Социологические проблемы современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание

Проблемы молодежи волновали общество во все времена, и тогда, когда современные старики были молодыми, и когда их родителям было по восемнадцать, и они только выбирали по какой дороге им пойти. Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ – не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений – не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. Помимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1. Понятие и социально – психологические характеристики молодежи……..5
1.2. Государственная молодежная политика……………………………………...9
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Анализ социальных проблем современной молодежи ………….………….13
2.2. Пути решения социальных проблем современной молодежи………….…..19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Второй РАЗ.docx

— 55.92 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, в формирование и осуществление  государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации  и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и  детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные.

     Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается  совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством  РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и  самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и  защиту их прав.  
Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.  
Общепризнанна в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли.  На региональном уровне также формируются реестры молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные программы и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь.

     В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет — до 2016 г. и определяет главную цель ГМП — развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества. Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования, государственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке. 

Государство решает следующие задачи: 

- разработка  основных положений государственной  молодежной политики и ее реализация;  
- обеспечение решения межотраслевых проблем в сфере государственной молодежной политики; 

- методическое  обеспечение деятельности органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации по вопросам  государственной молодежной политики;  
- разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни; 

- разработка  и осуществление мер по поддержке  молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных  объединений, содействие духовному  и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и  патриотизма. 

     Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по двум основным группам результатов. К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи. Вторая группа результатов характеризует вклад молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны.

    Безусловно, государственная молодёжная политика нацелена на улучшение жизни молодёжи, но развитие современного общества привело  к появлению социальных проблем  молодёжи. Эти проблемы требуют особого  внимания в их анализе и  рассмотрении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 

     2.1. Анализ социальных  проблем современной  молодежи 

      Проблемы  современной молодежи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и  всего общества в целом; от решения  их зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны, взаимосвязаны и исходят из объективных  процессов, протекающих в современном  мире, - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны, они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью  и проводимой в отношении молодежи молодежной политики [12, с.119].

      Наиболее  актуальными проблемами для современной российской молодежи являются проблемы, связанные с духовно – нравственной проблемой бытия. Процесс становления современной российской молодежи проходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества, затронувшего все сферы жизнедеятельности, и его основных институтов, а именно, институтов социализации, самого государства, а также недостаточное внимание к культурному развитию населения и противоречивость государственной молодежной политики приводит нас к крайне негативным последствиям [3, с.82].

      На  фоне мировоззренческой неопределенности молодежи, непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание и ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения  самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания. Указанные факторы, в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодежи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодежи. В условиях разразившегося мирового кризиса все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство.

      Не  уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ  гражданского общества, государство  в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сама власть предержавия может стать «продуктом» для этих потребителей.

      Молодежная  среда, в силу её возрастных, социально  – психологических и мировоззренческих  особенностей, остро нуждается в  социокультурной идентификации. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразования опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, специальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения»  [3, с.83].

      В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны, она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений, - самую социально неподготовленную, а значит, и уязвимую ее часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемый ей возможностей в значительной степени зависят от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенные противоречия. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

      Продолжающееся  «смутное время» наиболее остро отразилось именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых  семей, числа рождённых  детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально – экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодёжи, инновационные возможности общества [1, с.59].

      В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными  целями его существования, соответствующим  образом формируется культура и  ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодёжи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодёжи, приобретая универсальный характер. По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведенных в 2002 г., 53% молодых россиян на вопрос «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь отметили ее стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования;  в третью очередь (17%) – работу и карьеру. Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования [12, с.121].

      По  результатам экспертного обследования, проведенного в 2007 г. фондом имени П. Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом: материальное благополучие, ценность «Я» (индивидуализм); карьера (самореализация); семья; стабильность; свобода; уважение к старшим; Бог (вера в Бога); патриотизм; долг и честь.

      При этом, анализируя нынешнее состояние  российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе, экспертами были отмечены следующие антиценности: культ денег; безразличие и индивидуализм; вседозволенность; циничный прагматизм, культ карьеры; крах семьи; социальное иждивенчество; сексуальная распущенность; вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие; коррупция; ксенофобия [3, с.84].

      Характеризуя  молодёжное сознание и систему ценностей  современной российской молодёжи, социологи  выделяют:

     - преимущественно развлекательно – рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

     - вестернизацию  культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

     - приоритет потребительских ориентаций  над творческими, созидательными;

     - слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

     - внеинституциональную культурную самореализацию;

     - отсутствие этнокультурной самоидентификации [3, с.85].

      Анализ  процесса адаптации молодого поколения  к новым условиям имеет не только теоретико – методологическое, но и практическое значение. Общество может быть стратифицировано по разным основаниям. Молодость является одним из наиболее значимых жизненных этапов,  когда человек приобретает новые социальные роли, формирует свои притязания, личные надежды и планы. Современный рынок труда вынуждает молодого человека сочетать трудовую деятельность с образовательной. Это приводит к росту динамичности жизни в условиях переходного периода. В связи с этим меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, безработица, инфляция, экономический кризис делают адаптацию современной молодёжи одной из острейших проблем.

Информация о работе Социологические проблемы современной молодежи