Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:08, контрольная работа
В контрольной работе приводятся статистические сведения о учреждениях социокультурной сферы села Красное Белгородской области. Есть материалы (диагностические, статистические, аналитические) исследования по результатам опроса специалистов учреждений социокультурной сферы.
программа
социологического исследования
«социокультурный паспорт красн
Задание №
1. Составить социокультурный
Статистические показатели |
Количественное выражение статистических показателей | |
Район |
Населенный пункт | |
Наименование района1 |
Красненский |
с. Красное |
Общая численность населения |
13051 чел. (01.01.12 г.) |
3000 чел. (01.01.2012 г.) |
Общая численность учреждений социально-культурной сферы. Из них: |
80 |
13 |
Детские школы искусств |
2 (5 филиалов) |
1 (4 филиала) |
Детские музыкальные школы |
- |
- |
Детские художественные школы |
- |
- |
Профессиональные учебные заведения культуры и искусства |
- |
- |
Районные дома культуры2 |
1 |
1 |
Сельские дома культуры |
13 |
- |
Дома мастера и ремесел |
14 |
1 |
Дома фольклора |
- |
- |
Центры народной культуры |
- |
- |
Библиотеки: |
||
государственные |
- |
- |
городские (с/ф ЦБС) |
- |
- |
другие |
13 (сельские) 2 районные: центральная и детская |
2 районные: центральная и детская |
Кинотеатры |
- |
- |
Киноустановки (кинокомплексы) |
15 |
1 |
Государственные музеи |
1 |
1 |
Общественные музеи3 |
1 |
- |
Парки культуры и отдыха |
10 |
1 |
Самодеятельные коллективы |
2 |
1 |
Отделения творческих союзов и обществ |
97 |
- |
Другие структуры (указать какие)4 |
13 |
2 (Дом детского творчества и Детско-юношеская спортивная школа) |
Общая численность кадрового состава учреждений социально-культурной сферы. Из них: |
263 |
192 |
Мужчины |
38 |
10 |
Женщины |
225 |
182 |
С высшим образованием |
65 |
12 |
Со средним специальным образованием |
64 |
98 |
До 30 лет |
69 |
55 |
30-40 лет |
130 |
99 |
40-50 лет |
64 |
38 |
Свыше 60 лет |
- |
- |
Задание №
2. Разработать программу и
I. Методологический раздел программы
Обоснование исследуемой проблемы и ее актуальности
В современных отечественных гуманитарных исследованиях отчетливо выражено стремление рассматривать регион не только в качестве единицы географического пространства, но и как особое социально-пространственное образование с той или иной артикуляцией (политической, производственно-экономической, культурной и т.д.). В этой связи уместно оговорить, что население любого города и области – это социокультурная общность, некоторое сообщество, проживающее на определенной территории и идентифицирующее себя с ценностями, традициями, стереотипами данного региона.
Изучение социально-культурного развития регионов имеет огромное значение при разработке технологий для составления региональных программ развития социально-культурной сферы.
Немаловажную роль в социально-культурной сфере играет политика государства, ее ориентиры, цели и задачи, которые ставит перед собой власть. Важны также направления взаимодействия между федеральным правительством и регионами. Управление социокультурной сферой современного российского общества требует понимания развития управленческих отношений между субъектом и объектом как воспроизводства сложной системы ценностных отношений на психологическом и мировоззренческом уровнях.
Графически взаимосвязь основных элементов региональной социокультурной политики можно представить следующим образом:
Культурная политика |
|||
|
|||
Приоритеты. Цели. Задачи. |
|||
|
|||
Средства |
|||
|
|
||
тура |
Ресурсы |
Социальные механизмы и процедуры |
Технологии |
Организационные структуры. Организации, учреждения. |
Материальные. Финансовые. Кадровые. Информационные |
Законодательные Экономические Идеологические Социально-психологические |
Менеджмент Маркетинг, PR, фандрайзинг, СК проектирование |
Рис. 1. Взаимосвязь основных элементов региональной социокультурной политики
Нестабильность развития социокультурной ситуации в регионах связана с рядом причин:
- неустойчивость духовной культуры, науки, социальных отношений, а также системы управления;
- несоответствие системы
управления социокультурным
Эффективность управления зависит от степени соответствия системы управления ее основаниям – коренным устоям общества и культуры. На региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на социокультурные процессы. В последние годы некоторые регионы делают попытки создания и реализации региональных программ социокультурного развития. Однако их эффективность не всегда оправдывает ожидания. Как отмечают аналитики, реализация такого рода программ имеет серьезные трудности в тех случаях, когда она не опирается на научно-обоснованную методику и технологию.
Таким образом, актуальность составления социокультурного паспорта региона (населенного пункта) обусловлена: во-первых, особой ролью социокультурного контекста в современной социальной политике; во-вторых, дефицитом эффективных научно-практических разработок воздействия на социокультурную ситуацию; в третьих, необходимостью создания на региональном уровне эффективно действующей системы государственного управления социокультурным развитием. Являясь информационным носителем данных о социокультурных показателях региона, социокультурный паспорт позволяет обобщить достоверные данные по социальной и культурной сфере, наметить возможные аспекты планирования и прогнозирования в области управления социокультурной сферы. Таким образом, сформулирована тема исследования: «Социокультурный паспорт Красненского района Белгородской области как социальный феномен».
Определение объекта и предмета исследования
Объект исследования – социокультурное пространство села Красное Красненского района Белгородской области как исторически сформировавшаяся социокультурная территориальная общность, во взаимосвязи ее социальных и культурных параметров. Для конкретизации и обобщения показателей в качестве объекта исследования выступают сотрудники социально-культурных учреждений села Красное, а также специалисты отдела культуры района.
Предмет исследования – совокупности социально-культурных показателей региона с указанием источников данных по каждому параметру.
Определение цели и постановка задач исследования
Цель исследования состоит в том, чтобы дать концентрированную характеристику региона (населенного пункта) как социокультурного феномена путем составления его социокультурного паспорта. Информация будет полезна руководителям учреждений и предприятий различных уровней и профилей, политическим деятелям, социальным работникам и журналистам, научным работникам и преподавателям, студентам и аспирантам.
Для достижения намеченной цели были поставлены задачи исследования:
1) собрать и обобщить
статистические данные о
2) выявить лакуны (пропуски, проблемные поля, недостающие места) в социокультурном развитии села;
3) найти и разработать варианты решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов по оптимальному функционированию социокультурного пространства села;
4) выбрать наиболее оптимальные решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
5) разработать организационные формы внедрения проекта в социальную практику и условия, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении;
6) разработать кадровую политику для эффективного обеспечения социокультурного развития села Красное Красненского района Белгородской области.
Уточнение и интерпретация основных понятий, используемых в исследовании
1. Регион (субъект РФ) – социокультурная общность, организованная в соответствии с конституционно-правовым статусом региона и предоставляющая его жителям условия для их деятельности в русле региональных и общероссийских социальных институтов.
2. Культурный ландшафт – комплекс как материальных, так и духовных форм культуры (включая особенности жизненного уклада того или иного сообщества), сформировавшихся в процессе освоения территории.
3. Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
4. Программа – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
5. Проект может существовать в двух формах:
6. Приоритетные области проектирования – это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.
Развертывание рабочих гипотез
1. Паспорт социокультурного развития региона (территории) концентрирует объективную информацию как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и об использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона.
2. Матричный анализ совокупных показателей социокультурного паспорта региона позволяет разработать технологии и программы эффективного социокультурного развития региона.
3. Информация социокультурного паспорта региона способствует разработке и внедрению системы подготовки и переподготовки кадрового состава социокультурной деятельности региона.
II. Процедурный раздел программы
Содержательный план исследования
Решение первой задачи предполагает всесторонний анализ социокультурной ситуации села. Итог этого этапа – составление карты социальной стратификации и матрицы анализа совокупных показателей социокультурного развития села Красное.
Решением второй задачи является выявление наиболее актуальных и типичных для региона социокультурных проблем, их классификации и ранживания по степени важности. Итог этого этапа – выявление «проблемного поля», которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, группы, категории населения.
Третья задача представляет собой определение вариантов решения «проблемного поля», оценки их практической реализации для эффективного функционирования социокультурного пространства села. Итог этого этапа – составление семантической матрицы решающих вариантов и критериев разработки моделей основных типов территориальных единиц и соответствующих им видов социокультурных учреждений.
Решение четвертой задачи исследования предполагает разработку основных аспектов проектирования при отборе соответствующих социокультурной сфере села социокультурных учреждений. Итог этого этапа – практические рекомендации специалистам социокультурных учреждений села Красное и органам местного самоуправления.
Информация о работе Социокультурный паспорт красненского района белгородской области