Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:36, дипломная работа

Описание

Цели и задачи исследования
Цель исследования: социокультурный анализ межпоколенных взаимодействий и их содержательной динамики в контексте институциального преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
- провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
- проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования межпоколенных взаимодействий 10
1.1. Теоретико-методологические традиции изучения
межпоколенных взаимодействий 10
1.2. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания,
темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим
поколением и молодежью. 30
Глава I I. Симбиотичность поколений в современном
динамическом обществе 48
2.1. Семья как институт социального наследования 48
2.2. Практики межпоколенных взаимодействий 68
Заключение. 89
Библиография 93
Приложения 98

Работа состоит из  1 файл

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

 В современном российском  обществе обнаруживается закоренелая  устойчивость предрассудков связанных с отношением к старым людям. Предрассудок- это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Человеку, который находится во власти предрассудка, не нравятся те, кто не похож на него самого; он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей; он убежден в том, что они невежественны и опасны. Самое ужасное в предрассудках для человека, по мнению П.Л. Бергера- то, что они могут сделать человека таким(или заставить его стремиться быть таким), как рисует его предрассудок.31 Предрассудки формируются в пространстве культуры. Источники предрассудков многообразны: они могут выражать сознание того, кто мы такие, и обеспечивать нам социальное признание; могут защищать нас от тревоги, проистекающей из недостатка безопасности или внутреннего конфликта; они также могут развивать интерес к самим себе, поддерживая то, что доставляет нам удовольствие и препятствует тому, что нам неприятно. Существующие в обществе предрассудки зачастую служат основанием для возникновения социальных дистанций, отдаления поколений друг от друга. Также на дистанцированность поколений существенное влияние оказывает отсутствие информации о возрастных особенностях, консервирование негативного образа старости, активно поддерживаемое средствами массовой информации, содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения.

 Чтобы попытаться понять  и определить самобытность этапа  старости рассмотрим социогеронтологические  теории.32 Эти теории рассматривают старость как социальную проблему.

1. Теория социальной изоляции. Здесь  делается акцент на изменениях  в организации жизни пожилого человека. В первую очередь, это связывают с выходом на пенсию, что характеризуется сворачиванием социальных связей и коммуникаций. Это связывают также с отделением от детей, которые приобрели самостоятельность, потерей близких и знакомых людей, изменением возрастных требований в семье и урбанистическим стилем жизни. Выход на пенсию это серьезный стресс для пожилого человека. Была налажена жизнь, и все вдруг надо менять. Для этого периода жизни характерен феномен «воскресенья и праздника». Именно в эти дни человек чувствует себя одиноким, ощущает свою ненужность и не занятость. Он находится в психологическом состоянии обостренного восприятия своей жизни, своего места в ней. Мужчины и женщины по-разному воспринимают выход на пенсию, так как это связано с различиями в стиле жизни обоих полов, сильнейшей идентификацией мужчин с профессиональной ролью, у женщин же- с тяжелой домашней работой и семейными обязанностями. Часто после выхода на пенсию сразу возникают болезни. Отмечается необходимость новых адаптационных стратегий на финальном этапе жизни, способствующих овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критических моментов жизни пожилого человека. Английские психологи Адамс и Хопсон отмечают, что современное общество легко отторгает субъекта от определенной социальной группы и бросает его на произвол судьбы. Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой совершается в три этапа: - сегрегация (отделение человека от прежнего окружения и разрыв с прошлым).- транзиция (промежуточное состояние бесстатусности (маргинальное состояние)). – инкорпорация (последующее включение индивида в социальную группу в новом качестве).

В современном обществе человек  застревает на этапе транзиции. Возникает вопрос: Как адаптировать пожилого человека, чтобы он перешел на этап инкорпорации с наименьшими потерями? Такие институты культуры, как «обряды перехода»: исповедь это психологический механизм адаптации человека к сложным условиям, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной, жизненной стадии.

2. Теория профилизации личности. В ней анализируются, стиль  жизни, позиции и социокультурные  ориентации каждого человека. Проводится  анализ индивидуальных реакций  в пожилом возрасте. При этом сохранение жизненной активности рассматривается как позитивный фактор, подчеркивается, что люди с активными жизненными позициями готовы к изменениям и рассматривают их не как угрозу, а скорее как вызов своим возможностям. Квиентистская позиция (безучастие, пассивное отношение к окружающему) часто оборачивается стремлением переложить свои проблемы на кого-то другого. В результате человек постоянно выражает чувство неудовольствия, начинает искать институты и учреждения, которые решили бы его проблемы. Отмечается существование преемственности жизненных стратегий. Человек не изменяется, просто с возрастом появляются черты которые скрывались в молодом возрасте.

3. Теория возрастных ценностных  ассиметрий. Ряд исследователей  сосредотачивают свое внимание на анализе возрастных ценностных ассиметриях в обществе, речь идет о размерах и способах получения дохода, об «открытости» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы. Авторы указывают на то, что пожилые люди дистанцированы от власти, богатства и престижа и занимают маргинальное положение. Возрастная асимметрия проявляется в общественном сознании как смена приоритетов, связанных с упразднением позитивного образа респектабельной старости, престижа солидных манер пожилых и усилением значимости юношеских ценностей, спортивных игр и развлечений, преклонением перед культом богатства и успеха. В развитых странах пенсионеры являются наиболее платежеспособной группой с самым большим расходным капиталом. Они занимают значительное место в политике, имеют возможность путешествовать. Современный рынок на Западе ориентируется на пожилых людей. Существует сеть магазинов, салонов красоты, кафе, которыми владеют пожилые люди, то есть рынок учитывает возрастающее количество пожилых людей, их интересы и потребности.

4. Теория взаимоотношения модусов  времени. Согласно ей человек  существует в трех измерениях, прошлое, настоящее и будущее. Жизнь человека постепенно меняется с возрастом, и ее ритм приобретает плавный характер, любые факты в жизни становятся событиями, а любые те или иные действия заранее планируются. Любые нарушения приводят к состоянию психологической неудовлетворенности. Для представителей «третьего возраста» характерна прозрачность временных перегородок. Исследователи, которые изучали, обращенность к прошлому у пожилых людей выявили: во – первых, что пожилые люди часто пересматривают и переоценивают свою прожитую жизнь; во-вторых, у них постоянно спонтанно всплывают в сознании эпизоды давно прошедшего прошлого. Возвращение в прошлое это попытка наполнения своей жизни смыслом, а также это попытка найти точку опоры в жизни. С возрастом убыстряется время, незаметно начинают мелькать дни, месяцы, годы. Сужается пространство будущего за счет расширения пространства прошлого. Биологи установили, что с возрастом активизируются структуры, которые отвечают за память. С кем-то поговорить, вспомнить прошлое – это психотерапия для пожилых. С помощью этого метода можно сохранить его внутренний мир от всевозможных деформаций и разрушений. В Англии одной из новых форм работы с пожилыми людьми можно отметить организацию центра реминисценции (воспоминаний), образованного в 1993 году на базе самодеятельного театра-студии в одном из районов Лондона. Цель его деятельности, это пробуждение у пожилых людей воспоминаний активизирующих их память. На основе интервью, взятых у стариков, драматурги пишут пьесы, которые потом ставятся артистами студии или по этим интервью издаются книги воспоминаний. При центре организован музей предметов старины, отражающих культуру предшествующих поколений. Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасают от одиночества и депрессии. Исследования ученых-медиков показали, что пожилые люди, которые предаются воспоминаниям, менее апатичны и изолированы. Возвращаясь в прошлое, человек мысленно соприкасается с близкими дорогими людьми, явлениями, переживает положительные эмоции, связанные с собой.

5. Теория стигмы. В ней проблемы  старости интерпретируются как  следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков» (беспомощный, зависимый, бедный, слабый, больной). Человек привыкает к ним и начинает строить свою жизненную стратегию стигме.

6. Теории девиации. Их основой  являются представления о некоторых  нормах, пределах или идеалах  развития личности. Пассивность  стариков, их социальное отчуждение, уход в себя рассматриваются  как варианты отклоняющегося поведения. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление. Старость рассматривается как основное звено трансмиссии культуры. Здесь делаются интересные выводы об изменениях содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанных с процессами информатизации современного общества. Отношения между поколениями не сводится только к обмену информацией. Происходит передача эмоционального настроя. Например, феномен – «бабушкины сказки»-большая ценность. Ребенок с помощью этого приобретает опыт эмоционального общения, происходит сотворчество молодых и старых. Но в настоящее время происходит его выпадение из воспитательного процесса, что в значительной мере обедняет эмоционально-нравственную сферу ребенка, способствует формированию душевного онемения. Тончайшие узы душевной близости и привязанности, авторитет старших, которые формируются только в процессе непосредственного тесного общения, значительно смогли бы предотвратить трагедии детских судеб, а также холодную старость, не согретую заботой и любовью детей и внуков. В российских семьях традиционная роль бабушки предстает в выполнении функции «няни», нежели домашней воспитательницы. Бабушки(дедушки) обычно не принимают жизненно важных для семьи решений, а в основном выполняют вспомогательные функции неоплачиваемого домашнего труда и ухода за ребенком. Преобладает потребительская модель отношения к старшему поколению.

Привилегией старости является наличие  жизненного опыта. Опыт старшего поколения берется в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. От поколения к поколению транслируются определенные социальные программы, образцы поведения. Образцы поведения могут быть двух типов: позитивные образцы и образцы запреты, которые фиксируют негативный опыт, предостерегающий от повторений. В настоящее время признак межпоколенной передачи опыта, который обычно связывался с понятием традиции, уже не является характерным, ибо они могут заменяться в рамках одного поколения.

7. Субкультурная теория старости. Рассматривает совпадение моделей  поведения связанных с той  социокультурной ситуацией, в  которой развивалось данное поколение.  Известно, что каждая возрастная  группа имеет свои ценности, свою субкультуру. Пожилые люди любят общаться со сверстниками, так как они находят общность интересов, взглядов. Под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам, обычаями, ценностными ориентациями и стилем поведения.33

Нужно отметить, что в ХХ веке обострилась  проблема единства культур. Раньше культура не делилась на «молодежную» и «взрослую» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы.),а теперь у различных поколений появились серьезные отличия в ценностных ориентация, в моде, в способах коммуникации и образе жизни в целом.  Это затрудняет и осложняет общение двух поколений. Это затруднение в общении у людей различных возрастных групп может быть связано по мнению М.Э. Елютиной с влиянием возрастных лакун культурного фонда.

 Общечеловеческую характеристику  взаимодействия поколений дает  М. Мид.34 В истории человечества Маргарет Мид выделяет три типа культуры межпоколенных отношений:

- Постфигуративные, в них дети учатся у своих предков.

- Кофигуративные, дети и взрослые учатся у своих сверстников.

- Префигуративные, взрослые учатся у своих детей.

 Постфигуративные культуры  больше свойственны традиционным обществам и ориентируются в своем развитии на прошлое. Информация от поколения к поколению передается бессознательным путем. Для них прошлое воплощено только в стариках. Старики являлись хранителями и носителями культуры. В таких культурах в отношениях между поколениями тоже встречаются конфликты. Когда люди старшего возраста ждут от молодого поколения мятежа и захвата власти. С точки зрения М. Мид это находит отражение в инициациях (ритуалах перехода). Запреты и ритуалы нейтрализуют поколенные конфликты. Постфигуративная культура зависит от реального присутствия в ней трех поколений. Они принимают данную культуру как нечто само собой разумеющееся, так что ребенок, вырастая, принимает без тени сомнения все то, в чем никто не сомневается в его окружении. Сохранение культуры зависит от установок стариков и от того, как они передали ее молодым.

 Кофигуративные культуры, характеризуются  доминирующей моделью поведения  сверстников. Ускорение технического  и социального прогресса в  индустриальном обществе порождает кофигуративные отношения, когда дети и взрослые все больше ориентируются на подвижную современность. В воспитании растет влияние сверстников. Возникает молодежная контркультура. Влияние родителей уравновешивается влиянием сверстников. Кофигурация начинается там, где начинается кризис постфигуративной системы. Кризис в результате катастроф, в которых погибли в основном старшие, которые играют важную роль в руководстве обществом. Вслед за переселением в новую страну, где старшие всегда будут считаться иммигрантами и чужаками. В итоге завоевания, когда покоренное население вынужденно усваивать язык и нравы завоевателей. В итоге мер, сознательно осуществленных революцией, утверждающей себя введением новых и иных стилей жизни для молодежи. Иммиграция в другие страны это типичный случай, когда от молодежи требуется, чтобы ее поведение резко отличалось от поведения, характерного для культуры предков. В кофигуративных культурах опыт молодого поколения радикально отличен от опыта их предков и других старших представителей той общины, к которой они непосредственно принадлежат. Молодежь самостоятельно должна вырабатывать нормы поведения и служить образцом для своих сверстников. Детям-иммигрантам или детям которые родились в иммиграции, передается культурное наследие от взрослых, которые не являются их родителями, дедами, жителями их собственных иммигрантских поселков. Они вступают в контакт со своими сверстниками и получают возможность сравнить себя с ними. Их сверстники в состоянии дать им более практичные модели поведения, чем те, которые могут предложить взрослые. В своей простейшей форме кофигуративное общество- это общество, в котором отсутствуют деды и бабки. Это явление, больше свойственно индустриальным, высоко урбанизированным обществам, в которых обеспеченные или очень бедные люди отделяют себя от престарелых, предоставляя им для жительства специальные дома. С физическим удалением поколения дедушек и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на одно поколение, а значит, его связи с прошлым ослабевают. Частью этой культуры выступает установка на то, что дети уйдут от своих родителей либо окажутся вне их влияния, как в свое время сделали и сами родители. В США последствия кофигурации, стали ощущаться к началу ХХ века. Близкие отношения между старшим поколением и внуками потеряли свою силу. Родители утратили свой приоритет в разработке стандартов поведения.

 Префигуративные культуры ориентируются  на будущее и отражают время,  в котором мы живем. Дети  стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять с помощью осуществления изменений в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, которая несет в себе постфигуративные элементы. За последние десятилетия произошло много событий, которые изменили отношение человека к человеку. Изобретение компьютера, успешное расщепление атома, исследования поверхности нашей планеты, крайнее ускорение роста населения Земли и осознание неизбежности катастрофы, если, этот рост продолжится, кризис городов, объединение всех частей света реактивной авиацией и телевидением - все это привело к резкому необратимому разрыву между поколениями. Этот разрыв совершенно нов, но глобален и всеобщ. Ведь именно молодые окончили курсы по работе с компьютерами, а люди среднего и пожилого возраста, сегодняшние руководители, вполне возможно, даже и не знакомы с компьютерным языком. Если еще совсем недавно слова старших: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым» - звучали убедительно, то сегодня, как считает М. Мид, молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь». Сегодня же во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И, наоборот, старшее поколение никогда в жизни молодых не найдет повторения своего опыта перемен. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие. Концепция М. Мид предполагает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Молодежь по-своему интерпретирует сложившиеся современные ситуации и культурное наследство и этим оказывает сильное влияние на старшее поколение. Однако, какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны, по мнению И. Кона на опыте прошлых поколений и на определенной культурной традиции.

 Следуя терминологии М. Мид,  конечно, нужно согласиться, что расстановка фигур прошлого, настоящего и будущего в отношениях поколений всегда подвижна, носит конкретно-исторический характер. Она, верно, указывает на тенденцию возрастания роли энергии молодых, но энергии не всякой, а направленной на достижение более счастливого и гармоничного сосуществования людей, природы, космоса, высших духовных сил.

 

Подведем итоги данного параграфа.

Старость рассматривается как  элемент человеческого бытия  и развития, определенным образом  институализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта.

Информация о работе Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий