Социологические концепции М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание

На философско-социологические взгляды Вебера повлияли выдающиеся мыслители разных направлений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницще и др. Сам Вебер создал много научных трудов, в том числе «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», « Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия». С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей.

Содержание

Введение 3
1. Место Вебера в социальной экономике 5
2. Социологические концепции М. Вебера 11
2.1.Философское значение идей Макса Вебера 11
2.2. Вебер о ценностях 15
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕОРСОЦ.docx

— 42.14 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Место Вебера в социальной экономике 5

2. Социологические концепции М. Вебера 11

2.1.Философское  значение идей Макса Вебера 11

2.2. Вебер  о ценностях 15

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выдающуюся  роль в развитии социологии в конце  прошлого и в начале нынешнего  века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории».

На философско-социологические  взгляды Вебера повлияли выдающиеся мыслители разных направлений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницще и др. Сам Вебер создал много научных трудов, в том числе «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», « Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия». С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. 

М. Вебер  создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его  мнению, заключаются в том, чтобы  понять и объяснить, во-первых, с  помощью каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким  причинам им это удавалось или не удавалось, во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей». В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет, прежде всего, о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований.

Актуальность работы. М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих указанные выше ценности как нечто сверхисторическое, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственный эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области сверхисторической переносятся в историю. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия. Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Это определенная идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохи. В этом отношении как идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

Макс  Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем из области  теории и методологии социологии, оставив в их разработке заметный след. Возрождение его учения происходит именно потому, что он высказал глубокие мысли о решении сложных проблем, стоящих перед нами сегодня. 

 

1. МЕСТО ВЕБЕРА В СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Множество элементов, признаков факторов, явлений, согласно учению Вебера, лежат в  основе действительности, которую изучает  социология. Для этой действительности характерна аморфность, неупорядоченность, хаотичность.  Понимание своеобразия жизни, определение важности общественных явлений, определение причин своеобразия исторических событий – и является главной задачей социологической науки. А познание, это именно то место, по Веберу, где хаотичность действительности рационально упорядочивается.

Из всего разнообразия эмпирической действительности предметом научного познания может стать, по М. Веберу, только часть ее, существенная и  важная для цели исследования. Критерием такого выделения не может быть эмпирическая регулярность, поскольку, подчеркивает немецкий ученый, не важно то, что лишь регулярно повторяется. Таким критерием могут быть религиозные, нравственные, эстетические, политические и иные ценности определенной культуры. Только благодаря соотнесению с ними конкретный фрагмент действительности становится значимым для научного исследования. Эмпирическая реальность предстает как "культура", а понятие культуры является ценностным понятием.

Идеи, господствующие в обществе, способствуют формированию ценностной позиции исследователя. Ценности культуры влияют на выбор исследовательской проблематики, подбор эмпирического материала, могут стать предметом социальной науки, научной критики. Итак, по М. Веберу, социальная наука о действительности тесно связана с вне-научными ценностями.

Важное  место в социальной науке М. Вебера занимает концепция идеальных типов. Социолог усматривает в идеальных типах прежде познавательный инструмент, который исследователь конструирует и использует для упорядочивания хаотической действительности и понимания ее. Идеальный тип, подчеркивает Вебер, не является гипотезой относительно действительности, не является он и описанием самой действительности, идеалом. Идеальный тип представляет собой теоретический конструкт, "мысленный образ", который создается с помощью выделения, обострения, усиления тех элементов действительности, которые исследователь считает существенными.

Принципиальным  моментом веберовской трактовки идеальных типов стало признание того, что они не имеют десигнатов в эмпирической действительности. Свою "реальность" идеальные типы находят исключительно путем сопоставления с конкретно существующей эмпирией. Следовательно, предполагается первоначальный разрыв между идеальными типами и эмпирической действительностью. Вследствие сопоставления с идеальными типами эмпирические факты получают лишь отрицательную характеристику, поскольку результатом такого сопоставления является определение степени отклонения эмпирических фактов от своих эталонов - идеальных типов.

М. Вебер  различает исторические и социологические  идеальные типы, принимая во внимание различие их по мере обобщения. Исторические идеальные типы, как правило, локализованы во времени и пространстве, социологические - более абстрактные. Примерами первых являются такие понятийные конструкции, как "капитализм", "средневековый город" и др.., Вторых - "церковь", "легитимный порядок", "бюрократия" и тому подобное.

Конструирование идеальных типов - творческий акт, посредством  которого формируется специфический  образ действительности. Это и делает ее более осмысленной и понятной для исследователя. Итак, идеальные типы представляют собой незаменимый эвристический инструмент социальной науки [4, c. 216-218].

В творчестве М. Вебера можно условно выделить два периода. В первом он выступает, прежде всего, как историк культуры, исследующий историческую действительность в духе неокантианской "науки о культуре". Во второй период немецкий ученый разрабатывает концепцию "понимающей социологии", осуществляя переход от исторического к социологическому познанию.

Социологию  М. Вебер определяет как науку, пытается объяснить свой предмет - социальное действие - на основе понимания ее. Понимание для М. Вебера представляет собой специфическую категорию, с помощью которой можно объяснить человеческое поведение. При этом имеется в виду поведение отдельного индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение рассматриваются как "ячейка" социологии, ее "атом", "простейшее единство", которое не подлежит размельчению. В своей трактовке понимающей социологии М. Вебер занимает позицию номинализма, или методологического индивидуализма. По его мнению, такие понятия, как "государство", "общество", "феодализм" и проч., обозначают определенные категории совместной деятельности людей. Следовательно, задача социологии заключается в том, чтобы свести их к "понятному" поведению, то есть к поведению отдельных людей, участвующих в этой деятельности.

Однако  понять можно только такое поведение, которое имеет смысл для ее субъекта. Следовательно, предметом понимающей социологии является осмысленное воздействие, действие, связанное с "субъективно предполагаемым смыслом". Отсюда следует социологически обоснованная потребность "в интерпретирующем понимании сознательно ориентированных человеческих действий".  Такое понимание, по М. Веберу, может быть либо непосредственным, или поясняющим. Например, мы непосредственно "понимаем" смысл правила 2+2 = 4 или гневную вспышку, проявляющуюся в выражении лица, иррациональных жестах. К непосредственному пониманию относятся также действия лесоруба, человека, который протягивает руку к двери, чтобы закрыть их, охотника, который целится, чтобы попасть в зверя, и др..

С поясняющим пониманием имеем дело тогда, когда "понимаем" мотивацию, какой смысл вкладывал в правило 2+2 = 4 тот, кто его придумал и записал, почему он сделал это именно тогда, когда был занят коммерческой калькуляцией, демонстрацией научного опыта, техническими расчетами. По сравнению с непосредственным пониманием объясняющее понимание представляет собой высший уровень познания человеческих действий. Оно ориентировано не на выяснение содержания самого акта действия, а на познание мотивов, которыми пользуется индивид, выполняя определенный акт. В таком случае речь идет не о том, что индивиды делают, а о том, почему они это делают.

В структуре  человеческих действий немецкий ученый выделяет особый класс действий - социальные действия. Социальное действие он трактует как такое, которое ориентировано на поведение других индивидов. Поведение индивида не является социальным, если оно ориентировано только на вещественные объекты. Кроме того, не все типы взаимоотношений людей имеют, по М. Веберу, социальный характер. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Вместе с тем попытки кого-либо из них избежать этого столкновения являются уже социальным действием, так как в этом случае мы имеем дело с проявлением ориентированного поведения одного велосипедиста относительно другого [8, c. 361-363].

В зависимости  от приближения социального действия до определенного предела, за которым  она может быть названа осмысленно ориентированным, М. Вебер выделяет четыре действия. Ближе всего к этой границе, а чаще на самой границе, находятся традиционное и аффективное действие. Дальше от границы размещаются рациональные действия, М. Вебер разделяет на ценностно-рациональные и целерациональные.

Традиционные  действия основываются на длительной привычке людей. Большую часть их повседневного поведения можно отнести к этому типу. В то же время в ряде случаев традиционное действие может приближаться или трансформироваться в аффективное действие. Последнее обусловлено ​​аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Часто это действие выходит за пределы того, что осмысленно ориентировано. В целом традиционные и аффективные действия нередко граничат, с одной стороны, с поведением чисто реактивным, бессознательным, а с другой - с рациональным поведением, в рамках которого люди или верят в самодовлеющую ценность независимо от последствий действия (ценностно-рациональное действие), либо осмысленно подбирают соответствующие средства для реализации поставленной цели, учитывая возможные последствия (целерациональное действие).

Ценностно-рациональными  являются действия того, кто верит  в самодовлеющую ценность - религиозную, эстетическую или любую другую, несмотря на возможные последствия. Этот тип действия всегда подчинен "заповедям" или "требованиям", в подчинении которым видит свой долг индивид. Целерациональное действие свойственно тем индивидам, поведение которых ориентировано на цель, средства и побочные результаты этого действия. В этом случае индивид действует не традиционно, не аффективно, не по обязанности, а на основании осмысленного, рационального расчета, соотнесение достаточности имеющихся средств для достижения поставленных целей, а также предвидение возможных побочных результатов такого воздействия.

По мнению М. Вебера, целерациональное действие является, по сути, лишь предельным случаем, в отношении которого другие указанные типы действия всегда иррациональны. Вместе с тем все веберовские типы социального действия представляют собой сконструированные для социологического исследования "понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение" людей. Следовательно, толкование социальных действий основывается не на необходимости, а на вероятности их осуществления. В целом для категорий веберовской "понимающей социологии" ("понимание", "действие", "смысл" и др.). Характерна антипсихологичная направленность. Психология, считает немецкий ученый, вообще не может быть основой понимающей социологии, поскольку занимается иррациональной составляющей поведения людей, а не "рационалистическим пониманием" ее смысла. Вследствие этого социальные институты и культурные значения нельзя объяснить на основе психологических факторов. Наоборот, именно социальные институты и культурные значения могут способствовать объяснению психики людей.

Выдвигая  рациональность, рационализацию, целерациональное поведение как ключевые методологические принципы понимающей социологии, М. Вебер же время не доходит "выводу о преобладании рационального в повседневной жизни", однако связывает судьбу современного мира с растущими рационализацией и интеллектуализацией. Такова, по его мнению, объективная тенденция исторического процесса. Вес целерационального действия вытесняет другие типы поведения людей, способствует укоренению на Западе рационального способа ведения хозяйства, утверждению рационального государства, рациональных конституции, права, науки, рационально гармонических музыки, архитектуры, изобразительного искусства и т.д. На их почве возникает на Западе капиталистическое общество, которое не имеет исторических аналогов. История его генезиса и развития, уверяет М. Вебер, является историей растущей рационализации.

Информация о работе Социологические концепции М. Вебера