Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:34, реферат
Говоря о социальном, мы говорим об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Рассматривая культуру— мы говорим о понятии, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Вместе эти два компонента создают социокультурное пространство.
Введение……………………………………………………………..3
Понятие культуры в социологии…………………………4
Концепция социокультурной динамики…………………6
Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина…………8
Цивилизационный прогресс………………………………10
Универсалии культуры……………………………………12
Заключение……………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………..15
(И раз уж об этом зашла речь, можно сделать еще один глубокомысленный социологический вывод: в историческом споре капитализм победил, но путем социализации, поэтому культурное многообразие и толерантность современного общества, безусловно, реальный путь к выживанию, когда крайности единообразия заменяются вариациями «на все случаи».)
Современное постиндустриальное общество
(информационное, технотронное) только
начало развиваться. Это высокоурбанизованное
общество, в котором основная часть национального
дохода тратится на производство средств
информации и человека, а не на средства
физического существования. Дж. Нэсбит,
известный (своими оправдавшимися прогнозами)
социальный футуролог, считает, что развитие
многообразия культур самовыражения человека
– творчества, религий, искусств – является
«визитной карточкой» наступающего тысячелетия.
Таким образом, вывод о том, что культура
в процессе развития цивилизации начинает
доминировать, не может быть отвергнут
как необоснованный или легковесный.
V.Универсалии культуры
Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.
К таким универсальным
• язык, как символику и смыслы действий (знаки и значения);
• ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;
• символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;
• типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);
• образцы и эталоны поведения.
С позиций фрейдизма в свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:
1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства;
2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.
Заключение
Рассматривая культуру в
социологии, мы выявили что она подразумевает
под собой, что-то вроде информационной
программы, которая заставляет принимать
людей все происходящее в определенном
свете. Люди должны поступать так, а не
по-другому, и иначе просто быть не может.
Это исторически закрепленный устав, который
соблюдают все, не смотря на различия применения
его разных странах.
В соответствии с концепцией
социокультурной динамики все люди так
или иначе входят в систему социальных
взаимодействий под влиянием целого ряда
факторов: бессознательных, биосознательных
, социознательных регуляторов. Каждая
эпоха вырабатывает и имеет свои культурные
качества, которые меняются от одной из
них к другой и определяют типы социокультурной
динамики. На этих основаниях создаются
образцы культурной жизни. Одна из основных категорий
в концепции социокультурной динамике
Сорокина являются ценности. Любую социально
значимую человеческую активность и деятельность
можно объяснить с помощью них.
Говоря об идеях интегрализма
в социологии П.А.Сорокина, социолог считал,
что человек интегрален прежде всего по
своей природе, которая складывается под
комплексным влиянием ряда факторов: космического,
биологического, психологического, социокультурного
характера. Для нахождения истины, которая
является главной целью деятельности
человека, он пользуется тремя основными
каналами – чувствами, разумом и интуицией.
В результате чего, их интегральное использование
знания о мире человека становится полным.
Анализируя цивилизационный
прогресс культуры в обществе мы видим,
что культура зарождается и развивается
одновременно с человеческим сообществом,
она является связующей субстанцией, полем
притяжения любого социума. Если проследить
этапы развития человеческой цивилизации,
оказывается, что культура постепенно
вытесняет чисто витальные мотивы и потребности
развития сообществ и в современном обществе
обретает самодостаточное значение и
демиургическую роль.
В итоге, мы убеждаемся, насколько
прочна связь социального и культурного.
Бок о бок он идут с древних времен. Говоря
конкретнее о культуре, мы увидели ее развитие,
ее аспекты имеющиеся на данный момент
времени. Главное, было обнаружено, что
культура – самопроизводящаяся и самовоспроизводящаяся
система, она сохраняет себя и развивается,
проникает в подготовленные, а иногда
и «случайные» души, захватывает, организует
ценностный мир человека, делает его своим
хранителем и творцом.
Несмотря на то, что существуют
проблемы в развитии социокультурной
динамике, что выражается в отождествлении
культуры в наше время, идеи воизбежания
этого заключаются в интегрализме.
Список используемой литературы:
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В, Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.– стр. 193
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В, Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.– стр. 194
3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В, Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.– стр. 195
4. Зборовский Г.Е История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 608 с.- стр.386
5. Зборовский Г.Е История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 608 с.- стр.387