Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:36, дипломная работа
Цели и задачи исследования
Цель исследования: социокультурный анализ межпоколенных взаимодействий и их содержательной динамики в контексте институциального преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
- провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
- проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования межпоколенных взаимодействий 10
1.1. Теоретико-методологические традиции изучения
межпоколенных взаимодействий 10
1.2. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания,
темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим
поколением и молодежью. 30
Глава I I. Симбиотичность поколений в современном
динамическом обществе 48
2.1. Семья как институт социального наследования 48
2.2. Практики межпоколенных взаимодействий 68
Заключение. 89
Библиография 93
Приложения 98
Причины наиболее частых конфликтов в семьях из трех поколений - распределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы слушаться, а они почему-то не хотят.
Распад, дробление большой семьи
- процесс объективный. На
Зачастую конфликты возникают из-за того, что молодым легко все в доме менять, перестраивать, обновлять, спешить за модой, а пожилые люди больше ценят то, к чему привыкли. В этом скорее не старомодность вкусов, а особая мудрость.
Сейчас изменились пожилые люди. Чем выше уровень образования, чем шире интересы, тем больше дорожат они своей суверенностью. Да и с жильем стало полегче: хоть все еще остра эта проблема, но уже не так, как двадцать-тридцать лет назад. "Помогать взрослым детям, заботиться о внуках надо, но жить лучше отдельно, пока себя обслуживаешь" - вот точка зрения многих пенсионеров, особенно "молодых". Но что не говори, трудно одиноко живущим старикам, особенно когда дети в другом городе.
Невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина: "... семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети - покамест малы; родители, когда уже престарелы". Многие сегодня разделяют взгляды Александра Сергеевича, но как их воплотить в жизнь?
Одни требуют строгих
Конституцией определена
Дети привыкли видеть в родителях опору и не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях.
Некоторые видят причину всех бед в "разрушении" больших семей и вспоминают о прежнем патриархальном укладе семьи, где не было одинокой старости.
В самом деле, никакой закон не сможет учесть все разнообразие семейных сложностей, конфликтов.
Квартирные обмены в пределах
одного города - жить вместе, поближе
- тоже не просты. И, конечно,
пожилым родителям и взрослым
детям нужна здесь помощь
Проживая вместе или неподалеку друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети могут оказывать взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственными значимыми для них контактами с людьми.
А пожилые родители, в свою очередь, могут помогать вести домашнее хозяйство, присматривать за внуками. Обмен услугами и помощью несравнимо выше между родителями и взрослыми детьми, живущими вместе или недалеко друг от друга.
Но если старые люди по тем или иным причинам - географическим, психологическим - не могут жить вместе с детьми, то государство должно о них заботиться так же, как и об одиноких.
Хотя эпитет "счастливая" и не годиться для старости, но разве любовь и забота детей - не из области счастья?
Хорошо приходить в дом,
где вместе со взрослыми
В семье, где складываются
подобные отношения, не
Это каждому и в себе помогает разобраться, случайном и неслучайном в своей жизни. Однако мало и все меньше таких домов.
Дети необыкновенно чутки
и улавливают все оттенки
Подведем итоги данного
Пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. Такие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Пожилые люди выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для которых такая информация была необходима. Таким образом пожилые люди получали возможность адаптироваться к новым социальным ролям и найти механизмы самореализации, а молодежь приобретала жизненно важные навыки.
Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни одного поколения. Таким образом старики превращаются в "носителей прошлого" - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда, стимулирования работников, продвижения по службе могут оказаться даже вредными. Это трижды справедливо для России, переходящей от плановой к рыночной экономике.
Представители поколения, рожденного в 60-е годы, говорят о том, в их жизни бабушки и дедушки имели большое значение: они ухаживали за внуками, когда те болели; рассказывали сказки; служили защитой и источником сочувствия; были наиболее близким и доверенным другом; никогда их не наказывали; всегда были добры к ним и прощали ошибки.
Сейчас же некоторые пожилые люди избегают общества молодых, ворчат на них, критикуют их поведение и взгляды. Им кажется, что теперешние молодые люди - грубые, в целом - иные.30
В настоящее время, в связи с увеличением числа нуклеарных семей, общение старшего поколения с младшим затруднено, хотя конечно имеет место. С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт "сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают". С распадом многопоколенных семей появились проблемы одиночества в старости, детской беспризорности. Вот почему так важны многопоколенные семьи.
В экономически развитых странах люди старше 60-ти лет составляют 20-25%. Это отразилось на программе действий ООН и ВОЗ. 1993 год был объявлен годом пожилых людей и солидарности между поколениями, а 1994 год - годом семьи. И такая постановка вопроса не случайна, ведь совместное проживание пожилых людей с семьей - это проблема и для семьи, и для пожилого человека.31
Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества или просто участвовать в его жизни. Он может также быть объектом средовой активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения занимаются помощью пожилым людям. Но, независимо от того, в какой роли (объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе, каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней.32
Существует большое
Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодежью не только существует, но и имеет возможности для своего развития.
Пожилой человек контактирует
с названными социальными
Чтобы помочь пожилым людям
активно включиться в
Симбиотичности поколений и стабильности общества способствуют практики межпоколенных взаимодействий.
В современном обществе
Такие практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами.
Практики взаимодействия поколений
затрагивают множество социальн
Первоначально межпоколенные практики были созданы с целью преодолеть негативные последствия географического разделения поколений, так как 30-40% американских семей жили вдалеке от родителей. Недостаток межпоколенных контактов в семье способствовал возникновению чувства одиночества и ненужности среди пожилых, так как они теряли значимые роли в семье, а дети и подростки теряли положительные образцы для подражания, ласку и заботу бабушек и дедушек. Начали появляться стереотипы в отношении обоих поколений.
В дальнейшем (1980-1990-е годы) межпоколенные практики сосредоточились на решении определенных социальных проблем, воздействующих на молодежь и людей пожилого возраста.
Детям и подросткам эти практики помогают в решении таких проблем как: заниженная самооценка, исключение из школы, злоупотребление алкоголем и наркомания, вовлечение в банды, ранняя беременность.
Для пожилых людей участие в
межпоколенных практиках
Информация о работе Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий