Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:36, дипломная работа

Описание

Цели и задачи исследования
Цель исследования: социокультурный анализ межпоколенных взаимодействий и их содержательной динамики в контексте институциального преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
- провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
- проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования межпоколенных взаимодействий 10
1.1. Теоретико-методологические традиции изучения
межпоколенных взаимодействий 10
1.2. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания,
темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим
поколением и молодежью. 30
Глава I I. Симбиотичность поколений в современном
динамическом обществе 48
2.1. Семья как институт социального наследования 48
2.2. Практики межпоколенных взаимодействий 68
Заключение. 89
Библиография 93
Приложения 98

Работа состоит из  1 файл

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

 Причины наиболее частых  конфликтов в семьях из трех поколений - распределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы слушаться, а они почему-то не хотят.

 Распад, дробление большой семьи  - процесс объективный. На Западе  он начался раньше, у нас позже.  Нуклеарная семья, родители - дети, становится преобладающей. Это связано со многими сложными процессами - индустриализацией, урбанизацией, научно-технической революцией. Но нельзя тут, наверное, недооценивать и факторов субъективных, психологических. Легко ли жилось детям, где командовали старшие, порой довольно деспотично? Уход из под диктата можно считать явлением общественно-прогрессивным и необходимым. Молодых людей уводили из дому тяга к самоутверждению, поиск возможностей для этого. И сегодня, хотя от прежней родительской власти почти ничего не осталось, они жаждут автономии, особенно после вступления в брак. Мудрые родители понимают это желание и идут ему на встречу, если могут пойти. Но, увы, не каждые родители могут обеспечить молодоженов отдельным жильем, а совместное проживание бывает очень сложным, даже при обоюдном стремлении понять друг друга и чем-то поступиться. Родителям кажется, что они творят благое дело, учат уму-разуму, а молодые иногда из-за этого "блага" разводятся. Излишне опекая взрослых детей, освобождая от решения многих жизненных проблем, родители в то же время жалуются на их несамостоятельность. Особенно трудно складываются отношения в семьях, где у старших нет своих интересов, личных целей и они полностью отождествляют свою жизненную перспективу с жизнью детей.

Зачастую конфликты возникают из-за того, что молодым легко все в доме менять, перестраивать, обновлять, спешить за модой, а пожилые люди больше ценят то, к чему привыкли. В этом скорее не старомодность вкусов, а особая мудрость.

 Сейчас изменились пожилые  люди. Чем выше уровень образования, чем шире интересы, тем больше дорожат они своей суверенностью. Да и с жильем стало полегче: хоть все еще остра эта проблема, но уже не так, как двадцать-тридцать лет назад. "Помогать взрослым детям, заботиться о внуках надо, но жить лучше отдельно, пока себя обслуживаешь" - вот точка зрения многих пенсионеров, особенно "молодых". Но что не говори, трудно одиноко живущим старикам, особенно когда дети в другом городе.

 Невольно вспоминаются слова  А.С. Пушкина: "... семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети - покамест малы; родители, когда уже престарелы". Многие сегодня разделяют взгляды Александра Сергеевича, но как их воплотить в жизнь?

 Одни требуют строгих правовых, административных, общественных мер.  Считают, что закон должен "обязать отъявленных эгоистов жить вместе с пожилыми родителями", что детей, "спихнувших" мать или отца в дом для престарелых, надо судить. Но не сократим ли мы при этом жизнь пожилым родителям? Нечасто встретишь мать, желающую публичного позора своим детям, даже если она льет из-за них слезы.29

 Конституцией определена обязанность  детей "заботиться о родителях  и оказывать им помощь". Можно  взыскать алименты с забывших  о своих святых долгах, но только  большинство стариков нуждаются  не в материальной поддержке, а в моральной. Поэтому у многих сама мысль о строгой регламентации отношений вызывает протест: "Жить вместе по обязанности? Какой же климат будет в такой семье?"

Дети привыкли видеть в родителях  опору и не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях.

 Некоторые видят причину  всех бед в "разрушении" больших  семей и вспоминают о прежнем  патриархальном укладе семьи,  где не было одинокой старости.

 В самом деле, никакой закон не сможет учесть все разнообразие семейных сложностей, конфликтов.

 Квартирные обмены в пределах  одного города - жить вместе, поближе  - тоже не просты. И, конечно,  пожилым родителям и взрослым  детям нужна здесь помощь общества, исполнительных органов власти, которые, обеспечивая жильем, должны и учитывать вопросы расселения. Близость проживания способствует контактам.

Проживая вместе или неподалеку друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети могут оказывать взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственными значимыми для них контактами с людьми.

А пожилые родители, в свою очередь, могут помогать вести домашнее хозяйство, присматривать за внуками. Обмен  услугами и помощью несравнимо выше между родителями и взрослыми детьми, живущими вместе или недалеко друг от друга.

 Но если старые люди по  тем или иным причинам - географическим, психологическим - не могут жить вместе с детьми, то государство должно о них заботиться так же, как и об одиноких.

 Хотя эпитет "счастливая" и не годиться для старости, но разве любовь и забота  детей - не из области счастья? 

 Хорошо приходить в дом,  где вместе со взрослыми детьми  и внуками живут бабушка с  дедушкой. Особый уют в этих  домах. Здесь тихие, спокойные вечера, когда молодой хозяйке, прибежавшей с работы, не надо «разрываться» между плитой и детьми. У бабушки уже готов ужин, и вся семья садится за стол. Старый добрый порядок, который не так просто сохранить при нынешних ритмах жизни, особенно в больших городах. Мы привыкаем есть на ходу, а накрытый стол - это разговоры, которые маленьких детей приобщают к заботам взрослых, а бабушке с дедушкой дают ощущение наполненности жизни. Они в курсе дел своих детей и внуков. Все, что с ними происходит, их непосредственно касается. А если могут дать совет - счастливы.

 В семье, где складываются  подобные отношения, не услышишь  от старших ворчливого: "Вот мы в дни нашей молодости..." Они и от сегодняшних дней не отстают, знают, что нынче читают, и даже к музыкальным вкусам внуков относятся с пониманием. В таких домах нередко собираются родственники. Как важно, особенно при малочисленности нынешних семей, чувство родства, рода, корней.

Это каждому и в себе помогает разобраться, случайном и неслучайном  в своей жизни. Однако мало и все меньше таких домов.

 Дети необыкновенно чутки  и улавливают все оттенки взаимоотношений  в семье. Опыт многих семей  показывает, что дети повторяют  своих родителей. Если родители  хорошо относятся ко своим  старикам, то они могут быть  спокойны: у них будет счастливая старость.

 

 Подведем итоги данного параграфа.

Пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. Такие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Пожилые люди выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для которых такая информация была необходима. Таким образом пожилые люди получали возможность адаптироваться к новым социальным ролям и найти механизмы самореализации, а молодежь приобретала жизненно важные навыки.

Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни одного поколения. Таким образом старики превращаются в "носителей прошлого" - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда, стимулирования работников, продвижения по службе могут оказаться даже вредными. Это трижды справедливо для России, переходящей от плановой к рыночной экономике.

Представители поколения, рожденного в 60-е годы, говорят о том, в  их жизни бабушки и дедушки  имели большое значение: они ухаживали  за внуками, когда те болели; рассказывали сказки; служили защитой и источником сочувствия; были наиболее близким и доверенным другом; никогда их не наказывали; всегда были добры к ним и прощали ошибки.

Сейчас же некоторые пожилые  люди избегают общества молодых, ворчат на них, критикуют их поведение и взгляды. Им кажется, что теперешние молодые люди - грубые, в целом - иные.30

В настоящее время, в связи с  увеличением числа нуклеарных семей, общение старшего поколения с младшим затруднено, хотя конечно имеет место. С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт "сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают". С распадом многопоколенных семей появились проблемы одиночества в старости, детской беспризорности. Вот почему так важны многопоколенные семьи.

 В экономически развитых  странах люди старше 60-ти лет  составляют 20-25%. Это отразилось на  программе действий ООН и ВОЗ. 1993 год был объявлен годом пожилых людей и солидарности между поколениями, а 1994 год - годом семьи. И такая постановка вопроса не случайна, ведь совместное проживание пожилых людей с семьей - это проблема и для семьи, и для пожилого человека.31

 

2.2. Практики межпоколенных  взаимодействий

Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества или просто участвовать в его жизни. Он может также быть объектом средовой активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения занимаются помощью пожилым людям. Но, независимо от того, в какой роли (объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе, каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней.32

Существует большое разнообразие контактов и сфер деятельности для  пожилого человека, который желает заняться полезной для окружающих деятельностью. Контакты устанавливаются в первую очередь через формальные учреждения, общественные организации и группы, имеющиеся в данном районе. Кроме того, пожилые люди могут поддерживать связи с коллегами по работе, знакомыми, соседями. Наиболее простая и распространенная форма общения существует в группах, состоящих из бабушек и внуков, за которыми они присматривают. Бабушки заняты беседами, внуки - совместными играми.

Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодежью не только существует, но и имеет возможности для своего развития.

 Пожилой человек контактирует  с названными социальными группами  в относительно узкой сфере:  в магазине, парке, библиотеке, клубе  и других культурных учреждениях. Ограничение пространства, в котором происходят эти контакты, наступает одновременно с убыванием физических сил стареющего человека, вплоть до полного "замыкания" в собственном жилище. В этом случае старый человек перестает быть участником общественной и культурной жизни и часто становится объектом активности местной общественности. Разумеется, это относится не ко всем старым людям, социальные контакты которых ограничены квартирным пространством. Многие из них не только сохраняют культурную активность: читают, слушают радио, смотрят телепередачи, имеют хобби, но и организуют дружеские встречи, осуществляют опеку над внуками. Если же пожилой человек находится в хорошей физической форме, то он может реализовать себя в таких, наиболее характерных для нашего общества, направлениях деятельности в его микросоциальном окружении, как опекунско-воспитательная, административно-организационная и культурно-просветительская.

 Чтобы помочь пожилым людям  активно включиться в общественную  жизнь, необходимо выделить такие  интересы старшего поколения,  которые сближают его с другими  возрастными группами. Именно интересы активизируют жизнь людей, выступают побудительным мотивом, который направляет деятельность субъектов на удовлетворение потребностей. Общность интересов рождает единство целей и единство действий, вследствие чего возникает общественное согласие, проявляющееся в поддержке.33

Симбиотичности поколений и  стабильности общества способствуют практики межпоколенных взаимодействий.

 В современном обществе развиваются  различные межпоколенные практики, предусматривающие систематическое и преднамеренное взаимодействие между пожилыми и молодыми людьми в обществе.

Такие практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами.

Практики взаимодействия поколений  затрагивают множество социальных, экономических и политических факторов, влияющих как на молодых, так и пожилых людей. Например, в США межпоколенные практики успешно используются с 1963 года, их применение эффективно в решение таких проблем как социальная изоляция, дистанцированность поколений друг от друга и от общества, дискриминация по возрасту как при приеме на работу, так и при увольнении и множестве других.

 Первоначально межпоколенные  практики были созданы с целью  преодолеть негативные последствия географического разделения поколений, так как 30-40% американских семей жили вдалеке от родителей. Недостаток межпоколенных контактов в семье способствовал возникновению чувства одиночества и ненужности среди пожилых, так как они теряли значимые роли в семье, а дети и подростки теряли положительные образцы для подражания, ласку и заботу бабушек и дедушек. Начали появляться стереотипы в отношении обоих поколений.

 В дальнейшем (1980-1990-е годы) межпоколенные  практики сосредоточились на решении определенных социальных проблем, воздействующих на молодежь и людей пожилого возраста.

 Детям и подросткам эти  практики помогают в решении таких проблем как: заниженная самооценка, исключение из школы, злоупотребление алкоголем и наркомания, вовлечение в банды, ранняя беременность.

Для пожилых людей участие в  межпоколенных практиках помогает избавиться от ощущения своей бесполезности и чувства одиночества, алкоголизма, а также решить проблему занятости. Практики межпоколенного взаимодействия способствуют восстановлению связей с семьей и обществом.

Информация о работе Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий