Социокультурный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание

В социологии процесс развития культуры понимался по-разному. Первоначально, во времена классической социологии О.Конта и Г.Спенсера доминировал эволюционный подход, трактующий развитие как постепенное изменение культурных образцов, ценностей и норм, как развитие от простого к сложному, от однородности к неоднородности.

Содержание

Введение………………………………..………………………………………. ..5
1.Содержание понятия «социокультурный процесс» в контексте новейшего времени…………………………………………….………………………………7
2.Процессы в социокультурном пространстве………………………………. .12
3.Характеристики социокультурных процессов…………………………… .. 16
4.Свойства социокультурных процессов……………….. ………………….…24
5.Моделирование социокультурных процессов…………………………..…...30
Заключение…………………………………………………………………….…34
Литература……………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсовая - копия.docx

— 62.52 Кб (Скачать документ)

СОЦИОЛОГИЯ  В СКСИТ социокультурный процесс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание                                                                                                        стр.

Введение………………………………..………………………………………. ..5

1.Содержание  понятия «социокультурный процесс»  в контексте новейшего времени…………………………………………….………………………………7

2.Процессы  в социокультурном пространстве………………………………. .12

3.Характеристики  социокультурных процессов…………………………… .. 16

4.Свойства  социокультурных процессов……………….. ………………….…24

5.Моделирование  социокультурных процессов…………………………..…...30

    Заключение…………………………………………………………………….…34

Литература……………………………………………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В социологии процесс развития культуры понимался по-разному.  Первоначально, во времена классической социологии О.Конта и Г.Спенсера доминировал эволюционный подход, трактующий развитие как постепенное изменение культурных образцов, ценностей и норм, как развитие от простого к сложному, от однородности к неоднородности. Другой взгляд на развитие культуры связан с теорией конфликта (конфликты считали главной движущей силой культуры). В конце X1X - начале XX века развитие культуры под влиянием идей Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и П.Сорокина стали понимать циклически, то есть как определенную последовательность фаз изменения, следующих закономерно одна за другой, при этом фазы повторяются и возвращаются. Все три подхода не утратили своего объясняющего начала и поныне, но ни один из них не может быть признан универсальным и единственным.  
 Динамика социокультурного процесса хорошо прослеживается на примере функционирования главных элементов культуры:  
норма - устойчивое требование социальной общности к качеству деятельности и поведению членов этой общности   
обычай - исходный, наиболее простой способ регуляции, который утверждает необходимость следования жестко заданным стандартам  поведения, привязанным к строго жизненным ситуациям   
обряд - совокупность символических стереотипных коллективных действий, предназначенных для возбуждения, поддержания и создания коллективных переживаний  
ритуал - Форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, которое выражает связь индивидов, социальных групп, общества с наиболее значимыми для них явлениями, ценностями, событиями, людьми

традиция - феномены культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению  
ценности -наиболее распространенные социокультурные практики, культурные формы (нормы, образцы, стереотипы сознания и поведения), отличающиеся сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов.  
 Целью данной курсовой является анализ общих характеристик социокультурных процессов.

      Задачи : рассмотреть сущность социокультурного процесса в контексте новейшего времени, характеристики социокультурных процессов и их свойства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Содержание понятия «социокультурный процесс» в контексте новейшего времени  

      Понятия культуры и социокультурного процесса стали широко использоваться в начале XX столетия под влиянием ряда факторов, из которых следует отметить потерю религией влияния на общество и ее замену другими феноменами духовной культуры, завершение проекта модерна европейской цивилизации и стремление осмыслить его результаты с помощью понятий большой емкости, сохраняющих близость к эмпирическому материалу, формирование глобального сообщества и необходимость определения иерархии различных культур в этом сообществе.

      В XYIII столетии начинается замена традиционной духовной власти религии господством светских идеологий, поставивших вопрос о технологиях, позволяющих целенаправленно влиять на процесс общественных изменений. Утверждается феномен демократии, предполагающий возможность самоорганизации масс и их влияние на правящую элиту. Открываются перспективы «восстания масс» против традиционной власти элиты и использования протестных выступлений масс как способа реализации властных притязаний новых элит. Возникает проблема формирования специальных идеологических систем как средств целенаправленного социального управления. Отсюда появление интереса к выявлению механизма влияния духовной деятельности на социально институциализированные формы культуры.

      XX столетие характеризуется появлением социальных технологий, которые позволяют изменять традиционные социальные институты. Так, значительное число новых исторических документов, обнародованных за последние 20 лет, позволяет рассматривать революции в России начала прошлого века как пример целенаправленного изменения социальной системы. Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловливаются в конечном итоге тем важным обстоятельством, что способ соединения культурных и социальных процессов определяет сбалансированность социальной системы, от которой зависит перспективное развитие всего общества.

      Культурологи  и социологи активно используют понятие социокультурного после  выхода в свет фундаментального исследования П.Сорокина (1889-1968) «Социальная и  культурная динамика» (1937-1941). Сорокин  нигде не дает четкого определения  данного понятия, понимая его  содержание как взаимосвязь социальных и культурных изменений. Так, он рассматривает  социокультурные флуктуации как  регулярно повторяющиеся процессы в социальной и культурной жизни [19, 95]. Социокультурный процесс для него – это взаимовлияние фундаментальных идей и социальных процессов. При этом фундаментальные идеи осмысливаются им  в контексте базовых религиозных представлений.

      В этом понимании данное понятие используется в современных социологических  и культурологических исследованиях. Современный французский социолог Р.Будон социокультурное определяет через соотношение социальной структуры  и идей и ценностей, циркулирующих  в обществе. Он отмечает два возможных  подхода к рассмотрению данного  отношения: идеи либо производны от структуры, либо независимы от нее и играют в обществе конституирующую роль [4,165].          

Первый  подход, указывают Г.С.Денисова и  В.П.Уланов, комментируя утверждение  Р.Будона, господствовал в отечественном  обществознании до рубежа 80-90 гг. ХХ в. в форме диктата экономических  структур, позднее на смену ему  пришла «менталитетная парадигма» [9,23].          

Понятие социокультурное, считают Денисова и Уланов, – является синтезом обоих  подходов: оно предполагает не механическое соединение экономико-детерминистского и ценностного подходов, а стремление рассматривать структуру и ценности в границах определенной социальной целостности. Исследователя в этом случае интересует уже не вопрос о  первичности материальных или духовно-ментальных структур в формировании общества, а общество как органичное институционально-ценностное образование [9,23].

      Данный  подход Н.М.Лапин удачно характеризует  следующим образом: «Специфика социокультурного подхода состоит в том, что  он интегрирует три измерения  человеческого бытия (человека в  его соотношении с обществом, характер культуры, тип социальности) именно как фундаментальные, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них, но при этом они взаимосвязаны и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей… Он (социокультурный  подход) связывает цивилизационный  и формационный подходы в единое целое» [цит. по 9, 23]                

Таким образом, понятие социокультурное  вводится культурологами и социологами  для обозначения взаимосвязи  духовных и социальных факторов функционирования общества. Изучение социокультурности, отмечают Денисова и Уланов– позволяет изучать важнейшие аспекты функционирования культурных систем, в том числе и такое свойство формально и номинально аналогичных социальных институтов, как их способность менять свои базовые характеристики в различных культурных средах [9,24].    

      В целом, можно сделать вывод, что  понятие социокультурное охватывает совокупность процессов взаимосвязи  культуры и социальной среды. Оно, очевидно, нуждается в уточнении своего содержания, поскольку социальная среда  сама является по сути способом существования  человеческой культуры. Возникает необходимость  более детального прояснения содержания понятий культуры и общества.

      Понятие культуры используется в современных  социально-гуманитарных науках как  наиболее емкое понятие для обозначения  специфического свойства человеческой деятельности. Наиболее существенная особенность деятельности человека выражает себя в когнитивной (познавательной) деятельности, которая формирует  универсалии, всеобщие характеристики предметов. Именно эта форма деятельности позволяет преобразовывать предметный мир в соответствии с потребностями человека. В виду этого обстоятельства когнитивная деятельность в ее различных формах в первую очередь рассматривается как способ существования культуры. Когнитивная деятельность формирует картину мира, устойчивую систему смыслов, которая придает стабильность социальным взаимодействиям. Когнитивная деятельность человека есть наиболее существенный компонент духовной культуры.

      Культура  существует только как реализация взаимодействия между индивидами, ибо сохраняет  себя только посредством знака, а  форма знака условна. Знак сохраняет  свое значение только в процессе передачи его другим индивидам. Деятельность человека осуществляется во взаимодействии индивидов, так что ее отдельные  виды распределяются между разными  группами, образуя различные сферы  общества.

      Понятие социокультурное, таким образом, обозначает  взаимодействие духовной культуры с ее другими видами – способами взаимодействия индивидов по поводу создания и распределения духовных и материальных благ. Культура осуществляется только во взаимодействии индивидов, ее различные аспекты становятся существенными особенностями социального взаимодействия. В частности, эти аспекты составляют содержание трех фундаментальных сфер жизни общества: экономической, идеологической и политической.

      Исследование  содержания социокультурного процесса позволяет определить его как  взаимосвязь различных видов  деятельности человека в обществе, как  взаимодействие различных социальных сфер. Понятие социокультурное указывает на связь сферы, где опознаются универсалии и формируются ценности (идеологической), с другими сферами: экономической и политической. То есть речь идет об отношениях различных сфер общества. Изучение социокультурного процесса позволяет выявить реальные механизмы управления социальными изменениями, которые могут использоваться различными социальными группами для достижения переспективных целей развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Процессы в социокультурном пространстве.

 
 Среди процессов, с которыми чаще всего  имеет дело человек, отдельное место  занимают происходящие в социуме  и касающиеся существующих в нем  образовательных, культурных и социальных сфер, т.е. социокультурные процессы.   
Подобные процессы в обществе довольно распространены, но в отличие от промышленных они являются значительно более сложными не только для описания или формализации, но и для воспроизведения в новых социокультурных условиях, непременно возникающих вследствие течения времени и развития отношений в обществе. [20,110]  
 Заметим, что понятием «процесс» оперируют в разных областях знаний и практической деятельности, но вкладывают у него разный смысл. Впрочем, если поинтересоваться, как традиционно трактовалось понятие «процесса» философами, социологами или педагогами, то станет понятно, что довольно длительное время считалось неуместным при оперировании этим понятием прибегать к его определению и потому в философском энциклопедическом словаре , изданном во времена СССР, и в недавно вышедшем педагогическом энциклопедическом словаре нет даже намека на то, как можно или как следует истолковывать понятие «процесс». [20,111]  
 Подобное положение вещей приводит к тому, что в отдельных областях знаний, в частности, в педагогических исследованиях, – где традиционно понятие процесса (учебно-воспитательного, овладения материалом отдельной темы, развития тех или других навыков, представлений и т.п.) является одним из ключевых, – создаются условия для субъективированного толкования многих понятий и фактически исключается однозначность в понимании смысла педагогических явлений в контексте их содержательно-действенных характеристик. То есть, те или иные педагогические явления и образовательные феномены чаще всего становятся источниками понятийной субъективации и надеяться на то, что в плане восприятия смысла между различными участниками педагогических отношений сразу произойдет взаимопонимание, вряд ли стоит.  
 Тем не менее, в последние годы в отдельных педагогических роботах определенные понятийные сдвиги можно наблюдать, но считать вопрос исчерпывающе рассмотренным и выясненным, видимо, преждевременно. 
 Так, А. В. Хуторской в современной дидактике (для высших учебных заведений), рассматривая методологические основы образовательного процесса, считает, что в толковании понятия процесс необходимо исходить из того, что это « … последовательная смена моментов в развитии явления, его переходов в другое явление», а об образовательном процессе следует говорить как о «педагогически обоснованной, последовательно, непрерывной смене состояний субъектов обучения в специально организованной среде с целью достижения ими образовательных результатов» [18, 48].  
 Заметим, что подобное толкование понятия процесса, – с учетом социокультурного характера его объекта, – порождает больше вопросов, чем на них можно получить ответов.   
 Во-первых, сложности методологического характера, связанные с толкованием понятия «развитие», на что обращал внимание еще Г. П. Щедровицкий , во-вторых, непрерывный характер процесса, исключающий возможность мышления категорией «изменения моментов», в-третьих, целесообразность соображений относительно «перехода в другое явление» и наличие некоторых иных нюансов, не дают возможности безоговорочно принять толкование понятия процесса в трактовке А. В. Хуторского. [10] 
 В отличие от упомянутых выше источников, толкование понятия «процесс» можно найти в [18,47], но, – как и в случае с , – удовлетвориться его смыслом вряд ли возможно, так как речь идет о « … совокупности последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов (производственный процесс, учебный процесс)». 
 Не ставя целью детальный анализ приведенного определения заметим, что в нем довольно отчетливо прослеживается точка зрения, сформированная в лучших традициях процедурного стиля программирования, которая ни в коей мере не учитывает особенностей, присущих социокультурным процессам в условиях развития информационных отношений в обществе, в частности и тех, что порождаются и реализуются в современном учебно-воспитательномтопосе.  
 Поэтому при обсуждении вопросов, связанных с сущностью социокультурных процессов и их моделированием, будем исходить из необходимости ориентации именно на те информационные отношения в обществе, которые характеризуют современный уровень его развития, а также служат отправным пунктом для осмысления, оценки и прогнозирования социокультурных явлений в различных сферах нематериального общественного бытия.   
 Необходимость учета всех этих аспектов, присущих современному социокультурному пространству, предопределяет потребность в обобщенном понимании сущности процесса в расчете на то, чтобы на него можно было опираться при построении информационных моделей тех процессов, которые имеют социокультурное происхождение.  
 Учитывая сказанное, здесь и далее под процессом, – в широком смысловом значении, – будем понимать последовательную смену состояний некоторого объекта во времени [7].   
 Если объект процесса имеет социокультурное происхождение и функционирует в социокультурной среде с присущими для этой среды особенностями, закономерностями и другими факторами, то такой процесс имеет смысл считать социокультурным. К числу подобных процессов принадлежат, в частности, те, что происходят (реализуются) в образовательной среде любого уровня и профессиональной направленности. 
 Приняв подобную точку зрения за основу, остановимся сначала на рассмотрении общих характеристик социокультурных процессов и их свойств, а затем попробуем формализовать описательную часть понятия в расчете на его применение в дальнейшем построении информационной модели того социокультурного феномена, который в пределах этой модели определяется как объект процесса и служит основой для внешнего воздействия с целью управления ходом процесса или его результатами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социокультурный процесс