Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:10, научная работа
Цикличность социокультурного развития, свойственная человечеству на протяжении всей его истории, наиболее полно исследованная в работах П. А. Сорокина, отчетливо проявилась в последней трети ХХ века как ускоряющаяся цикличность. При этом всякий новый цикл сопровождается в определенном смысле новыми формами социокультурной жизни и развития. Поскольку ускоряется смена циклов, они становятся короче, быстрее происходит и изменение, обновление указанных форм.
Третий этап. Углубление исследований культурного уровня жизни с использованием преимущественно качественных методов в рамках социологической проблематики, связанной с новыми формами жизни [12-26]. Главное достижение на этом этапе синтез в теории, методологии и методике исследования культурного уровня жизни активистско-деятельной с космопланетарной, энергоинформационной парадигмой. Обе эти парадигмы сочетаются как между собой, так и с другими. При этом культурный уровень жизни рассматривается как процесс, который пронизывает социальную реальность, а средствами культуры - и биологическую и духовно-психическую сферы жизни социальных субъектов. Социология культурного уровня жизни рассматривается как часть социологии культуры в широком, пронизывающем жизнь социума значении [35].
Космопланетарная,
энергоинформационная
парадигма в социологии (
На каждом этапе развития социологии формируется специфическая приоритетность и конфигурация. В современных условиях и в перспективе 21-го века на передний план выходит космопланетарная, энергоинформационная парадигма. Она пока выпала из исследовательского поля социологии и из учебной литературы, хотя в России получила развитие как направление социологии [27, 28, 29, 30, 31, 39, 40, 41, 60, 61, 62, 63, 64], философии и естествознании [37, 38, 45, 46]. В академической социологии отсутствует космопланетарная, энергоинформационная парадигма и ее социологическое направление в русском космизме. Это отсутствие обнаруживается в такой наиболее, на наш взгляд, продвинутой учебной литературе как учебник для высших учебных заведений "Социология: парадигмы и темы" и учебное пособие для студентов высших учебных заведений "Социология в России", других учебниках и пособиях. Она нашла отражение в журнале "Социологические исследования" [30, 41 и др.].
Программа
исследований по проблеме "Космопланетарная,
энергоинформационная социология и новые
формы жизни" реализуется по теоретическому
и эмпирическому направлениям. Термин
"космопланетарная, энергоинформационная
социология" введен нами в 1999 г. и используется
как более социологичный и емкий по сравнению
с ранее применявшимся "
Космопланетарная, энергоинформационная социология имеет длительную предысторию и историю развития, начиная с древнейших эзотерических учений и практик. Этапом развития этой социологии является русский космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И. Рерихи, Л.Н. Гумилев и другие). Космопланетарная, энергоинформационная социология изучает закономерности и механизмы возникновения, функционирования и развития социальных субъектов, социума (от человека как микросоциума до глобального человечества как макросоциума) как целостной открытой, космопланетарной, многоуровневой энергоинформационной системы во взаимосвязи и взаимодействии с жизненной средой (социальной, природной, космической). Выделяется множество форм и уровней жизнедеятельности социальных субъектов, которые систематизированы по следующей структурной схеме: биологическая (нижняя), социальная (как срединная) и духовно-психическая (высшая) формы жизнедеятельности социальных субъектов и функционирования энергоинформации.
Энергоинформация рассматривается как глубинная основа (субстанция) жизнедеятельности и ее форм, единство широко понимаемых жизненной энергии как силы и информации как регулирующего, организующего феномена (аспекта) жизнедеятельности социальных субъектов. Социология изучает социальную жизнь, как функционирующую и развивающуюся энергоинформационную реальность. Социальные взаимодействия имеют энергоинформационную компоненту, энергоинформационный континиум в многоуровневом энергоинформационном пространстве, энергоинформационный механизм (мыслеобразы и мыслеформы, вибрации и т. д.). При этом в социологическом исследовании внимание сосредоточивается на социальной энергоинформации в связи с другими видами энергоинформации, взаимопереходящими друг в друга при определенных условиях. Многие из других понятий [см. 19] не требуют пояснений.
Космопланетарная, энергоинформационная модель социальных субъектов рассматривается как составная часть современной энергоинформационной картины мира. Социальный субъект как космопланетарный, энергоинформационный феномен представляет собой открытую систему, находящуюся в многочисленных прямых и обратных связях и взаимодействиях с окружающей ближней и дальней жизненной средой (природной, космической, социальной), ее структурами и системами. В свете таких представлений человек, социальные субъекты функционируют в рамках единого многоуровневого энергоинформационного поля Земли, Вселенной. В жизни современного социума естественные, космические и социальные факторы настолько переплетены, что их невозможно рассматривать вне тесной связи друг с другом. Эта связь предопределяется единством и взаимопереходами энергии и информации. Энергия информационна, информация энергетична. Мысли, эмоции, чувства, слова, действия, поведение связаны с энергоинформационными структурами и процессами человека. Энергоинформация реализуется через социокультурный механизм потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, смыслов и значений. Энергоинформационные взаимодействия реализуются в деятельности, общественных отношениях, в образе и стиле жизни, поведении, мировоззрении социальных субъектов. Виды энергоинформации, энергоинформационного взаимодействия и обмена можно делить на положительные и отрицательные, классифицировать по качеству, уровню и другим основаниям. Известно несколько десятков энергоинформационных взаимодействий социальных субъектов со средой. Укрупненно их можно подразделить на социальные, биологические и духовно-психические. Появляются новые виды и формы энергоинформационного взаимодействия и обмена человека и природы, человека и социума, общества, часто противоречиво действующие на них. В современных условиях, в период ломки общественных отношений в 90-е годы в России механизмы энергоинформационного взаимодействия человека с окружающей средой нарушаются и разрушаются, что ведет к возникновению новых опасностей для нормальной жизнедеятельности и развития социальных субъектов. Одним из путей освоения космопланетарной, энергоинформационной культуры как условия обеспечения устойчивой, безопасной жизни становится овладение системами, методами и технологиями адаптации, оздоровления и развития в процессах образования, самообразования и воспитания.
Новая форма социокультурной жизни на рубеже XX и XXI в
Исследование
среди взрослого населения
Эмпирическая база - выборочная квотная совокупность, состоящая из 200 человек, в той или иной степени осваивающих системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов. Проводился опрос на основе частично формализованного и совершенствуемого вопросника в 1993, 1995, 1997, 1999, 2001 гг. Информация важна для исследований внутренней динамики. Вместе с тем проводился мониторинговый опрос экспертов в 1994, 1996, 1998, 2000 и в 2002 гг. для определения репрезентации типов освоения новых форм жизни в структуре населения. Исследование проводилось в г. Москве. Выбор Москвы в качестве объекта исследования связан с тем, что он продвинут (в позитивном и негативном отношениях) по сравнению со всей Россией и изучение такого объекта важно для прогнозирования и программирования социокультурных процессов в России.
Большинство
(21 из 32 по опросу 1993 г., 74 из 83 по опросу
1999 г. и 79 из 87 по опросу 2001 г.) осваиваемых
выборочной совокупностью систем, методов
и технологий адаптации, оздоровления
и развития социального субъекта базируется
на энергоинформационном критерии, который
относительно человека, социума конкретизировался
как социобиопсихоэнергоинформацион
По данным опроса 2001 г. системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития человека по регионам происхождения распределились следующим образом. Из 87 освоенных респондентами 47 приходится на Россию, 13 на другие страны СНГ (особенно Украину и Белоруссию), 11 на страны Азии (особенно Японию, Китай, Индию) и 16 на страны Европы и Америки. Процесс освоения указанных систем, методов и технологий сложен и противоречив, требует самообразования и самовоспитания, длительного времени, терпения и труда. Он совершается, как правило, от простых к сложным методам и технологиям, ведя к формированию новой формы жизни. Определилось устойчивое положительное воздействие освоения методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека у большей части респондентов (см. табл. 1). Опрос фиксировал изменения в сравнении с периодом до начала освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека.
Из таблицы виден рост социокультурной эффективности новых форм жизни. Обозначилась тенденция ее роста, в том числе и в 1995 и 1997 гг. (В целях компактности мы не включили данные за эти годы). Наиболее развитые новые формы социокультурной жизни характерны для респондентов, которые активнее осваивали системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития человека. Была выделена группа освоивших 3 и более указанных систем, методов и технологий. Это активный и качественно продвинутый тип их освоения. Для него характерно соблюдаемое по биоэнергетическому критерию питание, использование в повседневной жизни развитых и сложных систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития, высокий уровень саморегуляции психики, спокойное, устойчивое поведение, мотивированное соблюдение более высоких нравственных норм, умение жить в гармонии на работе и дома, с природой, живым космосом, обществом, доминирование ценностей в сторону духовно-нравственных и интеллектуально-информационных при разумном ограничении материальных потребностей, сочетание рациональных и интуитивных способов познания и организации жизни, высокий уровень толерантности. Для этой группы характерно понимание многогранности и сложности, многоуровневого характера взаимодействий человека с природой, космосом и обществом, понимание и учет в своей деятельности, в социальных отношениях положительной энергоинформации (любовь, доброта, толерантность и т.д.) и отрицательной, разрушительной энергоинформации (гнев, злость, грубость, страх, отчаяние, депрессия и т.д.). Мировоззренческие представления приближены к современной научной картине мира. В этой группе 7% респондентов стали в течение 90-х годов предпринимателями. Наблюдается тенденция роста доли в структуре взрослого населения с активным и умеренным типом отношения к процессам освоения новых форм жизни (Табл. 2).
В таблице представлены результаты мониторингового опроса экспертов относительно распределения типов освоения новых форм жизни среди взрослого населения г. Москвы. Выделены три типа: активный тип – те, кто освоил 3 и более системы, метода, технологии адаптации, оздоровления и развития человека; пассивный тип связан с теми, кто освоил 1-2 указанных систем, методов и технологий, и те, кто ничего не освоил.
Как видно на табл. 2, репрезентация активного типа в структуре взрослого населения возросла с 3% в 1994 г. до 9% в 2002 г. Увеличилось представительство и умеренного типа с 34% до 49%. Доля пассивного типа имела тенденцию к сокращению с 63% до 42% за тот же период.
Заключение. Проблемы и перспективы исследований
Новые формы жизни, появившиеся в 90-е годы, нуждаются в исследовании социологами во взаимодействии с учеными других отраслей знания, особенно в аспекте социального прогнозирования, программирования и проектирования. Представляется целесообразной организация, которая позволяет осуществлять междисциплинарный и мультипарадигмальный научный синтез (общественных, гуманитарных и естественных наук). Применительно к исследованию новых форм жизни мы имеем в виду продолжить синтез, в центре внимания которого будет социологическое познание новых форм и связанной с ними реальности. Центральной задачей поиска является разработка основ управления социокультурными процессами, связанными с новыми формами жизни, средствами прогнозирования, программирования и проектирования. Многоуровневый синтез в рамках одного направления повысит эффективность исследований.
Список литературы
Информация о работе Социологический анализ новых форм социокультурной жизни