Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 01:15, реферат
Целью проведения исследования явилось изучение особенностей социологических взглядов Р.К. Мертона.
В процессе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
− изучить основные вехи жизни и творчества Р.К. Мертона;
− выявить основные направления теоретических и эмпирических исследований Р. Мертона;
− рассмотреть теорию среднего уровня Р.К. Мертона;
− изучить концепцию социологии науки Р.К. Мертона;
− проанализировать взгляды Р. Мертона в контексте структурно-функционального анализа.
Еще одним полем для разработки структурно-функционального анализа стало отношение между культурой, структурой и аномией, описанное в статье «Социальная структура и аномия» [8]. Мертон определяет культуру как «организованную совокупность нормативных ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества или группы» [8], а социальную структуру как «организованную совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества или группы» [8]. Аномия имеет место «при наличии серьезного рассогласования между нормами и целями культуры и социально сформированными способностями членов группы действовать в соответствии с ними» [8]. То есть из-за своего положения в социальной структуре общества некоторые люди не способны действовать согласно нормативным ценностям. Культура требует определенного типа поведения, которому препятствует социальная структура.
Например, в американском обществе культура придает огромное значение материальному успеху. Однако из-за положения в социальной структуре многие не имеют возможности достичь такого успеха. Если человек по рождению принадлежит к низшим социально-экономическим слоям и, как следствие, может получить, в лучшем случае, лишь степень выпускника высшего учебного заведения, то его шансы на достижение экономического успеха общепринятыми способами (например, преуспев на традиционном рабочем поприще) малы либо вовсе отсутствуют [8]. При таких обстоятельствах (а они широко распространены в современном американском обществе) можно говорить о существовании аномии, результат которой — тенденция к девиантному поведению [18, с. 263]. В данном контексте девиантное поведение зачастую принимает форму альтернативных, не принятых в обществе и иногда незаконных средств достижения экономического успеха. Таким образом, примером девиантного поведения, порождаемого дисбалансом между ценностями культуры и социально-структурными способами их достижения, может служить наркоторговля или занятие проституцией ради экономического успеха. Это один из способов объяснения преступности и девиантного поведения с точки зрения структурного функционализма.
В данном примере Мертон рассматривает социальные (и культурные) структуры, не сосредотачивая свое внимание на функциях этих структур. Он, в соответствии со своей функциональной парадигмой, больше занят исследованием дисфункций, в данном случае аномии. Точнее, Мертон связывает аномию с девиантным поведением и с помощью этого утверждает, что рассогласования между культурой и структурой имеют дисфункциональные последствия, а именно приводят к девиантному поведению в обществе [18, с. 263].
Следует так же заметить, что в творчестве Мертона, посвященном аномии, подразумевается
критическое отношение к социальной стратификации (например, из-за того что она блокирует средства для достижения некоторых социально желательных целей). Таким образом, творчество Мертона показывает, что структурные функционалисты могут относиться к социальной стратификации критически.
Заключение
В ходе выполнения работы были решены все поставленные задачи: были рассмотрены биографические данные и основные направления творчества американского социолога Роберта Кинга Мертона, к ним относятся разработка теории среднего уровня, концепции социологии науки и структурно-функционального подхода к изучению социальной реальности.
В рамках теории среднего уровня он критикует подход Т. Парсонса, разрабатывавшего теорию о+бщего уровня. Во-первых, утверждает Мертон, что на данном уровне развития социологии никакой общей теории ее развития нет и быть не может. Во-вторых, теории общего уровня необходимы для более полноценного общения социологов между собой, т.е. это своеобразный язык социологии, а не конкретные «работающие гипотезы», взятые из эмпирического опыта. А теории среднего уровня, в свою очередь, утверждает Мертон, не могут формировать те первоначальные представления, которые могут быть выведены из более общей теории. Теории среднего уровня имеют дело с совсем другим видом проблем. Из теории общего уровня они могут заимствовать лишь определенный набор понятий, которые затем упорядочиваются в соответствии с предполагаемыми проблемами данной конкретной области. И современной тенденцией в социологии должна стать тенденция наращивания теорий среднего уровня, чтобы она взаимодействуя, достигли уровня уже проработанных теорий общего уровня.
В рамках концепции социологии науки Мертоном так же были достигнуты выдающиеся результаты. Во-первых, он дал целостную теоретическую схему рассмотрения науки как социального феномена, на основе которой можно было формулировать поддающиеся исследованию вопросы и устанавливать критерии оценки получаемых ответов; во-вторых, сформулировал «научный этос» – совокупность норм, действующих в научном сообществе, – который представил основным механизмом функционирования науки – социального института по производству достоверного знания. Сила, обеспечивающая движение этого механизма, – институционально подкрепляемое стремление каждого ученого к профессиональному признанию; в-третьих, заложив основу для теоретически согласованных эмпирических исследований науки, дав «аналитическую парадигму», Мертон, кроме того, внес большой личный вклад в разработку центральных вопросов этой новой области знания; в-четвертых, опираясь на личные научные потенции, авторитет признанного социолога и организационные возможности руководителя кафедры в крупнейшем Колумбийском университете, Р. Мертон создал сильную школу в социологии науки. Мертон обеспечивал прямое и детальное руководство всеми современными американскими социологами науки или уж, во всяком случае, их большинством. Это была действительно школа со всеми ее атрибутами: в высшей степени согласованное движение, в ходе развития которого исследовалась, по существу, одна и та же сеть связанных между собой спорных вопросов, происходящих от собственных мертоновских работ.
И, наконец, сфера деятельности,
являющаяся самой выдающейся в творчестве
ученого – структурно-
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Р.К. Мертон занимался широким кругом как теоретико-социологических, так и прикладных социологических проблем, и что остается немаловажным, что в разрабатываемых областях достиг ошеломительных результатов. Его вклад в социологическую науку невозможно недооценить. Так, после изучения биографии американского социолога, круга, рассматриваемых социально-социологических проблем, его заслуженного статуса, признанного социологическим сообществом, становится очевидной необходимость передачи его научного вклада будущим поколениям социологов и популяризации его имени в кругах студентов-социологов.
Список использованных источников
1 Абушенко, В.Л. Роберт Кинг Мертон [Электронный ресурс].
2 Громов, И.А., Мацкевич, А.Ю., Семенов, В.А. Западная теоретическая социология [Текст] / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб. : ДНК, 2003. – 560 с.
3 Кожанов, А.А. Рецепция
идей Роберта Мертона в
4 Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения [Текст] / С.А. Кравченко. – М. : Экзамен, 2002. – 315 с.
5 Кучеренко, В.
6 Мартьянова, Н.А. Концепция
структурного функционализма
7 Мертон, Р. Непреднамеренные
последствия преднамеренного
8 Мертон, Р. Социальная структура и аномия [Текст] / Р.К. Мертон // Рубеж (альманах социальных исследований). – 1992. – № 2. – С. 89-105.
9 Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. – М. : АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 873 с.
10 Мертон, Р. Явные и
латентные функции [
11 Мирская, Е.З. P. Мертон и его концепция социологии науки [Электронный ресурс].
12 Мирская, Е.З. Р. Мертон и этос классической науки [Электронный ресурс].
13 Мирский, Э.М. Развитие мертоновской парадигмы в 60-е и 70-е годы [Текст] / Э.М Мирский // Современная западная социология науки: критический анализ. – М. : Наука, 1988. – С. 61-80.
14 Некролог. Роберт Кинг Мертон [Электронный ресурс].
15 Плахов, В.Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.) [Текст] / В.Д. Плахов. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 156 с.
16 Покровский, Н.Е. Одиннадцать заповедей
функционализма Роберта
17 Покровский, Н.Е. Ранний вечер на утренних холмах (субъективные заметки о Роберте Мертоне) [Текст] / Н.Е. Покровский // Социологические исследования. – 1992. – № 6. – С. 80-88.
18 Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст] / Дж. Ритцер. – СПб. : Питер, 2002. – 688 с.
19 Чеснокова, В.Ф. Язык социологии [Текст] / В.Ф. Чеснокова. – М. : ОГИ, 2010. – 544 с.х