Социокультурный интегрализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:34, реферат

Описание

Говоря о социальном, мы говорим об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Рассматривая культуру— мы говорим о понятии, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Вместе эти два компонента создают социокультурное пространство.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Понятие культуры в социологии…………………………4
Концепция социокультурной динамики…………………6
Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина…………8
Цивилизационный прогресс………………………………10
Универсалии культуры……………………………………12
Заключение……………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Социокультурный интегрализм.docx

— 45.27 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 
               УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,  
          МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

Институт международного бизнеса и права

Кафедра Таможенного дела и логистики

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Социология»

На тему: «Социокультурный интегрализм»

 

 

 

 

                                                                                                    

 

 

                                                                                                    Выполнила: студентка гр. 1441

Степанова Д.Д.

Научный руководитель: Пешков А.И.

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

    1. Понятие культуры в социологии…………………………4
    2. Концепция социокультурной динамики…………………6
    3. Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина…………8
    4. Цивилизационный прогресс………………………………10
    5. Универсалии культуры……………………………………12

Заключение……………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Что такое социокультурный интегрализм? 
      Говоря о социальном, мы говорим об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Рассматривая культуру— мы говорим о понятии, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Вместе эти два компонента создают социокультурное пространство. 
Каждое социокультурное пространство - это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями. Оно не только формирует особые человеческие типы и стили поведения людей, но и объединяет людей, населяющих его, чувством особого переживания пространства. 
Также нужно знать понятие интегрализма- это идеология, считающая общество единым целым. Оправдывает социальное неравенство и сотрудничество классов, предотвращающее конфликты между социальными и экономическими группами общества. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство вместо разделения по идеологическому признаку. 
     Складывая всю эту информацию в единое целое, можно сформировать понятие социокультурного интегрализма – это процесс объединения социального и культурного, показывающий всю их неразрывность и взаимозависимость.  
    Человек является интегральным существом, следственно из чего, мы можем оценить всю роль взаимосвязи культурного с социальным. 
     Целью реферата является проследить всю эту взаимосвязь. 
     Задачами является, рассмотреть культуру в социологии, в чем нам поможет социолог Т.ПАрсонс. Так как каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои «пределы роста», мы постараемся проследить источники и движущие силы социальных перемен и изменений и их диалектику в обществе, то есть социокультурную динамику, где не обойдемся без мнения социолога-теоретика П.А.Сорокина (идеи интегрализма которого, мы тоже учтем). Рассмотрим ее цивилизационный прогресс. И для наглядности  узнаем элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

I.Понятие культуры в социологии

    Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, как определенную информационную программу, которая вынуждает людей принимать события в определенном свете, поступать именно так, а не по-другому, оценивать все происходящие события и действия предвзято. Различные ценности, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом.  
    То, что в одной культуре может быть несуразным, неприличным, казаться нанесением бесчестья, в другой может являться признаком благосклонности и доброжелательности , и то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцами может быть оценено как чистейший абсурд. Однако с «внутренней» стороны, все это кажется рационально, правильно и логично обоснованным. Все смыслы и понятия закреплены и связанны друг с другом, а на вопрос вроде «почему делается именно так?» звучащий со стороны, часто можно услышать наивно непритворный контрвопрос: «А как же иначе?!» 
    Но мы живем в России. Здесь как раз в течение развития нашей жизни очень многое становится «иным». Меняются социальные институты и культурные стандарты, разрушаются массовые стереотипы и образуются новые, происходит крах и рождение идеологий, поэтому нам легче осознать, насколько хрупка и насколько сильна по своему воздействию эта непрочная и скоропроходящая ткань общества – культура. 
    Также, хоть социологи и не углубляются  в рассмотрение таких проблем, как материальная и духовная культура, функционалисты за счет своих исследований утверждают, что между этими культурами имеется определенный лаг, и их положение, со временем, может существенно меняться. 
    На дворе информационный век, но люди продолжают пользоваться принципами и пониманиями индустриального общества: оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты. Технология как бы отрывается от сложившейся культуры отношений. 
    В это же время можно заметить прямо противоположный процесс. Например, христианские заповеди, которые были сформулированы в качестве нового духовного принципа общежития около 2000 лет тому назад. Однако до сей поры не возникало общество, образованное так и придерживавшееся этих принципов, хоть материальные предпосылки и духовные интенции могли быть на лицо.

 

    Один из американских социологов-теоретиков Т. Парсонс, провел достаточно ясные различия между социальным и культурным. В качестве социального он подразумевал реальную социальную жизнь – события, факты, процессы. Под культурным же он понимал то, как люди представляют социальную жизнь, то есть, как воображают реальность.

     Проанализировав культурные процессы, Парсонс вывел понятие генерализованной ценности – господствующих  идейных представлений. В обществе западного типа, будучи современным, под этим подразумевается демократия, свобода, личность.

Производство и социальные отношения  выполняют в обществе мужскую  функцию: они дестабилизируют, разрушают  стереотипы, движут общество вперед.

Культура, как считает Т. Парсонс, выполняет женскую функцию: поставляет трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений.

Социологи также уяснили, что только на определенных этапах цивилизационного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни общества в целом. В более высокоразвитых обществах доминирует культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Концепция социокультурной динамики

     Среди основных теоретических  концепций Сорокина, направленных  на объяснение изменений в  мире, центральное место занимает  теория социокультурной динамики. В ней социолог стремится проанализировать  источники и движущие силы  социальных перемен и изменений  и их диалектику в обществе. В социокультурных изменениях, Сорокин  признает большую роль теорий, где подчеркивается значение  географического, биологического  и психологического факторов. Также  он считает, что «основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения»

     Анализируя общественную действительность в историческом срезе, Сорокин охарактеризовал ее как иерархию разных социальных и культурных систем, начиная с маленьких и заканчивая самыми большими и объемными — супер-системами. Последние имеются на протяжении веков, обхватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, подключая науку, художество, вероисповедание, язык и т.д. В процессе разбора суперсистем Сорокин особенное внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где ключевую роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.

   В каждую историческую эпоху, сообразно трактовке социолога, преобладает и властвует одна из культурных суперсистем, в структуре которой разрешено найти как останки ее " предшественницы ", так и зачатки " наследницы ". Этот поиск составляет главную задачу социологии и обязан реализоваться, в согласовании с концепцией ученого, через призму разбора ценностей разного нрава, к числу которых в первую очередность относятся нормы( как правовые, так и в особенности культурные и нравственные). 
     Сорокин изучал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый из которых выступает как определенное единство. Социолог  выделяет три таких основных типов: чувствительный, рациональный, идеациональный. Первый характеризует преобладание непосредственного чувственного восприятия действительности. Второй – доминированием рационального мышления. Третий же, преобладанием интуиции. Каждый из этих типов культуры имеет свое место в человеческом развитии и этапах его прогресса.  
      Подробнее рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной, Сорокин рассуждал:  «Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает спускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующий новое поколение — людей будущего»  
   В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди так или иначе входят в систему социальных взаимодействий под влиянием целого ряда факторов: бессознательных ( различные рефлексы), биосознательных (биологические потребности), социознательных (мораль, нормы) регуляторов. Последняя группа регуляторов и есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает и имеет свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На этих основаниях создаются образцы культурной жизни. 
     Одна из основных категорий  в концепции социокультурной динамике Сорокина являются ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. В первую входят ценности, которые возникают в результате познавательной деятельности (истина), во вторую включены ценности эстетического удовлетворения (основная-красота), третья охватывает ценности социальной адаптации и морали ( центром этой классификации является добро), четвертая же, касается ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, среди которых наиболее интегральной является польза, по мнению Сорокина. 
     Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова — вплоть до почти полного отождествления культуры и общества (о чем им написана книга «Кризис нашего века», изданная в Нью-Йорке в 1941 г., а затем и еще одна работа — «Общество, культура, личность»). Сорокин стремился найти возможность преодоления кризиса культуры и общества и обосновать ее посредством «моральной реконструкции человечества», где значительную роль уделяет реализация идеи интегрализма.

 

 

III.Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина

   Сквозь всю теоретическую социологию Сорокина красной нитью проходит идея интегрализма. По сути, она оказалась сквозной для всего творчества ученого, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур. Наиболее четко она проявилась в анализе личности и общества. «Новая интегральная теория личности, — писал ученый, — не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом»  
   Социолог считал, что человек интегрален прежде всего по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для нахождения истины, которая является главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами – чувствами, разумом и интуицией. В результате чего, их интегральное использование знания о мире человека становится полным. Процитируем в этой связи самого Сорокина: «Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания — чувства, разума и интуиции, — это более полная и более цепная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. История человеческого знания — это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания  дополняют друг друга и контролируют».  
  Говоря о теории интегрального типа общества Сорокина, следует отметить, что он стремился представить свой вариант будущего. В 1960-х гг. в ряду концепций конвергенции (сближения, соединения обществ и стран с различным социальным строем) она занимала одно из центральных мест благодаря реалистическому подходу к пониманию взаимосвязи различных организаций и систем общественной жизни и необходимости использования лучших достижений каждой из них в интересах человечества. В отечественной литературе: 1960— 1970-х гг. эта теория подвергалась критике, подчас огульной и необоснованной. Между тем ряд положений, касающихся действительных завоеваний человеческого общества, отражал реализм подхода Сорокина. Это, в частности, касается плюрализма форм собственности и политической структуры, стимулирования труда и экономической дисциплины, отношений с другими странами и способов планирования и т.д. Доказательством концептуальной значимости социологической теории является то, что человечество, пусть трудно, медленно, мучительно, но все же продвигается по пути интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Цивилизационный прогресс

      Культура зарождается и развивается одновременно с человеческим сообществом, она является связующей субстанцией, полем притяжения любого социума. Если проследить этапы развития человеческой цивилизации, оказывается, что культура постепенно вытесняет чисто витальные мотивы и потребности развития сообществ и в современном обществе обретает самодостаточное значение и демиургическую роль.

Действительно, примитивные, первобытные  общества, частично сохранившиеся и  сейчас (например, гвинейские папуасы), постепенно эволюционировали от малочисленных  племен охотников и собирателей  к земледельческим общинам с  зачатками власти и продуктообмена и к многотысячным скотоводческим ордам с их социальным расслоением  и вождизмом.

Зарождение «цивилизации» и  возникновение традиционных государств связано в основном с культурным сдвигом в социальном развитии. Сама характеристика «традиционный», по М. Веберу, – это уже оценка культуры, а именно в это время и появляется письменность, возникает институт образования, науки, появляются ремесленные и (позже) мануфактурные технологии, зарождаются и растут города, развиваются рынки, усиливается неравенство, формируются сословия и классы, устанавливаются монархические системы правления. Социальная коммуникация и культурная трансляция приобретают самостоятельный институциональный вес.

Развитие индустриальных обществ  выводит промышленное производство и технологии на первый план общественных ценностей, превращая их в основной ресурс. Урбанизация и в целом  возросшая мобильность смягчают социальное расслоение и сближают жизненные  стандарты разных общественных групп, формируются многонациональные  государства, империи, которые вновь  сменяются однонациональными, и  в конце XX в. иммиграция смешивает  их населения опять.

Развивается рыночная экономика, возникают  три социальных мира: капиталистические  лидеры, социалистические общества (те и другие индустриального типа) и  развивающиеся страны (аграрного  типа, с преимущественно традиционными  способами производства, но активно  включающиеся в мировой рынок).

«Третьи страны» и сегодня испытывают особые трудности не только экономического, но и культурного плана. Социологи  отмечают, что эти общества начинают терять свою идентичность, чувствуют  себя отсталыми и неконкурентоспособными, потерявшими достойную перспективу.

Похожую фрустрацию пережили и общества советского типа, вступившие на путь капитализации  и проведения рыночных реформ. Однако индустриально и геополитически они гораздо более состоятельны, и их идеологическая капитуляция, возможно, и не приведет к такой глубокой и разрушительной социокультурной  аномии.

Информация о работе Социокультурный интегрализм