Социологическая система П.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе. Уникальность его творчества подтверждается широтой исследования, использованием малоизученных методов, созданием качественно новых теорий и концепций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

2.Социологическая система П. Сорокина………………………………4

2.1.Начало научной и преподавательской деятельности……………..4

2.2.Социология П.Сорокина…………………….………………………...6

2.3 «Моя философия - интегрализм»………….………………………....9

2.4.Понятие о социальной социологии.Общество как социальная система………….…………………………………………………………..12

Заключение………………………………………......................................17

Список использованной литературы…………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 42.96 Кб (Скачать документ)

    П.А. Сорокин писал: «Наша потребность  в социологических познаниях  огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество.. . Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение». 

2.3. «Моя философия  - интегрализм»

Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.

    Эта концепция представляет собой сложную  систему, включающую в себя понятие  Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. Эта философия “…рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей”.

    В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и сверчувственный-сверхрациональный”. По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. “История человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга”.

    Человек, по Сорокину также постигается как  “чудесное интегральное существо”: “Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…”, “…он также является сверхсознательным творцом, который  в состоянии контролировать и  переступать пределы своих бессознательных  и сознательных сил и который  фактически делает это в моменты  “божественного вдохновения” в наилучшие  периоды своего интенсивного творчества”. Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями  человека, преобладающими в великих  религиях.

    Также Сорокин определяет “новое царство  реальности”, которое состоит из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем “…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент “смысла” (как идея ценность, моральная норма поведения), который накладывается на физический или жизненный компоненты”. Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: “…лишенная своего смысла, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора”. Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда “…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу”.

    Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность – “истинную вершину добра” - “невидимое триединство Истины, Добра и Красоты”. “И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие”. Автор утверждает: “…новый нарождающийся

    социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную  систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты”.

    Описанная выше сложная система описывает  сущностные характеристики Интегрального  общества, которое, по Сорокину есть наиболее приемлемая историческая стратегия  для преодоления кризиса социокультурной  системы. Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя.

    Но  Сорокин не только описывает и  обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует  стратегию, которая могла бы этому  способствовать. В основе ее - распространение  в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого  альтруизма. 

2.4.Понятие  о социальной системе.  Общество как социальная  система.

    Все социальные явления и процессы рассматриваются  как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, которые они выполняют, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).

    Социальная  система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй— с понятием социальной организации, третий — с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон — социальной общности, социальной организации и культуры.

    Обычно  под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.

    Общество  как естественноисторическая целостная  система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная система (общественная формация) отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой.

    Социальная  система представляет собой явление  или процесс, состоящие из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Под социальной структурой обычно понимаются устойчивая связь элементов в социальной системе.

    Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Еще древнегреческие философы обратили внимание на то, что целое «больше суммы входящих в него частей». Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов. Эле- ментами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.

    Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры определяются не законом, стоящим как бы «вне ее», а носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.

    Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы — классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).

    Если  судить об обществе с точки зрения взаимосвязей и отношений между  индивидуумами, то, как правило, совокупность таких связей накладывается на государственно-территориальные единицы.

    Первым  признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

    Второй  отличительной чертой общества являются его способности поддерживать и  воспроизводить высокую интенсивность  внутренних взаимосвязей. Устойчивость — это важнейшая характеристика общества. Но нельзя смотреть на социальные структуры, как на нечто раз и навсегда данное. Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, т.е. при условии признания их целесообразности большинством населения.

    Третья  отличительная черта общества —  его автономность и высокий уровень  саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов условия.

    Четвертая черта — большая интегрирующая  сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей, включая его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.

    Итак, общество — это универсальный  способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

    Рассмотрение  общества как системы различается  в работах разных социологов. Главная причина — в неоднозначности методологических позиций авторов. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного систематизирующего элемента, т.е. того кирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.

    Например, О. Конт, которого называют отцом социологии, первичной ячейкой общества считал не человека, а семью. Американский социолог Н. Смелзер рассматривает сначала статусы и роли человека, затем на основе статусов и ролей дает понятие социальных институтов (суд, медицина, образование, семья и т.д.), социальных групп, формальных организаций, общин и общественных классов, а затем — общества, объединяющего все это.

    Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества).

    Классификация обществ может быть составлена также  на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).

Информация о работе Социологическая система П.Сорокина