Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:10, научная работа
Цикличность социокультурного развития, свойственная человечеству на протяжении всей его истории, наиболее полно исследованная в работах П. А. Сорокина, отчетливо проявилась в последней трети ХХ века как ускоряющаяся цикличность. При этом всякий новый цикл сопровождается в определенном смысле новыми формами социокультурной жизни и развития. Поскольку ускоряется смена циклов, они становятся короче, быстрее происходит и изменение, обновление указанных форм.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ НОВЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ЖИЗНИ
БОЛГОВ Владимир Ильич – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.
Цикличность социокультурного развития, свойственная человечеству на протяжении всей его истории, наиболее полно исследованная в работах П. А. Сорокина, отчетливо проявилась в последней трети ХХ века как ускоряющаяся цикличность. При этом всякий новый цикл сопровождается в определенном смысле новыми формами социокультурной жизни и развития. Поскольку ускоряется смена циклов, они становятся короче, быстрее происходит и изменение, обновление указанных форм. В последней трети ХХ века в России застойная форма социокультурного развития, несмотря на попытку перевести ее в режим ускорения, сменилась кризисной формой. Ее характеристика в аспекте социологии культурного уровня жизни дана в работе [26]. В условиях кризисной формы социокультурного развития России, российского общества в 90-е годы устойчивая, динамичная форма социокультурной жизни формировалась у пока небольшой части населения. Этот процесс является одним из оснований выхода России на новый виток развития. Он базируется на освоении мировой культуры во всех сферах жизни, использовании в жизнедеятельности систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов, форм, возникших в разных культурах, цивилизациях, странах при доминировании отечественных, как современных научных, так и проверенной вековой практикой народной жизни.
Необходимость новых социокультурных форм жизни связана с обострением проблем гармонизации развития структуры социума (начиная от микросоциума, каким является человек, до глобального, планетарного социума) в ее взаимосвязи с внешней жизненной средой (социальной, природной, космической), которые становятся глобальными многоуровневыми проблемами современности.
Теоретико-методологические подходы
Различные аспекты, связанные с социологией новых форм жизни, разрабатываются в современной социологии. В ней идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом, Вселенной, их единство и взаимосвязь. Представляется, что разработка космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии, сочетающей в себе два взаимосвязанных подхода, - социокосмологический и социоэнергоинформационный (социоэниологический), - одно из перспективных направлений ее развития. Другое теоретико-методологическое основание разработки проблем социологии новых форм жизни, это социология культурного уровня жизни, слабо отраженная в социологической литературе. На указанные два важных основания мы и хотим обратить внимание, не противопоставляя их другим подходам, имея в виду в целом идею многомерности, многоуровневости социальной реальности.
Социология новых форм жизни опирается на наследие П. Сорокина: концепцию истинной и абсолютной реальности, чувственного, идеационального и интегрального социокультурных типов, интегральную теорию человеческой личности, теорию воссоединения Истины-Добра-Красоты в интегральном строе, закон поляризации, теорию любви, ее созидающей, творческой, умиротворяющей и гармонизирующей роли в жизни и деятельности человека и человечества, анализ и синтез систем, методов и технологий адаптации и развития социальных субъектов [49, 50, 51, 52].
В отечественной социологии 80-х-90-х годов ХХ столетия и начала XXI века получила развитие социология жизни. В ней определилось несколько концепций. С этим направлением мы и идентифицируем концепцию социологии новых форм жизни. В первую очередь следует выделить разработки проф. Ж.Т. Тощенко [53, 54, 54, 56, 57, 58, 60]. Социология жизни в концепции автора ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа социальной жизни. "…социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей" [54, с.52]. В концепции Ж. Т. Тощенко увязаны различные уровни социологического знания: теория, методология и эмпирический, прикладной уровень. Ряд вопросов разработаны впервые в отечественной социологии, в частности исследования социальных настроений и социальных ожиданий людей. Ж. Т. Тощенко выдвинул идею о социальном настроении как доминирующей характеристике реально функционирующего общественного сознания и поведения. Представляет интерес идея алгоритмизации социального управления и т. д. В зависимости от условий и сферы жизнедеятельности человек выступает как многомерный субъект: как экономический человек, профессиональный человек, технологический человек, биологический человек, социально-психологический человек, управленческий человек, творческий человек, социально-политический человек, парадоксальный человек и т. д.
В концепции Ю.М. Резника "Социология жизни" рассматривается как новое направление междисциплинарных исследований. Она развивается на теоретико-методологическом уровне и не опирается на эмпирический уровень (нет как собственных эмпирических исследований, так и обобщения эмпирических работ других авторов). По мнению Ю. М. Резника, объектом социологии жизни выступает социальная область жизненного мира людей, а предметом институализация социальной области жизненного мира, которая "охватывает собой широкий круг явлений, в том числе создание новых культурных образцов, развитие альтернативных стилей жизни, возникновение организационных форм гражданского общества, ориентированных на удовлетворение постоянно растущих и разнообразных потребностей людей" [42, с.9].
Концепция виталистской социологии, социология жизненных сил разрабатывается коллективом ученых Алтая под руководством С.И. Григорьева. Важной особенностью развиваемой концепции является единство теоретико-методологического и эмпирического уровней социологического знания. Особенность концепции состоит, в частности, в том, что объектом исследования является не просто человек как социальный, а как биопсихосоциальный субъект [28, 29, 30, 31, 48].
Концепция универсумной социологии, развиваемая В.Г. Немировским и коллективом ученых г. Красноярска [39, 40, 41, 53]. Предметом универсумной социологии является эволюционизирующий посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосму), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосму).
К социологии жизни можно отнести и концепции ряда авторов научного сборника работ [43]: Т.М. Дридзе (парадигмы экоантропоцентрической социологии и семиосоциопсихологии), Л.М. Дробижева (этносоциология), И.В. Журавлева (социология здоровья) и др.
Концепция социологии новых форм жизни является составной частью социологии жизни. Она строится на основе сочетания и развития теоретико-методологических, эмпирических и прикладных исследований. Общее, что объединяет эту концепцию с другими:
Социология новых форм жизни строится на основе стратегий, базирующихся на мультипарадигмальном и междисциплинарном синтезе. При этом для своих исследовательских целей разрабатывается и совершенствуется стратегия исследования новых форм жизни, реализуется вариант этого синтеза традиционных и нетрадиционных, классических и неклассических (постнеклассических) подходов.
Некоторые результаты исследований в области социологии новых форм жизни это:
Формы
жизни рассматриваются как
Опыт показывает, что обеспечение роста культурного уровня жизни – объективная необходимость, условие и составная часть развития и модернизации общества в условиях реформирования. Это обусловливается все большей ориентацией развития экономики на решение социально-культурных задач и достижение крупных целей общественного развития, одной из которых и является обеспечение более высокого уровня жизни, требованиями научно-технической революции, изменением характера развития экономики, опирающейся в растущей мере на интенсивные факторы, в том числе на рост культурного уровня жизни, возрастанием в жизни человечества глобальных общечеловеческих проблем и ценностей. Проблемы повышения культурного уровня как меры развития и реализации сущностных человеческих сил в условиях обновления общества выходят в число объективно неизбежных и приоритетных, как, например, и конфликтология. Ибо выход из кризиса, переходный период будут длительными, во многом они будут зависеть от того, как будут решаться проблемы роста культурного уровня жизни. К сожалению, в процессе реформирования России эти проблемы остаются в тени, за редким исключением не находя отражения в программах, предлагаемых учеными, партиями, общественными движениями, реализуемых Правительством и разными эшелонами власти. В экономических программах, программах социальной защиты, политических программах, как правило, отсутствует компонент реформирования общества, каким являются программы повышения и качественного преобразования культурного уровня жизни. Ключевой причиной такого положения дел является то, что проблемы культурного уровня жизни остаются малоисследованными и отсутствует система научно обоснованных рекомендаций, что и отражается в практической деятельности людей, органов власти в центре и на местах. В научных учреждениях России нет подразделений, занимающихся культурным уровнем жизни. Проблемы культурного уровня жизни как в теоретическом и прикладном аспектах разработаны слабо. Между тем такие исследования как в научном, так и в практическом отношении могут привести к прогрессу практики. Нет таких исследований применительно к условиям кризиса, формирования рыночных отношений, демократизации общества. Не исключение и социология.
В современных условиях одним из направлений теоретических и прикладных социологических исследований становится формирование социологии культурного уровня жизни как отраслевой социологической теории, находящейся в причинно-следственных связях и опосредованных по вертикали и горизонтали со всеми компонентами социологического знания. Предметом исследования культурного уровня жизни были до сих пор отдельные компоненты: степень развития и реализации способностей, интересов, ценностных ориентации, других социокультурных свойств и качеств, а также культурный уровень жизни в отдельных сферах жизнедеятельности социальных субъектов (труда, быта, досуга и т. п.). Нет и общей программы повышения культурного уровня жизни в современных условиях. Вместе с тем, имеется некоторый опыт таких исследований. Он накоплен при нашем активном участии на протяжении более чем 40-летней научной деятельности координационной работы, внедрения результатов исследований в практику [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 21, 22, 24]. Разработана методика исследования, проведен мониторинг развития новых форм жизни в 90-е годы, дана характеристика социокультурной динамики и дифференциации взрослого населения применительно к условиям Москвы [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26].
Основные этапы формирования и развития исследований по социологии культурного уровня жизни
Первый этап -- исследование культурного уровня трудящихся в рамках проблематики социального времени, бюджетов времени и свободного времени. В рамках активистско-деятельного подхода рассматривалось социальное время и свободное время, их структура как форма жизни и мера (система показателей) социальных процессов и явлений и в том числе связанных с культурным уровнем трудящихся. Культурный уровень трудящихся был составной частью уровня жизни, который в экономической и социологической науке интерпретировался как материальный и культурный уровень жизни, их повышение считалось главной целью производства. С той поры показатели использования социального времени и особенно свободного времени включались нами как составная часть в систему показателей культурного уровня жизни. Этот этап важен и как период осмысления социального времени, как формы жизни в аспекте времени [1, 44].
Второй этап – формирование основ теории, методологии и методики социологических исследований культурного уровня жизни [2-10, 32, 36]. На этом этапе обоснована необходимость формирования социологии культурного уровня жизни как предметно-проблемного направления исследований, ее место в структуре социологического знания. В научный оборот было введено понятие культурного уровня жизни как степени развития и реализации сущностных человеческих социальных сил, определен его статус, место в системе социологических категорий, взаимосвязь с сопряженными социологическими категориями (культура, сущностные человеческие социальные силы, образ, уровень и качество жизни, социальная деятельность, социальное время и др.). Была определена структура (состав) культурного уровня жизни: знания, умения, способности, потребности, ценностные ориентации, интересы, различные социокультурные качества и т.д. Дано определение понятия "общественно-необходимый культурный уровень жизни социального субъекта", "социокультурная проблема", "социокультурная цель", пути решения социокультурных проблем и достижения социокультурных целей и др. Были опубликованы основные принципы построения системы показателей культурного уровня жизни социальных субъектов, разработана методологическая сетка для систематизации социокультурных проблем, целей и путей роста культурного уровня жизни социальных субъектов и эффективного использования их социокультурного потенциала, выявлены и описаны наиболее актуальные социокультурные проблемы развития России в 80-х 90-х годах ΧΧ века.
Информация о работе Социологический анализ новых форм социокультурной жизни