Социологическая система П.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе. Уникальность его творчества подтверждается широтой исследования, использованием малоизученных методов, созданием качественно новых теорий и концепций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

2.Социологическая система П. Сорокина………………………………4

2.1.Начало научной и преподавательской деятельности……………..4

2.2.Социология П.Сорокина…………………….………………………...6

2.3 «Моя философия - интегрализм»………….………………………....9

2.4.Понятие о социальной социологии.Общество как социальная система………….…………………………………………………………..12

Заключение………………………………………......................................17

Список использованной литературы…………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 42.96 Кб (Скачать документ)

    Г. Спенсер сравнивал общества с  биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции и в результате усугубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи). 
 
 
 
 
 
 

                                                          Заключение.

            В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

    Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией  и США, что подтверждает предсказанную  Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

    Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан».

    Однако, мне кажется, что мы преодолели самый  критический момент и повернули  в сторону возрождения, так как  в целом наблюдаемая картина  «суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-российского» , причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого, их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад и упомянутая альтернатива не возникнет снова.

    Также необходимо отметить, что силы положительной  религиозной и моральной поляризации  в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом  Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные  периоды кризисов.

   Особенно  ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение  Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его  стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные  меры в области экономики и  политики не смогут помочь в устранении кризиса.

   Профессор Гарольд Браун считает: «что практически  на сто процентов оправдались  прогнозы Питирима Сорокина в отношении  того, в каком направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.

    Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми  словами А.В. Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 
 
 
 

                   Список использованной литературы.

1.Кукушкина Е.И. «Питирим Сорокин – ученый, педагог, организатор науки и общественный деятель» // Вестник МГУ, серия 18, 1999 г., №3.

2.Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС.

3.Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. 2003.

4.Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 2000. №6.

5.Теория интегративного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции.

6.П.А.Сорокин “Человек. Цивилизация. Общество.” М.2000 г.

7.Сорокин П.А. «Система социологии»

8.Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии», М. 2003г.

9.Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм //СОЦИС, 2000, №10

10.Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.

11.Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС. 2000. №4.

12.Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС. 2002. №12.

13.Смелзер Н. Социология - М.: Феникс, 1999.

14.Социология /Под ред. Осипова М. - М.: Мысль, 2000. 

Информация о работе Социологическая система П.Сорокина