Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:49, реферат
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности.
План
Введение………………………………………………………………………………….2
Западные модели молодежных субкультур……………………………………………3 Модели неформальных объединений молодежи России………………………….…..7
Из чего, на чём и как строится современная молодёжная культура в России……...14
Девиантное поведение молодёжи……………………………………………………..16
Акцентуации характера у молодежи…………………………………………………..19
Ценностные ориентации современной молодёжи…………………………………....22
Заключение…………………………………………………………………………...…24
Список использованной литературы…………………………………………...……..26
2. “Вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, для девушек — героини “мыльных опер” (телесериалов) и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.
Однако вестернизация
культурных интересов имеет и
более широкую сферу
3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов вузов потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры
Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого(-ую)” (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые “команды” с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.
5. Внеинституциональная культурная самореализация
Данные исследований
показывают, что досуговая самореализация
молодёжи осуществляется, как правило,
вне учреждений культуры и относительно
заметно обусловлена
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть “любовью к Отечеству”, а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии.
Девиантное поведение молодёжи
Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.
С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности “идолы потребления” (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах “идолов производства” (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок). По данным исследований, среди 100 наиболее популярных фильмов не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.
С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.
Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Неслучайно в развитых странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США) или их же Recreational Software Advisory Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения доступа несовершеннолетних к информации сомнительного содержания (мат, порнография, насилие). В России этим занимаются в основном, на словах.
Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология) к “русской демократии” (очень близкой к “плутократии” Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.
Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: “начиная с души и кончая экономикой”. Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.
В нейтральных оценках формировалось: “Идёт смена красных знамён на красные пиджаки”. Период характеризуется как “демократизованная анархия”. В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что “в нравах стало посвободнее”.
Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной культуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодёжь живёт в
общем социальном и культурном
пространстве, и поэтому кризис
общества и его основных
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей “взрослого” мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый “образ” субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением — наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная культура просто повторяет телевизионную культуру, которая лепит под себя удобного (выгодного) зрителя.
Молодежная культура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Акцентуации характера у молодежи
Подросток очень сильно подвержен влиянию улицы, большому количеству стрессов, часть подростков страдает от депрессии. За последние годы вырос процент смертности среди молодежи, а также процент самоубийств. В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Возникают у молодых людей по ряду причин:
1. К молодому человеку общество предъявляет завышенные требования.
2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во взрослую жизнь сопровождается перестройкой психики: мышления, ощущения, восприятия, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.
3. Вышеназванная перестройка «Я - концепции».
4. Фанатизм как попытка «найти себя».
Одна из особенностей подросткового и юношеского поколения: перестройка взаимоотношений с взрослыми, смена значимых лиц. Главное противоречие- «промежуточность» положения молодого человека в обществе - определяет многие свойства психологии формирующегося члена общества. Противоречивость чувства взрослости, эмансипация ребенка от родителей и восприятие родительского примера не так абсолютно и некритично, как в детстве, создает предпосылки для появления других авторитетов: кумиров, которых молодежь создает себе. В трудное время, когда плохое материальное и нравственное положение, молодежь абсолютизирует этих людей, мечтая о «легких» деньгах. Лидируют в этом, несомненно, девушки. Мечтательно ждущие «принца на белом коне», на которого совсем не похожи современные парни, они находят его в кумире. Уходя в сказку от жестокой реальности, такие люди теряют себя. Так появляется такое явление как фанатизм.
В энциклопедии можно
найти такое определение
Сейчас в большинстве своем эта преданность доходит до крайности, причем имеют место не взгляды и убеждения, а обожествление кумира. Достаточно вспомнить смерть Курта Кобейна, лидера группы “Nirvana”. После этой трагедии фан-клуб этой группы совершил попытку массового суицида. Конечно, подобные случаи происходят не только в наши дни, просто раньше это не так афишировалось в России, но и не было таких предпосылок для «безумного» фанатизма. Фанаты зачастую теряют свою индивидуальность. Они пытаются подражать своим кумирам: одеваться, как они, говорит, как они, и т.д. Какие-либо изменения в жизни их кумиров вызывает депрессию, нередко заканчивающуюся попыткой суицида. Причем особенность такой молодежи: втянуть и других в свою группу; хотя, по идее, должно быть наоборот: ревность.
Есть также и особая группа фанатов, которая отличается историей своей жизни. Они приходят к врачу прежде всего с его жалобами на плохое настроение, безрадостную жизнь, опустошенность. Лишенные возможности свободного общения, замкнутые подростки влюбляются в человека, с которым наверняка не встретятся: в звезду экрана, телеведущего.
В стремлении найти идеалы и подражать им подростки и юноши видят прежде всего идею собственного выбора и отрицание той действительности, которая поглощает всех и вся вокруг. Смотря сквозь розовые очки на мир, они оттягивают момент перехода во взрослую жизнь с ее более серьезными проблемами: вот оно, противоречие - и желание быть взрослым, и боязнь… «а сумею ли я?». Непосредственно акцентуации…
Пункт первый: НАРКОМАНИЯ
Подростковый и юношеский возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем — от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именно подросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками:
- желание не отстать от компании, быть “как все” в своей группе сверстников;
- желание пережить эмоционально приятное состояние (“кайф”);
- поиск фантастических видений, галлюцинаций (“поймать глюки”);