Социалогия молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:49, реферат

Описание

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности.

Содержание

План
Введение………………………………………………………………………………….2
Западные модели молодежных субкультур……………………………………………3 Модели неформальных объединений молодежи России………………………….…..7
Из чего, на чём и как строится современная молодёжная культура в России……...14
Девиантное поведение молодёжи……………………………………………………..16
Акцентуации характера у молодежи…………………………………………………..19
Ценностные ориентации современной молодёжи…………………………………....22
Заключение…………………………………………………………………………...…24
Список использованной литературы…………………………………………...……..26

Работа состоит из  1 файл

Социология молодежи норм.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

- стремление “забыться”, отключиться от неприятностей;

- любопытство, желание испытать неизведанное.

Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся:

- жестокое обращение с подростком в семье;

- несостоятельность в учебе;

- алкоголизм родителей;

- эмоциональное отвержение со стороны матери;

- постоянные конфликты между родителями;

- бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей.

Часто бывает трудно изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем вы реально можете помочь своему ребенку.

Пункт второй: СУИЦИД

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры, потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутая любовь, наркомания, уязвленное чувство собственного достоинства, отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство.

Пункт третий: ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Правонарушения в форме  проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве. Подросткам и юношам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения.

Корыстные правонарушения носят незавершенный детский  характер, т.к. совершаются из-за озорства и любопытства.

Насильственные правонарушения вызваны потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед компанией.

Пункт четвертый: НЕФОРМАЛИТЕТ

Причины возникновения: потребности в суверенитете личности, в самовыражении, в признании права на собственный выбор, путь и решение.

Отношения в семье, стиль  воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько  гармоничной будет личность подростка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями.

 

 

Ценностные  ориентации современной молодёжи

Переходя к вопросу  о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому  сопоставлению, следует сразу подчеркнуть  выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения.

Молодое поколение

Ценностные ориентации

Старшее поколение

64,9 %

Мое материальное положение  в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня

40,5 %

35,1 %

От меня мало что зависит  — важно, какая экономическая  ситуация будет в стране

59,5 %

49,4 %

Для достижения успеха в  жизни надо рисковать, это дает шанс

37,3 %

50,6 %

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру

62,7 %

53,9 %

Материальных успехов  люди должны добиваться сами, а те, кто  этого не хочет, пусть живут бедно  — это справедливо

46,0 %

46,1 %

Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел

54,0 %

59,0 %

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни

53,7 %

41,0 %

Главное в работе —  это сколько за нее платят

46,3 %

32,4 %

Надо стремиться иметь  любые доходы, независимо от того, как  они получены

18,0 %

67,6 %

Человек должен иметь  те доходы, которые заработал честным  путем

82,0 %

70,5 %

Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл

58,5 %

29,5 %

Главное в жизни —  материальное благополучие, а свобода  второстепенна

41,5 %

60,7 %

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

45,9 %

39,3 %

Жить как все, лучше, чем выделяться среди других

54,1 %

43,8 %

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а  то и переступить через некоторые нормы морали

24,2 %

56,2 %

Я лучше не достигну материального  благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы

75,8 %


 

Как видим, базовые ценности молодежи и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

В то же время анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни  важнее”, сколько на вопрос, “в каких  условиях и как реализовывать  жизненные цели”, демонстрируя достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

Однако убеждение молодых  россиян в том, что бедность —  справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка — сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

Определенные различия здесь выявляются и в среде  самой молодежи. Если у “благополучных”  молодых россиян 84,3% были убеждены в  том, что их материальное положение  в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от них самих, то среди “неблагополучных” — только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — и это справедливо.

Заключение

В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для  возраста является эмоционально-чувственное  отношение к жизни, в том числе  и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.

Молодежная культура представляет собой субкультуру  с достаточно четко очерченными  границами. Ее характеризуют такие  особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.

В последние десятилетия  выделилась наиболее активная часть  молодежи, выражающая протест против официальной культуры,  существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др.

Отношение молодежи к  чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство  проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

Противоречия  развития молодежи. Основные выводы:

 

• Противоречие между  расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для  удовлетворения возросших потребностей.

 

• Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений.

 

• Возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.

 

• Юности свойственна  некая природная дисгармония. Желания  и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.

 

• Абстрактные идеалы и жизненные планы.

 

• Трудность социальной и психологической адаптации  к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки.

 

• Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.

 

• Эгоцентризм и «чувство стадности» «в одном флаконе», плюс сознание своей собственной исключительности.

 

• Желание самим сделать  свой выбор, но ответственность за него не нести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гацкова Е. И. «Молодежь  и современность», 2001 год

2. Доренко О. В. «Молодежь и культура», 2000 год

3. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. «Молодежь вступает в жизнь», 2002 год

4. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. «Молодежь и образование», 2001 год

5. Л.Яковлев, статья «Притязания молодежи, ожидания общества», 2002 год

6. Жарков С.М. Статья «Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии», 2003 год

7. Гурова Р. Г. «Современная  молодежь: социальные ценности и  нравственные ориентиры», ж. «Педагогика», № 10, 2000 год

8. Карпухин О. Н. «Молодежь России: особенности социализации и самоопределение», ж. «СоцИс», № 3, 2000 год

9. Павловский В. В.  «Социология молодежи и ювенология»,  «СоцИс», №5, 2001 год 

10. Раковская О. А,  «Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы», 2003 год

 

 

 

 

                                                                                     

 




Информация о работе Социалогия молодёжи