Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа
П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе. Уникальность его творчества подтверждается широтой исследования, использованием малоизученных методов, созданием качественно новых теорий и концепций.
Введение……………………………………………………………………..3
2.Социологическая система П. Сорокина………………………………4
2.1.Начало научной и преподавательской деятельности……………..4
2.2.Социология П.Сорокина…………………….………………………...6
2.3 «Моя философия - интегрализм»………….………………………....9
2.4.Понятие о социальной социологии.Общество как социальная система………….…………………………………………………………..12
Заключение………………………………………......................................17
Список использованной литературы…………………………………..20
Г.
Спенсер сравнивал общества с
биологическими организмами, а отдельные
части общества (образование, государство
и др.) — с частями организма (сердцем,
нервной системой и т.д.), каждая из которых
влияет на функционирование целого. Спенсер
считал, что, подобно биологическим организмам,
общества развиваются от простейших форм
к более сложным. В ходе этого процесса
они непрерывно вынуждены приспосабливаться
к меняющимся условиям окружающей среды.
Дольше выживают наиболее приспособленные.
Таким образом, «естественный отбор» происходит
в человеческом обществе так же, как и
среди животных, способствуя выживанию
самых приспособленных. В то же время процесс
адаптации способствует дальнейшему усложнению
общественного устройства, так как его
части становятся более специализированными
(например, общества стали значительно
сложнее в период промышленной революции
и в результате усугубляющегося разделения
труда и развития таких специализированных
институтов, как фабрики, банки и фондовые
биржи).
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Сейчас,
например, уже трудно отыскать принципиальные
различия в экономическом, социальном
и политическим строе, научных, религиозных,
идеологических взглядах между Россией
и США, что подтверждает предсказанную
Сорокиным тенденцию
Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан».
Однако, мне кажется, что мы преодолели самый критический момент и повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина «суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-российского» , причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого, их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад и упомянутая альтернатива не возникнет снова.
Также
необходимо отметить, что силы положительной
религиозной и моральной
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.
Завершить
работу хотелось бы следующими справедливыми
словами А.В. Липского: «Для настоящей
популяризации Сорокина и его трудов в
России придется еще немало поработать.
И вернуться он должен таким, каким был
на самом деле: глубоких знаний, демократических
убеждений и большой души человеком, настоящим
патриотом России».
Список использованной литературы.
1.Кукушкина Е.И. «Питирим Сорокин – ученый, педагог, организатор науки и общественный деятель» // Вестник МГУ, серия 18, 1999 г., №3.
2.Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС.
3.Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. 2003.
4.Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 2000. №6.
5.Теория интегративного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции.
6.П.А.Сорокин “Человек. Цивилизация. Общество.” М.2000 г.
7.Сорокин П.А. «Система социологии»
8.Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии», М. 2003г.
9.Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм //СОЦИС, 2000, №10
10.Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.
11.Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС. 2000. №4.
12.Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС. 2002. №12.
13.Смелзер Н. Социология - М.: Феникс, 1999.
14.Социология /Под
ред. Осипова М. - М.: Мысль, 2000.