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 10

Информация о работе Социальный контроль и дивиация