Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 20:10, курсовая работа
Социология религии является одной из специальных социологических теорий, одной из социологических дисциплин, которая использует разработанный социологией категориальный аппарат, средства и методы познания для изучения, анализа отдельных социальных сторон различных социальных явлений и, в частности, такого социального феномена как религия, для представления религии как социального института. Здесь социолог имеет дело с религией как особым социальным феноменом, представляющим собой уникальное и наиболее древнее социальное образование.
Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3
1. Религия как объект социологии 6
§1. Предметная определенность социологии религии 6
§2. Возникновение и развитие социологии религии 3
§3. Социология религии и другие науки о религии 4
2. Методы социологического исследования религии 12
§1. Методы опроса в социологических
исследованиях религиозных процессов 12
§2. Наблюдение и анализ документов, как методы
изучения религиозных процессов 13
3. Религия как социальный институт 16
§1 Возникновение религии
§2 Функции религии
§3 Влияние религии на общество
§4 Типология современных религий
Заключение
Литература
Минск, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
1. Религия как
объект социологии
§1. Предметная определенность социологии религии 6
§2. Возникновение и развитие социологии религии 3
§3. Социология религии и другие науки о религии 4
2. Методы социологического исследования религии 12
§1. Методы опроса в социологических
исследованиях
религиозных процессов
§2. Наблюдение и анализ документов, как методы
изучения
религиозных процессов
3. Религия как
социальный институт
§1 Возникновение
религии
§2 Функции
религии
§3 Влияние
религии на общество
§4 Типология
современных религий
Заключение
Литература
Введение
Социология религии является одной из специальных социологических теорий, одной из социологических дисциплин, которая использует разработанный социологией категориальный аппарат, средства и методы познания для изучения, анализа отдельных социальных сторон различных социальных явлений и, в частности, такого социального феномена как религия, для представления религии как социального института. Здесь социолог имеет дело с религией как особым социальным феноменом, представляющим собой уникальное и наиболее древнее социальное образование.
В социологии религии изучается комплекс социальных проблем, связанных с религиозными действиями, одна из которых: социологический анализ религиозных процессов, является предметом нашего изучения в рамках данной курсовой работы.
Всякие социальные действия есть действия осмысленные, т.е. в их основе лежат определенные социальные регуляторы – нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Поэтому религиозные процессы, являясь следствием религиозного действия представляют собой совокупность субъективных и объективных религиозных действий, опирающихся на деятельность религиозных организаций, групп, а также протекающие в обществе социальные процессы в целом.
Именно они и будут представлять здесь предмет социологического анализа как совокупность религиозных структур и элементов, феноменов и подсистем, подсистем регуляторов отношений, подсистем социальных связей, образцов и норм поведения и т.д. Из специфики предмета вытекает постановка цели работы: выявить и изучить те социальные процессы, которые связаны с функционированием религии в обществе на разных этапах и уровнях, представить религию как целостную систему социальных связей и отношений, возникающих на основе разнообразных религиозных процессов.
Постановка таких целей требует выполнения ряда конкретных задач. Нам следует выяснить, что представляет собой религия как социальный институт, какими социальными атрибутами она выделяется среди других социальных институтов, каковы ее функции и влияние в обществе. В конечном счете необходимо будет установить типологию религий, ее структурированность, проанализировать важнейшие элементы религии, их динамику.
Являясь
специальной социологической
Соответственно, это изучение предполагает использование ряда социологических методов как применяемых для изучения других сфер жизни общества, так и имеющих свою специфику, способных представить как социальное поведение и мотивацию религиозного человека, так и функционирование религиозных групп, организаций, отношения между религиозными конфессиями и выявить закономерности протекания тех или иных религиозных процессов в обществе. На основании этих методов, она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает конкретную социальную модель ее функционирования и существования в будущем.
Методы социологии религии разнообразны, но среди этих методов нам следует обратить внимание на наиболее распространенные в исследовании социальных явлений вообще и религиозных процессов в частности: методы анализа письменных источников и исторических документов, континент-анализ и кросс-культурный сравнительный анализ; методы опроса и статистические методы; методы включенного и невключенного наблюдения и т.д.
Нам необходимо осознать, что не только социологи, но и другие ученые, культурологи, религиоведы, имеющие дело с изучением общества и человека, в своих исследованиях изучают религию. В связи с этим нам следует понять, какова специфика социологического представления религии, чем это изучение отличается от чисто исторического, психологического познания или других наук о религии. Следствием такого изучения религии должны быть особенные аспекты социологического знания о религиозных процессах в современном обществе, а значит и обнаружение их развития в будущем.
Глава 1.
Религия как объект
социологии
§1.
Предметная определенность
социологии религии
Понимая общественную значимость религии, сложность и а порой и остроту религиозной проблематики, которая периодически возникает в обществе и касается состояния религии и религиозных конфессий, начать изучение этой проблематики необходимо с ответа на вопрос о том, как возможно сделать религию предметом специального научного изучения, не является ли социологический анализ религии дублированием изучения религии такими дисциплинами как религиоведение, культурология и пр.
Социолог
исследует религиозные
В
социологической литературе принято
определять социологию религии как
специальную социологическую
Для
социолога религиозные процессы
интересны и важны не сами по себе,
имеют ли они смысл или нет,
истинны они или ложны, а потому,
что они наряду с религиозными
организациями, учреждениями, группами,
верованиями и другими
Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть социальная подсистема, представляющая совокупность структур и процессов, связанных в первую очередь с отправлением религиозного культа и комплексом социально-религиозных действий направленных на воздействие в функционировании общества.
Безусловно, одна из изначальных проблем социологии религии выступает проблема определения того, что относится к понятию «религия». Сам термин «религия» [от латинского:religio – благочестие, святыня] обозначает форму отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. [3, 427], В философском энциклопедическом словаре находим следующее определение религии: «Мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного». [4, 547] Усвоив смысл понятия «религия», необходимо перейди к более детальному анализу начал и принципов научного изучения самого феномена, именуемого религией.
В
этой связи существенным оказывается
представление о том, как возникла
и развивалась социология религии,
как она связана с основными
теориями общественного развития последних
столетий и каково ее социально-культурное
значение.
§2.
Возникновение и развитие
социологии религии
Своим возникновением социология религии всецело обязана общеевропейским процессам XVIII – XIX вв., начиная с эпохи Просвещения и европейских буржуазных революций. Одним из первых и важнейших источников социологии религии стали социально-философские учения французских просветителей-энциклопедистов (Гольбах, Дидро, Руссо, Гельвеций), в которых открыто зазвучала критика не только феодальных общественных отношений, но и церкви как социального института. [5, 689-709] Более радикального продолжения в изучении религия у них не получила, но в контексте работ изучение религии, церковного института способствовало актуализации вопросов о социальной детерминации религиозного сознания, о роли религии в жизни общества. И хотя идеология Просвещения рассматривали человека прежде всего как «человека разумного», способного полагаться на собственный разум, и идти по пути социального прогресса в «царство разума»,однако проблемы религии не приобрели у них научно обоснованного рассмотрения.
Одним
из первых мыслителей Нового времени,
стремившимся показать возможность
рассматривать религию с позиций
естественнонаучного и
С самыми первыми шагами в направлении возникновения и социологии как науки, и «позитивной критики общества» и его элементов связано имя французского философа, ученого О.Конта (1798—1857).
В учении Конта об обществе очень важными в понимании особенностей религии оказываются несколько важных положений. Во-первых, поступательно-прогрессивное развитие общества прошло несколько стадий своего развития. Во-вторых, религия, на первой «метафизической» стадии оказавшая значительный вклад в «очеловечивание человека», на «позитивной» (современной автору) стадии оказывается не просто уже не нужной, но и активно преодолеваемой и вытесняемой наукой. В-третьих, господству теологических деятелей приходит конец, их сменяют ученые-инженеры, которые способны генерировать позитивной синтезу научного и социального позитивного знания, которое представляет новая наука социология, чтобы осуществить на практике слияние идей высшего порядка и социального прогресса.
В продолжение идей О.Конта Г.Спенсер, развивая мысли об эволюционном прогрессе общества, указывает на второстепенность и периферийность религиозных процессов в Европе в период буржуазных преобразований. Они уступают место рынку и экономике, либерализму и индивидуализму как регуляторам общественной жизни.
Однако
подлинно социологическое рассмотрение
религии как социального
Так,
Э.Дюркгейм (1858-1917) в работе «Элементарные
формы религиозной жизни» на примере
первобытных аборигенов объясняет
способ, при помощи которого религия
в обществе способна выступить социальным
гарантом защищенности людей. Впервые
Дюркгейм в рамках социологии рассматривает
религию как интегрирующую
Информация о работе Социологический анализ религиозных процессов