Социологический анализ новых форм социокультурной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:10, научная работа

Описание

Цикличность социокультурного развития, свойственная человечеству на протяжении всей его истории, наиболее полно исследованная в работах П. А. Сорокина, отчетливо проявилась в последней трети ХХ века как ускоряющаяся цикличность. При этом всякий новый цикл сопровождается в определенном смысле новыми формами социокультурной жизни и развития. Поскольку ускоряется смена циклов, они становятся короче, быстрее происходит и изменение, обновление указанных форм.

Работа состоит из  1 файл

_books_Гуманитарное_Социология_БОЛГОВ В.И. - Социологический анализ новых форм социокультурной жизни.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

      Третий  этап. Углубление исследований культурного уровня жизни с использованием преимущественно  качественных методов  в рамках социологической проблематики, связанной с новыми формами жизни [12-26]. Главное достижение на этом этапе синтез в теории, методологии и методике исследования культурного уровня жизни активистско-деятельной с космопланетарной, энергоинформационной парадигмой. Обе эти парадигмы сочетаются как между собой, так и с другими. При этом культурный уровень жизни рассматривается как процесс, который пронизывает социальную реальность, а средствами культуры - и биологическую и духовно-психическую сферы жизни социальных субъектов. Социология культурного уровня жизни рассматривается как часть социологии культуры в широком, пронизывающем жизнь социума значении [35].

 

Космопланетарная, энергоинформационная парадигма в социологии (социобиопсихоэнергоинформатика) и новые формы  жизни

       На  каждом этапе развития социологии формируется  специфическая приоритетность и  конфигурация. В современных условиях и в перспективе 21-го века на передний план выходит космопланетарная, энергоинформационная парадигма. Она пока выпала из исследовательского поля социологии и из учебной литературы, хотя в России получила развитие как направление социологии [27, 28, 29, 30, 31, 39, 40, 41, 60, 61, 62, 63, 64], философии и естествознании [37, 38, 45, 46]. В академической социологии отсутствует космопланетарная, энергоинформационная парадигма и ее социологическое направление в русском космизме. Это отсутствие обнаруживается в такой наиболее, на наш взгляд, продвинутой учебной литературе как учебник для высших учебных заведений "Социология: парадигмы и темы" и учебное пособие для студентов высших учебных заведений "Социология в России", других учебниках и пособиях. Она нашла отражение в журнале "Социологические исследования" [30, 41 и др.].

       Программа исследований по проблеме "Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни" реализуется по теоретическому и эмпирическому направлениям. Термин "космопланетарная, энергоинформационная социология" введен нами в 1999 г. и используется как более социологичный и емкий по сравнению с ранее применявшимся "социобиопсихоэнергоинформатика", который имеет право на существование, как частное по сравнению с общим.

       Космопланетарная, энергоинформационная социология имеет  длительную предысторию и историю развития, начиная с древнейших эзотерических учений и практик. Этапом развития этой социологии является русский космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И. Рерихи, Л.Н. Гумилев и другие). Космопланетарная, энергоинформационная социология изучает закономерности и механизмы возникновения, функционирования и развития социальных субъектов, социума (от человека как микросоциума до глобального человечества как макросоциума) как целостной открытой, космопланетарной, многоуровневой энергоинформационной системы во взаимосвязи и взаимодействии с жизненной средой (социальной, природной, космической). Выделяется множество форм и уровней жизнедеятельности социальных субъектов, которые систематизированы по следующей структурной схеме: биологическая (нижняя), социальная (как срединная) и духовно-психическая (высшая) формы жизнедеятельности социальных субъектов и функционирования энергоинформации.

       Энергоинформация  рассматривается как глубинная  основа (субстанция) жизнедеятельности и ее форм, единство широко понимаемых жизненной энергии как силы и информации как регулирующего, организующего феномена (аспекта) жизнедеятельности социальных субъектов. Социология изучает социальную жизнь, как функционирующую и развивающуюся энергоинформационную реальность. Социальные взаимодействия имеют энергоинформационную компоненту, энергоинформационный континиум в многоуровневом энергоинформационном пространстве, энергоинформационный механизм (мыслеобразы и мыслеформы, вибрации и т. д.). При этом в социологическом исследовании внимание сосредоточивается на социальной энергоинформации в связи с другими видами энергоинформации, взаимопереходящими друг в друга при определенных условиях. Многие из других понятий [см. 19] не требуют пояснений.

      Космопланетарная, энергоинформационная модель социальных субъектов рассматривается как составная часть современной энергоинформационной картины мира. Социальный субъект как космопланетарный, энергоинформационный феномен представляет собой открытую систему, находящуюся в многочисленных прямых и обратных связях и взаимодействиях с окружающей ближней и дальней жизненной средой (природной, космической, социальной), ее структурами и системами. В свете таких представлений человек, социальные субъекты функционируют в рамках единого многоуровневого энергоинформационного поля Земли, Вселенной. В жизни современного социума естественные, космические и социальные факторы настолько переплетены, что их невозможно рассматривать вне тесной связи друг с другом. Эта связь предопределяется единством и взаимопереходами энергии и информации. Энергия информационна, информация энергетична. Мысли, эмоции, чувства, слова, действия, поведение связаны с энергоинформационными структурами и процессами человека. Энергоинформация реализуется через социокультурный механизм потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, смыслов и значений. Энергоинформационные взаимодействия реализуются в деятельности, общественных отношениях, в образе и стиле жизни, поведении, мировоззрении социальных субъектов. Виды энергоинформации, энергоинформационного взаимодействия и обмена можно делить на положительные и отрицательные, классифицировать по качеству, уровню и другим основаниям. Известно несколько десятков энергоинформационных взаимодействий социальных субъектов со средой. Укрупненно их можно подразделить на социальные, биологические и духовно-психические. Появляются новые виды и формы энергоинформационного взаимодействия и обмена человека и природы, человека и социума, общества, часто противоречиво действующие на них. В современных условиях, в период ломки общественных отношений в 90-е годы в России механизмы энергоинформационного взаимодействия человека с окружающей средой нарушаются и разрушаются, что ведет к возникновению новых опасностей для нормальной жизнедеятельности и развития социальных субъектов. Одним из путей освоения космопланетарной, энергоинформационной культуры как условия обеспечения устойчивой, безопасной жизни становится овладение системами, методами и технологиями адаптации, оздоровления и развития в процессах образования, самообразования и воспитания.

      Новая форма социокультурной  жизни на рубеже XX и XXI в

      Исследование  среди взрослого населения Москвы показало, что интегральным свойством космопланетарной, энергоинформационной культуры является то, что она становится средством гармонизации жизнедеятельности и развития человека, социального субъекта, его отношений с природой, космосом, обществом. Эта культура характерна для небольшой части населения. В развитом виде ее репрезентация в структуре взрослого населения г. Москвы изменилась с 3% в 1994 г. до 9% в 2002 г. (по данным экспертного опроса). Результаты и перспективы исследований были обсуждены на круглом столе Первого Всероссийского социологического конгресса "Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни" под руководством автора статьи. Эмпирические результаты обсуждались и публиковались в процессе мониторинга, осмысления информации [12-26].

      Эмпирическая  база - выборочная квотная совокупность, состоящая из 200 человек, в той  или иной степени осваивающих  системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов. Проводился опрос на основе частично формализованного и совершенствуемого вопросника в 1993, 1995, 1997, 1999, 2001 гг. Информация важна для исследований внутренней динамики. Вместе с тем проводился мониторинговый опрос экспертов в 1994, 1996, 1998, 2000 и в 2002 гг. для определения репрезентации типов освоения новых форм жизни в структуре населения. Исследование проводилось в г. Москве. Выбор Москвы в качестве объекта исследования связан с тем, что он продвинут (в позитивном и негативном отношениях) по сравнению со всей Россией и изучение такого объекта важно для прогнозирования и программирования социокультурных процессов в России.

      Большинство (21 из 32 по опросу 1993 г., 74 из 83 по опросу 1999 г. и 79 из 87 по опросу 2001 г.) осваиваемых  выборочной совокупностью систем, методов  и технологий адаптации, оздоровления и развития социального субъекта базируется на энергоинформационном критерии, который относительно человека, социума конкретизировался как социобиопсихоэнергоинформационный. Это обстоятельство побудило обратиться к проблеме разработки космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии.

      По  данным опроса 2001 г. системы, методы и  технологии адаптации, оздоровления и  развития человека по регионам происхождения  распределились следующим образом. Из 87 освоенных респондентами 47 приходится на Россию, 13 на другие страны СНГ (особенно Украину и Белоруссию), 11 на страны Азии (особенно Японию, Китай, Индию) и 16 на страны Европы и Америки. Процесс освоения указанных систем, методов и технологий сложен и противоречив, требует самообразования и самовоспитания, длительного времени, терпения и труда. Он совершается, как правило, от простых к сложным методам и технологиям, ведя к формированию новой формы жизни. Определилось устойчивое положительное воздействие освоения методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека у большей части респондентов (см. табл. 1). Опрос фиксировал изменения в сравнении с периодом до начала освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека.

      Из  таблицы виден рост социокультурной эффективности новых форм жизни. Обозначилась тенденция ее роста, в том числе и в 1995 и 1997 гг. (В целях компактности мы не включили данные за эти годы). Наиболее развитые новые формы социокультурной жизни характерны для респондентов, которые активнее осваивали системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития человека. Была выделена группа освоивших 3 и более указанных систем, методов и технологий. Это активный и качественно продвинутый тип их освоения. Для него характерно соблюдаемое по биоэнергетическому критерию питание, использование в повседневной жизни развитых и сложных систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития, высокий уровень саморегуляции психики, спокойное, устойчивое поведение, мотивированное соблюдение более высоких нравственных норм, умение жить в гармонии на работе и дома, с природой, живым космосом, обществом, доминирование ценностей в сторону духовно-нравственных и интеллектуально-информационных при разумном ограничении материальных потребностей, сочетание рациональных и интуитивных способов познания и организации жизни, высокий уровень толерантности. Для этой группы характерно понимание многогранности и сложности, многоуровневого характера взаимодействий человека с природой, космосом и обществом, понимание и учет в своей деятельности, в социальных отношениях положительной энергоинформации (любовь, доброта, толерантность и т.д.) и отрицательной, разрушительной энергоинформации (гнев, злость, грубость, страх, отчаяние, депрессия и т.д.). Мировоззренческие представления приближены к современной научной картине мира. В этой группе 7% респондентов стали в течение 90-х годов предпринимателями. Наблюдается тенденция роста доли в структуре взрослого населения с активным и умеренным типом отношения к процессам освоения новых форм жизни (Табл. 2).

      В таблице представлены результаты мониторингового  опроса экспертов относительно распределения типов освоения новых форм жизни среди взрослого населения г. Москвы. Выделены три типа: активный тип – те, кто освоил 3 и более системы, метода, технологии адаптации, оздоровления и развития человека; пассивный тип связан с теми, кто освоил 1-2 указанных систем, методов и технологий, и те, кто ничего не освоил.

      Как видно на табл. 2, репрезентация активного  типа в структуре взрослого населения возросла с 3% в 1994 г. до 9% в 2002 г. Увеличилось представительство и умеренного типа с 34% до 49%. Доля пассивного типа имела тенденцию к сокращению с 63% до 42% за тот же период.

 

Заключение. Проблемы и перспективы  исследований

      Новые формы жизни, появившиеся в 90-е  годы, нуждаются в исследовании социологами во взаимодействии с учеными других отраслей знания, особенно в аспекте социального прогнозирования, программирования и проектирования. Представляется целесообразной организация, которая позволяет осуществлять междисциплинарный и мультипарадигмальный научный синтез (общественных, гуманитарных и естественных наук). Применительно к исследованию новых форм жизни мы имеем в виду продолжить синтез, в центре внимания которого будет социологическое познание новых форм и связанной с ними реальности. Центральной задачей поиска является разработка основ управления социокультурными процессами, связанными с новыми формами жизни, средствами прогнозирования, программирования и проектирования. Многоуровневый синтез в рамках одного направления повысит эффективность исследований.

Список  литературы

  1. Болгов В.И. Внерабочее время и уровень жизни трудящихся. Новосибирск. 1963; Болгов В.И. Бюджет времени при социализме. Теория, методы и опыт социологических исследований. М. 1973.
  2. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни. Теория, методы и опыт социологического исследования. Кишинев. 1991.
  3. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Подъем культурного уровня жизни советских людей: проблемы и перспективы. Кишинев, 1989.
  4. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Образ и уровень жизни: методика социологического исследования. Кишинев, 1989.
  5. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Культурный уровень жизни советских людей. Проблемы исследования // Коммунист Молдавии, 1990. №1.
  6. Болгов В.И., Волынский М.А. Актуальные проблемы повышения культурного уровня населения СССР. Экспресс-информация, вып.1. М., 1979.
  7. Болгов В.И. О показателях развития культуры // Социол.исслед. 1983. №1.
  8. Болгов В.И., Гелдыева Г.М. Цели и средства повышения уровня научной обоснованности управления социальными и культурными процессами в условиях перестройки / Тезисы докладов 2-й научной конференции "Новое мышление в практику перестройки". М., 1990.
  9. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Основные направления социологических исследований процесса перестройки и обновления советского общества (на молдавском языке). Кишинев, 1990.
  10. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Проблемы и перспективы роста культурного уровня жизни социальных групп и личности в условиях перестройки и обновления социализма. Программа и методический инструментарий исследования (на молдавском и русском языках). 1990.
  11. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология времени. Кишинев. 1993.
  12. Болгов В.И. Новые формы жизни в условиях рыночных отношений // Человек и реформы в российском обществе: мифы и реальность. РАГС при Президенте РФ. Социологический центр. Третья научная сессия. М., 1995.
  13. Освоение современных методов адаптации и развития человека как фактор достижения безопасной и устойчивой жизни (опыт исследования среди населения г. Москвы) / Тезисы Международной конференции "Безопасность больших городов". М., 2-4 апреля 1996 г.
  14. Болгов В.И. Новые формы жизни: социокультурная динамика и дифференциация / Новые формы государственности и государственная служба. Материалы Республиканской научно-практической конференции. М., 23 мая 1996 г.
  15. Болгов В.И. Новые формы организации жизни на основе освоения современных методов адаптации и развития человека (опыт исследования среди населения г. Москвы) / Тезисы докладов научной конференции "Организационные науки и проблемы государственного регулирования рыночной экономики". М., 1996. ЦЭМИ РАН, Международная академия организационных наук.
  16. Болгов В.И. Освоение современных научных методов адаптации и развития человека / Ученые записки. Научно-теоретический сборник. №1, 97. Издание МГСУ. М. 1997.
  17. Болгов В.И. Новые формы жизни (философско-социологический анализ) / Первый Российский философский конгресс: Человек, философия, гуманизм. Том IV: "Социальная философия и философия политики". СПб, 1997.
  18. Болгов В.И. Новые формы жизни: социокультурная динамика и дифференциация / Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы научной конференции. М., 10-12 февраля 1997 г.
  19. Болгов В.И. Новые формы жизни. ИС РАН. М. 1997.
  20. Болгов В.И. Динамика новых форм жизни / Социокультурные процессы в России на пороге XXI века в контексте глобальных социальных изменений. Программа исследований на 1998-2001 гг. ИС РАН. М., 1998.
  21. Болгов В.И. Проблемы и пути освоения социобиопсихоэнергоинформационной культуры молодежью (динамика новых форм жизни) / Международная научно-практическая конференция "Молодежь и общество на рубеже веков". Секция "Рынок и культура молодежи". Государственная Дума Федерального собрания РФ. Правительство города Москвы. Институт молодежи. М., 1998.
  22. Болгов В.И. Динамика новых форм жизни / Теория и опыт социологического исследования. – "Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина". "Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени". М. – СПб. 1999.
  23. Болгов В.И. Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни / Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология. Новые реалии и новые идеи". СПб., 2000.
  24. Болгов В.И. Динамика новых форм жизни. ИС РАН. М., 2000.
  25. Болгов В.И. Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни / Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. Материалы к IV Международной кондратьевской конференции. М., 15-16 мая 2001 г. Москва – МФК – 2001.
  26. Болгов В.И. Социология новых форм жизни. Проблемы социокультурной динамики. ИС РАН. М., 2001.
  27. Вернадский В.И. О науке. РАН. Институт естествознания и техники. Дубна. 1997.
  28. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001.
  29. Григорьев С.И., Суббето А.И. Основы неклассической социологии. Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX-XXI веков. 2-е издание, дополненное и переработанное. М. 2000.
  30. Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социол.исслед. 2000. № 9.
  31. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
  32. Гуцу В.Г. Культурный уровень жизни населения республики Молдова: теории, методы и опыт социологического исследования. Кишинев, 1993.
  33. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.
  34. Дубинин Н.П., Карпен И.И., Кудрявцев В.И. Генетика. Поведение. Ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 1989.
  35. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. 2000.
  36. Исследования роста культурного уровня трудящихся. АН СССР, ИСИ. Советская социологическая ассоциация. Редколлегия: Болгов В.И. (отв. редактор), Лобанова Л.И., Ермолаев И.Е.
  37. Космопланетарный феномен человека. Современные исследования. Научно-аналитический обзор ИНИОН РАН. М., 1996.
  38. Казначеев В.П., Спирин К.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991.
  39. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы. Красноярск, 1997.
  40. Немировский В.Г. Введение в теоретическую социологию. Универсумная парадигма. Красноярск, 1991.
  41. Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социол.исслед. 1993. №3.
  42. Резник Ю.М. "Социология жизни" как новое направление междисциплинарных исследований // Социол.исслед. 2000. № 9.
  43. Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В. А. Ядова. М. 2001.
  44. Социальные исследования. Вып.6. Проблемы бюджета времени трудящихся. Отв. редактор В. Болгов. АН СССР, ИКСИ. Советская социологическая ассоциация. М. 1970.
  45. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
  46. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
  47. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. ИНИОН РАН. М., 2001.
  48. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы). М. 2000.
  49. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
  50. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М. 1997.
  51. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  52. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М. 1994.
  53. Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. М. 1998.
  54. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е издание, дополненное и переработанное. М. 2001.
  55. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социол. исслед. 2000, № 2.
  56. Тощенко Ж.Т. Идеологические исследования. Опыт социологического анализа. М., 1998.
  57. Тощенко Ж., Харченко С. Социальные настроения. М., 1996.
  58. Тощенко Ж.Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания // Социол. исслед. 1991. №7.
  59. Тощенко Ж. Теоретико-методологическое осмысление социального настроения как феномена современной общественной практики / Социология на пороге XXI века Новые направления исследований. М. 1998; Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М. 2001.
  60. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.
  61. Циолковский К.Э. Космическая философия. М. 2001.
  62. Юзвишин И.И. Информациология. М. 1996.
  63. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотераксия. М. 1995.
  64. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. М. 1995.

Информация о работе Социологический анализ новых форм социокультурной жизни