Социологические проблемы современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание

Проблемы молодежи волновали общество во все времена, и тогда, когда современные старики были молодыми, и когда их родителям было по восемнадцать, и они только выбирали по какой дороге им пойти. Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ – не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений – не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. Помимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1. Понятие и социально – психологические характеристики молодежи……..5
1.2. Государственная молодежная политика……………………………………...9
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Анализ социальных проблем современной молодежи ………….………….13
2.2. Пути решения социальных проблем современной молодежи………….…..19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Второй РАЗ.docx

— 55.92 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

1.1. Понятие и социально – психологические характеристики молодежи……..5

1.2. Государственная молодежная политика……………………………………...9

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1. Анализ социальных проблем современной молодежи ………….………….13

2.2. Пути решения социальных проблем современной молодежи………….…..19

Заключение………………………………………………………………………….23

Список  литературы…………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проблемы  молодежи волновали общество во все  времена, и тогда, когда современные  старики были молодыми, и когда их родителям было по восемнадцать, и они только выбирали по какой дороге им пойти. Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ – не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений – не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. Помимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение  и развитие.

     Отсюда  у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что  говорит о наличии социальной напряженности среди молодых  людей, ведущей, в свою очередь, к  дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации  молодежи к новым социально-экономическим  условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых  приобрели беспрецедентный характер. 

     В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние  общества, которое находится в  переходном периоде.  
Данная тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет одну третью часть населения, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. 

     Таким образом, целью данной работы является анализ социальных проблем современной молодежи и рассмотрение путей решения данных проблем. 

Данная  цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

     1. Раскрыть понятие молодежи как социально – демографической группы.

  1. Охарактеризовать государственную молодежную политику.
  2. Проанализировать социальные проблемы современной молодежи.
  3. Рассмотреть пути решения социальных проблем современной молодежи.

     Предметом исследования являются социальные проблемы современной молодежи.

     Объектом исследования является молодежь как социально – демографическая группа. 

      Значимость  работы определяется в оценке социального положения современной молодежи в России, что отражает общее состояние общества.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении определены: актуальность темы, цель и задачи работы, предмет и объект работы. Первая глава посвящена определению понятия «молодёжь» как социально – демографической группы, описанию государственной молодёжной политики. Во второй главе раскрыто содержание социальных проблем современной молодёжи, рассмотрены пути решения этих проблем. В заключении содержатся выводы по результатам анализа данной темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА 

    1.1. Понятие и социально – психологические характеристики молодежи 

      Как принято в педагогике, молодежь –  поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий, возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [1, с.56]. Существует и другое определение: «Молодежь – социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и других социально – психологических свойств» (И. С. Кон).

      В социологии, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [9, с.16].

        Понятию «молодежь» приписывается три значения: во-первых, это один из этапов жизненного цикла человека; во-вторых, это социальный статус определенный возрастом; и в-третьих, это понятие используется в значении молодежной субкультуры как независимого образования внутри господствующей культуры.

        Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ними социальный статус и социально-психологические  особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного  строя, культуры и свойственных данному  обществу закономерностей социализации.

        Современная молодежь дольше обучается в школе и  соответственно позже начинает самостоятельную  трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все эти события, в своей совокупности, дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.

     Многие  исследователи в области возрастной психологии выделяют такие периоды  в молодости, как подростковый возраст  и юность, но мнения о возрастных границах во многих случаях расходятся. Е. Омельченко для определения понятия молодёжи выделяет несколько категорий [4, с.73]:

     1. Возраст. Люди определенного «молодого» возраста действительно могут быть отделены от других возрастных групп. В этом понятие можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и т. д. Каждый человек психологически воспринимает свой физический возраст по-разному. Если биологический возраст значит для человека нечто определенное, психологически же человек часто размывает эти физические границы как в одну, так и в другую сторону. Невероятные темпы развития компьютерной грамотности и «компьютеризации» населения также не могут не сказываться на процессах взросления. Существенным становится не сам по себе возраст, а его «качество». Новое качество возраста, которое приносит новое время, формирует новое состояние перехода от одного возраста к другому. Социальные аспекты сильно влияют на биологический возраст, но полностью его не определяют. Если принять за критерий создание молодым человеком своей семьи или рождение детей то границы молодости раздвинутся и в ту, и в другую стороны.

     2. Зависимость. С одной стороны, молодые люди достаточно зависимы, с другой — они уже взрослые, так как достигли определенной независимости. Именно отсюда их общее неудовольствие родителями и их постоянной опекой. В большинстве случаев молодые люди понимают, что по-прежнему зависимы от взрослых в смысле наличия у них собственных средств к существованию, возможности получения образования и т.д.

     3. Семья. Подросток изменяет форму той семьи, в которой растет: образ жизни, потребности всех членов семьи, формы социального поведения. А уход молодого человека из дома, в российских традициях, для ведения самостоятельной жизни, воспринимается как трагедия. Особенно заметно присутствие семьи в формировании этнической и гендерной идентификации подростков, в воспроизведении ими в своей молодежной культуре семейных ролей, в уровне патриархальности групповых ценностей, с которыми они идентифицируются. Культурный и этнический опыт, воспитательные традиции родительской семьи и более широкой семьи — «соседства» постоянно проявляются в разнообразных формах молодежных объединений и стилях.

     4. Образование. Второй крупный шаг к независимости делает подросток, когда уходит в школу, которая сопровождает процесс перехода ребенка во взрослость. И этот уход в любом его варианте «дает» ребенку еще одного взрослого, который будет его теперь контролировать. С теми или иными нюансами все дети определенного возраста, если они здоровы, должны пойти в школу, независимо от социальных, статусных, властных и других различий, которые между ними существуют. Сама школьная жизнь меняется по мере того, как школьники растут и становятся взрослее. В основе школьной иерархии, позволяющей учителям, родителям и самим школьникам занимать те или иные позиции по отношению к значимым статусам, лежат ценности «успеха» и «путей его достижения». В зависимости от того, какие существуют критерии их оценки, выстраиваются формальные социальные позиции учеников, формируется отношение к ним. Вокруг этих социальных конструктов формируется мощная система образования и воспитания учеников, основанная на различных методиках, техниках и приемах, включающая в себя разные системы оценки того или иного уровня знания, поведения, темпов и качества продвижения и систему вознаграждений за результаты. Каждый уровень новой школьной идентификации поднимает молодого человека еще на одну ступеньку к взрослости, наполняет его жизнь новыми проблемами и противоречиями, которые и отталкивают, и притягивают разные варианты культурных выборов.

     5. Работа. Во многих культурах окончание школы знаменует собой «конец» молодости, переход во взрослую жизнь. Не все подростки, оканчивая школу, начинают сразу работать. Во-первых, большая часть стремится к продолжению образования: высшего или специального. Во-вторых, существует проблема молодежной безработицы. Главной мишенью этой проблемы оказываются, прежде всего, выпускники средних школ. Молодые рабочие имеют более взрослый статус, чем школьники, но, тем не менее, они все равно еще находятся в переходе к взрослости. Частично это зависит от денег, молодым рабочим платят меньше, чем взрослым. Если они продолжают жить с родителями они не могут быть и чувствовать себя полностью независимыми. Кроме того, молодые рабочие оказываются не полностью взрослыми по отношению к своему рабочему месту: находятся под прямым контролем теперь уже взрослых рабочих, относиться с большим недоверием, что проявляется в более строгой внешней дисциплине.

     6. Ответственность. Часто, говоря о молодежи, употребляют понятие «безответственность», но это не совсем точно. Молодость — это время, когда молодой человек принимает на себя все новую и новую ответственность. С психологической точки зрения, именно в этот период подросток учится принимать на себя ответственность за то, что он делает, он учится ощущать вину за содеянное. Постепенно на него начинает ложиться все большая ответственность: за домашнюю работу, за то, как он проводит свое время в школе и вне ее, за получение тех или иных отметок, за продвижение в школьной иерархии, за поведение, за выбор друзей, за стиль, который, за успешность обучения и за много другое.

     Понятие «молодежь» многогранно, и может  рассматриваться в разных контекстах жизни общества; ученые до сих пор не могут сойтись во мнении, когда же начинается молодость и когда она заканчивается, поэтому ее возрастные границы размыты, но помимо этого эти рамки могут раздвигаться в ту или иную сторону самим человеком, в зависимости от его психологического настроя, а так же и от общества в котором воспитывается молодой человек.

      Для того чтобы понять насколько государство  интересует развитие современной молодёжи, необходимо рассмотреть политику государства  в этой области. 
 

1. 2. Государственная молодежная политика 

      Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.  Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.  
Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д. [13, с.121].

      Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах  Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников. 

Информация о работе Социологические проблемы современной молодежи