Социокультурный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание

В социологии процесс развития культуры понимался по-разному. Первоначально, во времена классической социологии О.Конта и Г.Спенсера доминировал эволюционный подход, трактующий развитие как постепенное изменение культурных образцов, ценностей и норм, как развитие от простого к сложному, от однородности к неоднородности.

Содержание

Введение………………………………..………………………………………. ..5
1.Содержание понятия «социокультурный процесс» в контексте новейшего времени…………………………………………….………………………………7
2.Процессы в социокультурном пространстве………………………………. .12
3.Характеристики социокультурных процессов…………………………… .. 16
4.Свойства социокультурных процессов……………….. ………………….…24
5.Моделирование социокультурных процессов…………………………..…...30
Заключение…………………………………………………………………….…34
Литература……………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсовая - копия.docx

— 62.52 Кб (Скачать документ)

3.Характеристики социокультурных процессов.

 
 Будем исходить из того, что имеется  некоторый социокультурный (социальный)объект, последовательно изменяющий свое состояние во времени, то есть мы имеем дело с явлением, которое (с точки зрения Википедии – свободной Интернет-энциклопедии) принято считать процессом. Соотнося с ним некоторые общие категории и оценки, попробуем охарактеризовать те его стороны, которые могут выступать основой для модельных интерпретаций социокультурных феноменов и прогнозирования их жизненного цикла в условиях быстрого развития информационных отношений в обществе.  
 Учитывая предмет нашего рассмотрения – социокультурные явления и их феноменологические отражения в социуме в условиях быстрого развитияпрежде всего информационных и общественных отношений, отчетливого внешнего целенаправленного воздействия на информационное восприятие, познавательные и аналитические действия субъектов информационных отношений, – будем в дальнейших соображениях оценивать и рассматривать процессы именно через призму информационной насыщенности общественных отношений в пределах определенного социокультурного ареала или отдельной социокультурной группы.   
 Поскольку природа объекта, изменяющегося во времени, может быть произвольной,целесообразно различать материальные и идеальные процессы в зависимости от того, материальным или идеальным объектом они порождаются.  
 В частности, к идеальным относятся большинство социокультурных процессов, например: определение и достижение определенных образовательных ориентиров в отдельных профессиональных направлениях, формирование системы национальных ценностей, политического самосознания отдельных социальных групп и т.п.   
 Материальными, очевидно, следует считать любые процессы трансформации (или развития) материальных объектов, например, процесс созревания вишен, конвейерной сборки авто и прочие.   
 Подобные процессы хотя и могут казаться довольно сложными (по составу действий или конечному результату), все же в сравнении с идеальными они довольно примитивны. Их примитивизм предопределяется тем, что конечный результат практически всегда соответствует составу и последовательности действий, предусмотренных определенной конкретной технологией или избранной (как и естественно определенной) последовательностью этапов трансформации материального объекта.   
 Для идеальных процессов довольно часто конечный результат не является безусловно определенным: он может быть ожидаем с определенной вероятностью и в плане его появления вообще, и в плане его совпадения или согласования (по определенной совокупности параметров) с раньше полученными результатами. Безусловно, учитывая идеальный характер процесса заранее спрогнозировать его ход в деталях оказывается довольно сложно, поскольку практически невозможно предусмотреть те возмущающие факторы, которые могут появиться в социуме в течение времени реализации процесса и обрести определяющее влияние на его объект.   
 Исходя из характера изменений объекта процесса во времени можно среди социокультурных процессов различать непрерывные и дискретные. 
 Социокультурный процесс следует считать непрерывным, если его объект изменяется во времени неперервно (например, в советские времена – формирование атеистического мировоззрения в обществе). Когда же объект процесса изменяется во времени пошагово (как, например, формирование политического имиджа в ходе PR-кампании), то такой социокультурный процесс имеет смысл считать дискретным.  
 Понятно, что подобное деление процессов (в определенном понимании) является условным, поскольку с укрупнением масштабов процесс может приобретать как признаки непрерывности, так и дискретности, т.е. отдельные его «составляющие» могут быть причиной непрерывных изменений объекта, а другие – дискретных. 
 В зависимости от формы реализации среди социокультурных процессов целесообразно различать эволюционные и революционные.   
 Эволюционная форма реализации социокультурного процесса, как правило, связана с тем, что объект процесса изменяется постепенно и отличить его различные состояния можно лишь в достаточно отдаленные промежутки времени в ходе ретроспективного анализа. Если же объект рассматривается в пределах небольшого временного периода, то выяснить, в чем заключается отличие состояния объекта в начале и в конце рассмотрения оказывается практически невозможно, поскольку изменения в состоянии объекта не приобретают достаточной выразительности, чтобы их можно было зафиксировать, или вообще отличия еще имеют места.  
 Революционная форма реализации социокультурного процесса связана с тем, что объект процесса изменяется скачкообразно и два его состояния, несмотря на их разделение совсем незначительным промежутком времени, могут кардинально отличаться один от другого. Иначе говоря, среди двух состояний процесса один может квалифицироваться как предыдущий, а другой – как следующий .Например, в эволюционной форме осуществляются такие социокультурные процессы, как адаптация той или иной социальной группы к новым условиям жизни, формирование культуры межличностных отношений и т.п. [17,120]  
 В революционной форме могут реализовываться социокультурные процессы, направленные на смену политической доктрины государства (Октябрьская революция, Россия, 1917 г.), норм поведения в отдельных сферах приватной жизни (Кодекс Залкинда, СССР, 1924 г.), культурных ориентиров общества (The Beatles, Великобритания, 1963 г.) и т.п. 
 Вообще говоря, определить какие-то преимущества относительно формы реализации тех или иных процессов вряд ли возможно – многие из них допускают как эволюционную, так и революционную формы реализации. Но вместе с тем существует и определенная категория социокультурных процессов, для которых революционная форма реализации ни при каких условиях не является приемлемой, поскольку не позволяет достичь ожидаемого конечного результата. Типичным примером подобного процесса может служить процесс обучения индивидуума (или группы) в пределах избранной области знаний, поскольку сензитивность отдельных мислительних процедур и предметных абстракций, физиологически обусловленное время на обработку определенных объемов предметной информации делают невозможным его «революционизацию».  
 С учетом срока реализации социокультурные процессы можно мыслить какопределенные или не определенные во времени, хотя о любом из них следует говорить лишь учитывая их реальную конечность. Конечность социокультурных процессов, как категория философского уровня, предусматривает, что завершение каждого из них обусловлено его началом, ведь при любых условиях говорить о ней можно лишь учитывая ожидаемый срок реализации процесса (пусть и избыточной длительности). 
 Например, определенным во времени есть процесс обучения ребенка в школе, студента в высшем учебном заведении и т.п. По обыкновению, срок реализации подобных процессов устанавливается (определяется) нормативно, никакие иные факторы не принимаются во внимание и на срок завершения процесса не влияют.  
 Примером процесса, не определенного во времени, может считаться процесс овладения индивидуумом или определенной возрастной группой индивидуумов мыслительными операциями, в основе которых лежат дедуктивные суждения, строящиеся по силлогистическим схемам. Понятно, что для различных категорий субъектов подобный процесс нуждается в разном времени реализации, а его результат зависит от ряда субъективных факторов и, вообще говоря не является таким, что позволяет оценивать процесс как завершенный. В зависимости от внутренней структуры среди социальных процессов можно выделять циклические и ациклические.  
 В циклических процессах одни и те же состояния объекта повторяются во времени в одинаковой последовательности. Иллюстрацией подобного процесса может быть процесс теоретического и практического обучения в автошколе: одинаковые для каждого цикла содержание, методы и срок обучения, требования к знаниям, экзаменационные и другие условия, разнородный (случайно взятый) контингент.   
 Впрочем, учитывая необратимый характер изменений объектов в социальных процессах, корректнее говорить не о цикличности («в чистом виде»),а оквазицикличности,поскольку воспроизведение последовательности состояний социального объекта крайне ограничено (или вообще невозможно) хотя бы потому, что и сам объект и условия его функционирования реально невозможно повторить в другой промежуток времени (для сравнения: нельзя дважды войти в одну и ту же воду).[21,80]  
 По уровню внешнего воздействия на объект процесса или условия его реализации, социальные процессы целесообразно делить на управляемые инеуправляемые.  
 Управляемый социокультурный процесс характеризуется тем, что для каждого из его этапов (как и процесса в целом) определены содержание и состав управленческих действий, а также практические механизмы воздействия на объект процесса в результате чего этот объект постепенно трансформируется, изменяется.   
 Следует отметить, что большинство социокультурных процессов начинаются и поддерживаются в социуме с целью достижения определенных (заранее желаемых) результатов именно в расчете на управляемость этими процессами. С достаточной полнотой иллюстрацию этого тезиса можно наблюдать на примере формирования общественного отношения к какому-то социальному или концептуальному проекту (идее), который предлагается той или иной политической партией, правительством.   
 Но в реальности не исключается, что социокультурный процесс может утратить управляемость полностью или частично с дальнейшим переходом в фазу хаотичного течения или феноменного разрушения. В подобных случаях надеяться на изначально ожидаемый результат нет смысла.  
 Среди управляемых процессов целесообразно различать управляемыенепосредственно и управляемые опосредованно. Для непосредственно управляемых процессов характерны управленческие действия, направленные на объект процесса, а при опосредствованном управлении управленческие действия направлены не на объект процесса,а на условия его функционирования.  
 Например, в учебно-воспитательном процессе довольно часто прибегают к вариантам непосредственного управления познавательной деятельностью ученика (через мотивирование, стимулирование, поощрение и т.п.), но в отдельных случаях можно наблюдать и варианты опосредствованного управления ею (через создание определенных условий учебной деятельности, побуждающих ученика действовать так, как это требуется для управляющего).   
 Среди неуправляемых процессов, в свою очередь, можно выделять процессы протекающие хаотически и протекающие естественно.   
 Хаотичное течение присуще тем социокультурным процессам, которые возникают в обществе, но не сразу регистрируются и отслеживаются, т.е. определенное время общество на них не обращает внимания (по каким-то причинам) хотя, вообще говоря, и может непредсказуемо реагировать на их проявление. Естественное течение присуще преимущественно тем социокультурным процессам, которые имеют естественное происхождение и не нуждаются в управленческом воздействии.  
 Исходя из целевой ориентации социокультурные процессы целесообразно
.классифицировать.как.процессы общей,конкретной или личностной.ориентации. 
 Общая ориентация социокультурных процессов имеет место там, где интересы индивидов пренебрегаются ради достижения общей цели, даже нереальной (например, построение мифического коммунистического будущего во времена существования СССР).   
 Личностная ориентация характерна для случаев, когда социокультурные процессы направляются на развитие тех личностных качеств и достижений индивидов, которые оцениваются социумом как общественно значимые (например, осознание индивидом необходимости овладения профессией).   
 Конкретно ориентированные социокультурные процессы, как правило, имеют место в случаях, когда обществом определяется соответствующая цель (например, воспитание гражданского патриотизма) процесса, социокультурная значимость которой позиционируется как безусловно необходимая. 
 В зависимости от аксиологического рейтинга среди социокультурных процессов могут выделяться те, что оцениваются как общественно полезные, нейтральные и вредные. 
 К общественно полезным имеет смысл относить социокультурные процессы, относительно которых в обществе сформировалась стойкие представления об их исключительной необходимости и полезности для дальнейшего развития социума. Например, в советском обществе к априорно полезным относились процессы коллективизации личности, формирования у нее коммунистических идеалов и т.п.  
 Социокультурные процессы, которые оцениваются обществом как неприемлемые есть смысл считать общественно вредными. В частности, к общественно вредным относятся процессы, представляющие угрозу существованию государственных учреждений, государственной независимости, национального достояния и т.п. К подобным процессам современное общество относит криминализацию социума, утрату государственного языка, информационные интервенции, снижение собственного физического потенциала.  
Понятно, что в каждом обществе имеют право на существование также и процессы, которые не оцениваются (по крайней мере на современном этапе развития) ни как полезные, ни как вредные. Подобные процессы могут, в частности, связывать с социализацией личностных достижений индивидов, формированием в социуме положительного отношения к образованию и т.п. [4,98] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 

4.Свойства социокультурных процессов. 

      Учитывая  общие характеристики социокультурных  процессов, не трудно прийти к выводу, что таким процессам присущи  определенные свойства. Некоторые из них непосредственно вытекают из признаков объекта процессов  и их атрибутивного отражения  в основных характеристиках того или иного социокультурного феномена, другие – связаны с условиями  реализации процессов, их связями с  другими процессами и т.п.   
 В первую очередь следует отметить, что все социокультурные процессы во время реализации порождают новые качества объекта.   
 Объект, принимающий участие в социокультурных процессах (то ли на уровне проявления какого-то своего феномена, то ли на уровне взаимодействия с объектами других процессов) постепенно трансформируется, приобретая новые свойства, или утрачивая отдельные из них, или изменяя проявление существующих свойств.   
 Иначе говоря, речь идет об обретении объектом новых качеств [12] в тому социокультурном топосе, где реализуется процесс. Это означает, что объект в начале и после завершения социокультурного процесса (или какого-то его «этапа») следует рассматривать как два качественно разных объекта. 
 Сказанное позволяет элементарно прийти к выводу, что социокультурные процессы являются необратными во времени. Это делает невозможным их воспроизведение при тех условиях, в которых они ранее реализовывались, а также исключает возврат объекта к предыдущему состоянию с целью корректирования его изменений во времени.   
 Так, в частности, в процессе обучения невозможно в полном объеме и в деталях воссоздать те условия, в которых осуществлялся тот или иной педагогический эксперимент или происходила реализация учебно-тематического плана. Из этого следует, что в большинстве случаев экспериментальные результаты следует воспринимать в той интерпретации, которая предложена исследователем, поскольку корректно воссоздать (повторить) условия получения результатов невозможно в принципе, как бы мы не старались это сделать.  
 Важной чертой социокультурных процессов является также то, что в реализации они характеризуются слабой детерминированностью шагов . Это, с одной стороны, предопределяется тем, что объект в таких процессах является уникальным как и динамика его изменений во времени, а с другой – функционирование объекта может определяться рядом совершенно непредвиденных факторов. В частности, влияние посторонних или непредвиденных факторов может оказаться таким, что приведет к необходимости продолжения процесса по одной из нескольких альтернатив и выбор подходящей из них будет осуществляться в определенной мере ситуативно.  
 Для примера можно обратиться к процессу (хотя бы объединения политических сил на выборах [1,55]), который никогда ранее не реализовывался, а ход его реализации, как и результат, рассчитывается лишь на проектном (виртуальном) уровне, что, вообще говоря, не гарантирует достижения результатов, провозглашенных целью процесса.  
 Говоря о детерминированности, не следует оставлять без внимания и то, что в ряде случаев оказывается трудно определить реальное , – а не абстрактное, –содержание шагов реализации социокультурных процессов , так как непрерывное и необратимое течение социокультурных процессов и вызванная этим невозможность отделения шагов один от другого становятся преградой детельностного структурирования самих шагов. Поэтому в практике общественных отношений ограничиваются обыкновенно их общим описанием, но не описанием способа реализации.  
 Слабая детерминированность шагов социокультурного процесса и уникальность
.его.объекта.предопределяют вероятностный.характер ожидаемого результата . Это означает, что для социокультурных процессов (в отличие от других) мы не можем обеспечить достижения того же результата при повторной реализации, поскольку при любых условиях он в чем-то будет отличаться от предыдущего. Понятно, что в отдельных случаях незначительные (или незафиксированные) отличия дают основания абстрагироваться от них и считать, что реализация процесса обеспечивает нужен результат в том понимании, что он коррелирует с предыдущим и этим удовлетворяет заинтересованных лиц.   
 Так, в практике школьного обучения хотя и оказывается принципиально невыполнимым повторить результат процесса формирования, например, навыков речевой деятельности, достигнутый выпускниками основной школы в прошлом году, считается, что в текущем году учениками этого же звена будет достигнут такой же результат (так как считается, что условия функционирования объекта, как и он сам, остались теми же).  
 Важным (в методологическом плане) свойством социокультурных процессов является принципиальная невозможность корректного измерения ихрезультатов. Это обусловлено идеальным характером объекта и также тем, что он в подобных процессах изменяется таким способом, что зафиксировать количественно или качественно два его состояний, – разделенные каким-то промежутком времени, – оказывается практически невозможно. 
 Например, если обратиться к осознанию демократических ценностей студентами педагогических университетов, то мы вынуждены будем констатировать, что не владеем механизмом, позволяющим корректно сравнивать количественные или качественные результаты этого процесса пятилетней давности с сегодняшними и сделать выводы относительно изменений в сознании будущих учителей, произошедших за этот промежуток времени. 
 Но, несмотря на то, что в общественной практике для получения выводов относительно эффективности тех или иных социокультурных процессов требуется, как правило, измерение их результатов (хотя бы для сравнений с теми, что были получены когда-то раньше), прибегают к различным способам получения «количественных показателей» или «качественных оценок».  
 Исходя из продолжительности социокультурных процессов во времени, можно отметить, что значительная их часть не имеет четко определенных сроков реализации. Для процессов такого рода естественным есть примерное, ориентировочное определение срока реализации, – в пределах какого-то временного интервала, – так как продолжительность процесса может изменяться (и весьма значительно) в зависимости от условий его осуществимости и других факторов.  
 Следовательно, когда речь идет о каких-то общественно значимых ценностях, политической ориентации избирателей, потребительских вкусов определенных категорий населения и т.п., то продолжительность процессов формирования соответствующих социокультурных «предпочтений» общества или отдельных его прослоек не может быть определена, поскольку на начало реализации этих процессов она попросту не известна как и не известны факторы, влияющие на его продолжительность.  
 Конечно, это не касается случаев, когда социокультурный процесс искусственно ограничен во времени и он считается завершенным, когда это время наступает. Например, таким способом реализуется учебный процесс в учебных заведениях, предвыборная кампания и некоторые другие процессы с нормативно установленным циклом реализации.   
 Социокультурные процессы, в отличие от многих других, являются открытыми для информационного и содержательного взаимодействия с окружающей средой. В течение всего периода реализации процесса происходит активный обмен информацией и процедурное взаимодействие между его объектом и другими объектами социокультурных отношений.  
 Объект процесса, в зависимости от содержания, уровня и качества такого взаимодействия, соответствующим образом реагирует на внешнее информационное влияние, которое традиционно истолковывается как управление процессом, а действия, на которые наблюдается ощутимая реакция субъекта процесса, – управленческими действиями.   
 Так, например, ученик общеобразовательной школы, – как носитель определенной совокупности уникальных личностных качеств (феноменов), – реагирует на разноплановую внешнюю информацию относительно «выгодности» профессии M и начинает ориентироваться на продолжение обучения в том высшем учебном заведении, которое готовит соответствующих специалистов. То есть, в результате внешнего информационного влияния личностные вкусы ученика корректируются в сторону конкретной профессии M и свои дальнейшие действия он начинает согласовывать с целью продолжения обучения в избранном учебном заведении.  
 Гуманистическая основа социокультурных процессов порождает еще одноконцептуальное свойство, сущность которого заключается в том, что разные социокультурные процессы могут иметь один и тот же объект и если сроки их реализации хотя бы частично совпадают, то процессы могут «объединяться» , но вследствие их объединения «суммарный» результат не будет равняться сумме отдельных «результатов» [8].  
 Если, например, обратиться к таким социокультурным процессам, какформирование демократическихценностейи развитие профессионального самосознания у будущего учителя, то следует отметить, что эти процессы вполне естественно объединяются, поскольку они направлены на один и тот же объект и совпадают во времени реализации. Но говорить об их «суммарном» результате как объединении результатов каждого из них вообще бессмысленно, поскольку эти процессы касаются слишком разных социокультурных феноменов.  
 Каждый социокультурный процесс в течение всего срока реализации старается сохранить собственную устойчивость через уменьшение хаотичных взаимодействий своего объекта с объектами других систем и процессов и уменьшение неупорядоченного информационного влияния.  
 Поскольку социокультурный процесс является частным случаем более общего понятия процесса, то он, – как процесс вообще, – имеет «критическую точку», выход на которую приводит к необратимой потере устойчивости (и управляемости) с переходом в фазу хаотического течения или разрушения.  
 Замечательным примером социокультурного процесса с подобным «финалом» может быть процесс «перестройки» в СССР, начавшийся как управляемый (партийной верхушкой), дошедший до состояния полного расхождения между публичными декларациями партийного лидера и реалиями жизни («критическая точка») и завершившийся окончательной потерей устойчивости и управляемости с переходом в фазу разрушения самого объекта («социалистического» общества).  
 Обобщая сказанное заметим, что свойства, о которых шла речь выше, присущикаждому социокультурному процессу, в частности и тем из них, что возникают и реализуются в национальном образовательном пространстве или отдельных его интерпретациях.
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Моделирование социокультурных процессов. 

      Моделью в общем случае будем считать объект или мысленный образ (объекта, процесса или явления), который в достаточной степени повторяет свойства прототипа, существенные для целей конкретного моделирования, и опускает несущественные свойства, какими он может отличаться от прототипа [6].  
 Понятно, что в этом контексте под моделированием социокультурных процессов логично мыслить исследование таких процессов на их моделях; построение и изучение моделей социокультурных процессов с целью получения объяснений и предсказания явлений, связанных с этими процессами [5].  
 Считается, что моделирование вообще предусматривает наличие субъекта (исследователя) и объекта исследования, а также модели, отображающей познавательные отношения субъекта и исследуемого социокультурного процесса. При моделировании социокультурных процессов объектом исследования будет выступать отдельный феномен, присущий рассматриваемому социокультурному объекту.  
 Моделирование процессов, в том числе и социокультурных, осуществляется в несколько этапов, каждый из которых имеет определенную направленность и обуславливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению и изучению в контексте процесса и условий его реализации.  
На первом этапе, происходит накопление знаний о социокультурном процессе(в том числе и виртуальном) и совокупности феноменов φi, сопряженных з объектом этого процесса и мыслящихся исключительно как объекты моделирования. Определяются также те социокультурные феномены φ1, φ2, …, φl, которые в рассматриваемом процессе должны играть роль ведущих, и другие – сопутствующие им, оцениваются познавательные возможности важнейших феноменов через отражение в них существенных черт социокультурного объекта.   
 Для исследуемого социокультурного феномена φ (или нескольких феноменов) выясняются факторы fi, играющие роль его ведущих характеристик и рассматривающиеся как необходимые условия реализации процесса P. Кроме того выясняются и прогнозируются возможные возмущающие факторы zj, которые могут возникнуть в течение срока реализации процесса и обрести определяющее влияние на его течение.  
 На втором этапе определяется цель моделирования процесса, избирается место и время его реализации, определяется тот социокультурный феномен φ, который будет исследоваться, осуществляется отбор факторов fi, характеризующих феномен исполняющих роль ведущих процессных характеристик при моделировании, определяется состав тех возмущающих факторов zj, какие, – з точки зрения исследователя, – могут оказать наибольшее влияние на ход реализации процесса наибольшее влияние.  
 Далее определяется содержание процессных действий в соответствии с ним планируются этапы (или процедурные шаги) реализации процесса. Также выбираются и планируются средства и приемы управления процессными действиями (наравленными на достижение исходной цели) и пути минимизации влияния возмущающих факторов.  
 На этом же этапе осуществляется определение критериев презентованности факторів fи измерительных шкал для каждого из них, способов первичной обработки накапливаемых данных и методики μ расчета окончательного результата реализации социокультурного процесса P
 Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели процесса, в частности. об условиях ее функционирования.  
 На третьем этапе осуществляется модельная реализация социокультурного процесса и получение знаний о нем в пределах построенной модели. Понятно, что эти знания будут интерпретироваться в терминах построенной модели и потому, очевидно, потребуется их трансляция с «языка модели» на «язык процесса» и обязательная корректировка с учетом тех свойств исследуемого процесса, которые не нашли отражения или были существенно изменены при построении модели. 
 Важным на этом этапе является то, что собственно модель рассматривается как самостоятельный объект исследования. Это позволяет получать и систематизировать данные о ее «поведении» в ходе реализации социокультурного процесса, изменять условия ее функционирования, отслеживать реакцию исследуемого феномена на управленческие действия относительно критериального проявления факторов fi, на изменение воздействия возмущающих факторов zи т.п.  
 Кроме того, в пределах построенной модели открывается возможность реального применения и оценки пригодности выбранных средств измерения «величин» факторов fво времени, методов обработки текущих данных и метода вычисления результата реализации процесса. В случае, если какой-либо из них не удовлетворяет условиям социокультурного процесса или модельным ограничениям, или не дает желательной «точности», то осуществляется поиск (или разработка) более пригодного для исследуемой модели. 
 Завершается этот этап содержательной интерпретацией полученных результатов в терминах и понятиях исследуемого социокультурного процесса (при условии его полного завершения).  
 На четвертом этапе осуществляется оценка полученных с помощью модели знаний об исследуемом процессе и их использование для построения обобщающей теории процесса и управления им.   
 Учитывая то, что любая модель позволяет изучать одни стороны процесса ценой отказа от исследования других его сторон, обязательным считается выяснение познавательных возможностей построенной модели в плане ее «близости» к реалиям социокультурного процесса (оригинала) и полноты отражения в модельной «конструкции» его ведущих характеристик.  
 В завершение отметим, что моделирование большинства социокультурных процессов имеет циклический характер. Это означает, что за первым «четирехэтапным» циклом реализации может быть начат второй, третий и т.д. При этом знание об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется (как, например, модель процесса обучения математике в общеобразовательной школе ).  
 Недостатки, выявленные по завершению отдельного цикла моделирования и обусловленные неполным знанием объекта. – как и ошибки в построении модели, – по обыкновению исправляются в следующих циклах, что постепенно ведет к повышению познавательных возможностей модели и к содержательно-действенной конкретизации модельного отражения исследуемого социокультурного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

      Понятие социокультурное обозначает  взаимодействие духовной культуры с ее другими видами – способами взаимодействия индивидов по поводу создания и распределения духовных и материальных благ. Культура осуществляется только во взаимодействии индивидов, ее различные аспекты становятся существенными особенностями социального взаимодействия. В частности, эти аспекты составляют содержание трех фундаментальных сфер жизни общества: экономической, идеологической и политической.

Исследование  содержания социокультурного процесса позволяет определить его как  взаимосвязь различных видов  деятельности человека в обществе, как  взаимодействие различных социальных сфер.

     Среди процессов, с которыми чаще всего  имеет дело человек, отдельное место  занимают происходящие в социуме  и касающиеся существующих в нем  образовательных, культурных и социальных сфер, т.е. социокультурные процессы.   
 Подобные процессы в обществе довольно распространены, но в отличие от промышленных они являются значительно более сложными не только для описания или формализации, но и для воспроизведения в новых социокультурных условиях, непременно возникающих вследствие течения времени и развития отношений в обществе.

     Социокультурным процессам присущи определенные свойства. Некоторые из них непосредственно  вытекают из признаков объекта процессов  и их атрибутивного отражения  в основных характеристиках того или иного социокультурного феномена, другие – связаны с условиями  реализации процессов, их связями с  другими процессами и т.п.  
 В первую очередь следует отметить, что все социокультурные процессы во время реализации порождают новые качества объекта.  
 Объект, принимающий участие в социокультурных процессах постепенно трансформируется, приобретая новые свойства, или утрачивая отдельные из них, или изменяя проявление существующих свойств. 

      Это означает, что объект в начале и  после завершения социокультурного процесса (или какого-то его «этапа») следует рассматривать как два  качественно разных объекта.

      Сказанное позволяет элементарно прийти к  выводу, что социокультурные процессы являются необратными во времени. Это делает невозможным их воспроизведение при тех условиях, в которых они ранее реализовывались, а также исключает возврат объекта к предыдущему состоянию с целью корректирования его изменений во времени.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

 
 
1.     Алексеров Ф. Е., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. – М.: Academia, 2004.   
2.     Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. – М.: Аспект Пресс, 2003.   
3.     Блюмин С. Л., Шуйкова И. А. Модели и методы принятия решений в условиях неопределенности. – Липецк: ЛЭГИ, 2001.

    4.Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. М., 2005. 

5.     Википедия // URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/Моделирование;   
6.     Википедия // URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/Модель;   
7.     Википедия // URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/Процесс;   
8.     Википедия // URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/Синергетика;  
9 Денисова Г.С., Уланов  В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, Изд. Ростовск.гос.пед.ун-та. 2003. 

10.     Исследование развития // Авторская страница Татьяны Красных: Ритмы сознания  Мифы. Нормы. Законы.  URL=http://nfdfn.jinr.ru/~kras/tany/norma/ gpm/shkp/.   
11.     Ительсон Л. Б. Математическое моделирование в педагогике и психологии // Вопросы философии. – 1965. – № 3. – С. 58-68.   
12.     Ларичев О. И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. – М.: Наука, Физматлит, 2001.  
15.     Моделирование социально-педагогических систем: Материалы региональной научно-практической конференции (16-17 сентября 2004 г.) / Гл. ред. А. К. Колесников; Отв. ред. И. П. Лебедева. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2004.  
16.     Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.  
17.     Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учебное пос. для высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – M.: Логос, 2001.  
18.     Процесс // Украинский советский энциклопедический словарь: В 3-х т. / Редкол.: А. В. Кудрицкий (ответ. ред.) и др. – К.: Глав. ред. УСЭ, 2003.  
19.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., Астрель, 2006. 
20.     Технологический процесс // Политехнический словарь / Редкол.: А. Ю. Ишлинский (гл. ред.) и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советская энциклопедия, 2001.   
21.     Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия,2000 
22.     Хуторской А. В. Методологические основы образовательного процесса А. В. Хуторской. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. (Серия «Учебник нового века»).   
23.     Щипанов В. Математическое моделирование как условие проектирования качественных систем образования // RELGA: Научно-культурологический сетевой журнал. – 2006. – № 7 [129]. – 01.04.2006. – 
www.relga.ru

Информация о работе Социокультурный процесс