Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 20:10, курсовая работа
Социология религии является одной из специальных социологических теорий, одной из социологических дисциплин, которая использует разработанный социологией категориальный аппарат, средства и методы познания для изучения, анализа отдельных социальных сторон различных социальных явлений и, в частности, такого социального феномена как религия, для представления религии как социального института. Здесь социолог имеет дело с религией как особым социальным феноменом, представляющим собой уникальное и наиболее древнее социальное образование.
Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3
1. Религия как объект социологии 6
§1. Предметная определенность социологии религии 6
§2. Возникновение и развитие социологии религии 3
§3. Социология религии и другие науки о религии 4
2. Методы социологического исследования религии 12
§1. Методы опроса в социологических
исследованиях религиозных процессов 12
§2. Наблюдение и анализ документов, как методы
изучения религиозных процессов 13
3. Религия как социальный институт 16
§1 Возникновение религии
§2 Функции религии
§3 Влияние религии на общество
§4 Типология современных религий
Заключение
Литература
Существенный
вклад в становление
Это означало, с его точки зрения, что религия является важнейшим социальным фактором, стоящим на службе определенных классов и сословий, защищающим их интересы и потребности, реализуя при этом свою социальную функцию и функцию идеологическую. Религия — разновидность «отчужденного сознания», порождение общественного процесса, развивающегося в отчужденных формах, что в конце концов приводит к наделению естественных вещей «сверхъестественными» свойствами (товарный фетишизм): продукты человеческой деятельности как внешняя, чуждая сила начинают господствовать над людьми. Маркс на этой основе выводит закон господства общественного бытия над общественным сознанием.[6, 535-537]
Откровенную оппозицию К.Марксу составил М.Вебер (1864—1920), отрицающий классовую роль религии и наделивший ее функцией смыслополагания, организующей «целерациональные человеческие действия». В своей знаменитой книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер исследует вклад христианства в историю становления европейского капитализма, показывая, что протестантская лютеранская этика привела в конечном счете к пробуждению индивидуалистического духа, интересу к земной жизни, победе предпринимательства над средневековым аскетическим стилем жизнедеятельности.
Именно
религия, по Веберу, стимулировала становление
и расцвет современной
Когда в XIX - начале XX вв. кризис религии многие мыслители трактовали как победу человеческого разума над его неразумной тенью, как всеобщее освобождение для социального действия, М.Вебер обнаруживает в этом кризисе серьезные симптомы духовной и социальной болезни людей. Последствия непременно не заставят себя ждать: произойдет кризис культуры и социальных институтов, отвечающих за порядок в обществе.[8, 561-566]
Таким образом, работы К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера стали отправными точками в создании специальной социологической теории – социологии религии.
В
ХХ в. их идеи были развиты и обогащены
в трудах многих зарубежных и отечественных
социологов, посвятивших себя изучению
социологических проблем религии.
§3.
Социология религии
и другие науки о религии
Религия — социальное явление, отличающееся сложностью, многоаспектностью отношений и действий. Они проявляется в различных сферах жизни, в различных социальных обстоятельствах. Поэтому интерес к религии имеется у многих общественных науках.
Так, в психологии религии изучаются психические феномены, настроения, чувства, эмоции человека, возникающие под воздействием религиозной веры.
Социологию же интересуют те религиозные процессы, которые происходят в жизни человека и общества и имеющие не психологическую, а социальную значимость, предопределяющие социальные изменения под воздействием религиозных чувств и направляемые действия людей в социальное русло. Поэтому главной темой социологии религии выступает проблема не внутреннего, а внешнего взаимодействие религии и общества. Это значит, что социология концентрирует свой исследовательский взгляд на социальном «измерении» религии и ее влиянии на социальное поведение.
В отличие от историка социолога интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет историко-генетическую канву развития религии, неповторимость исторического пути той либо иной религии.
Теология, как и философия религии, в отличие от социологии религии и научного подхода к изучению религии, основывается на признании действительного существования религиозного объекта. Предмет теологии — Бог и самообнаружение Бога в мире и себе самом, его «откровение». Предметом социологии религии как науки выступают действия и процессы, направленные не к Богу, а к явлениям, в которых он, согласно религиозным догматам, верованиям и взглядам, обнаруживает и транслирует в общественную жизнь.
Иными словами, социолог не сможет объяснить существование веры в Бога существованием Бога, «иманацией Бога в мир». Социология в этом смысле будет использовать подход, сформулированным Э.Дюркгеймом. Суть его состоит в следующем: социальные феномены должны получить объяснение в социальных категориях.
В заключении главы следует подвести некоторые итоги.
Для
социолога религия —
Это значит, что областью, в которой реализуется предмет социологии религии, выступает доступное научному анализу, социологическим методам социальное поведение человека в самом широком смысле этого слова.
Особое место во взаимоотношениях социологии религии с другими науками отводится использованию ею всех возможных знаний. От этого зависит наукоемкость, плодотворность и результативность социологического анализа религиозных процессов. С другой стороны, социологические разработки являются общетеоретическим фундаментом, на котором строится конкретное знание религиоведения, психологии религии, культурологии, других научных дисциплинах.
Глава 2. Методы социологических
исследований религиозных
процессов
Социология
использует для изучения религии
методы, выработанные и применяемые
ею в исследовании всех социальных
явлений. Среди них наиболее распространенные:
анкетный опрос и интервьюирование;
статистический анализ и анализ документов
(сравнительный анализ, контент-анализ,
анализ письменных источников, исторических
документов); эмпирические методы (наблюдение
и эксперимент) и др.
§1.
Методы опроса в социологических
исследованиях религиозных
процессов
Одним из важнейших является метод опроса, который проводится либо в виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного заполнения анкеты респондентами. Возможно проведение опросов с применением современных средств коммуникации (почтовый, телефонный и пр.).
Помимо
общих требований к организации
и проведению опроса, в изучении
религиозной проблематики следует
быть более внимательными и
Таким образом, составляется наиболее распространенный блок вопросов, касающийся религиозного сознания и поведения респондентов, т.е. вопросы, которые позволяют судить о характере и интенсивности религиозности. В зависимости от цели исследования, в опрос включаются и специфические вопросы, нетрадиционные проблемы, подлежащие обсуждению. Так, к примеру, возможно изучение мнения религиозных респондентов на стыке религии и политики, религии и этики, религии и науки.
Опросный метод особенно оказывается полезным в установлении корреляций между теми или иными специфическими чертами религиозности и конкретными, интересующими социолога социальными установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных связей он нуждается в дополнении такими данными, которые получены из анализа документов, либо с помощью статистического анализа, наблюдения, эксперимента.
Одно из очевидных затруднений, с которым сопряжено применение этого метода в работе с верующими, связано с несовпадением понятий (научной терминологии) и мыслей респондентов и социолога. Следует, учитывая это максимально точно интерпретировать интересующие аспекты исследования не только в инструментарии, но и при обработке эмпирических данных.
Общение
социолога с религиозными респондентами
посредством интервью также имеет
свои показания и противопоказания.
Ни в коем случае нельзя настаивать
на ответе на вопрос, который респондент
не желает освещать: «наступление на свободу
совести» окажется губительным для
всей последующей беседы. Особое внимание
следует обратить на место интервьюирования.
С одной стороны, это не должно
быть религиозно-культовое
§2.
Наблюдение и анализ
документов, как методы
изучения религиозных
процессов
Очень распространенным методом эмпирических исследований в социологии религии является наблюдение. Это может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог располагает определенной программой исследования и осуществляет по определенной процедуре фиксацию выделенных им показателей.
Это может быть также включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в религиозной среде и одновременно ее исследует. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, изучавшими новые религиозные движения. Участвуя в жизни группы, социолог имеет возможность наблюдать поведение людей в религиозном контексте. При этом наблюдение может быть скрытым или же открытым, если наблюдаемые доверяют новому члену группы. Этот метод имеет очевидные преимущества хотя бы потому, что дает возможность выявить такие обстоятельства, которые доступны только при условии участия в наблюдаемых действиях.
Можно сопоставить — что говорят наблюдателю верующие о своих взглядах и что они делают. С помощью наблюдения можно получить более точные и глубокие, «качественные» данные. Но у этого метода есть и свои ограничения. Прежде всего он требует высокой квалификации наблюдателя, его умения обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, отсеивая второстепенную информацию. Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога религии в какой-то мере контролировать исследуемые обстоятельства.
Метод эксперимента, применяемый достаточно широко в других областях социологического исследования, в социологическом изучении религии почти не применяется. Дело в том, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые уже просто по этическим мотивам не должны становиться объектом манипулирования и экспериментирования в каких бы то ни было целях. Но, наверное, есть все же ситуации, когда по тем или иным причинам индивиды согласны с проведением эксперимента и его проведение не сопряжено с этическими проблемами. Это может быть связано, например, с демонстрацией необычных особенностей (экстрасенс, целитель, шаман) или экспериментом по внедрению программ религиозного обучения с точки зрения эффективности предлагаемых моделей.
Очень важным методом социологического исследования религиозных процессов считается анализ документов, в том числе исторических, письменных религиозных источников, религиозных документов. Эти источники информации, как мы покажем в следующей главе, с успехом используются в разработке типологии религиозных организаций, в исследовании этапов эволюции религии, в выявлении закономерностей истории развития религии и религиозных организаций. Кстати, именно анализ документов лёг в основу изучения М.Вебером влияния религии и морали протестантизма на развитие капитализма в Европе, что впоследствии было реализовано в указанной нами выше работе «Протестантская этика и дух капитализма».
Информация о работе Социологический анализ религиозных процессов