Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 21:44, курсовая работа
Во все времена молодёжь была и остаётся резервом процветания любого общества независимо от государственного устройства и уклада жизни в стране. Это одна из наиболее незащищённых категорий общества, поскольку подвержена влиянию со стороны и зачастую отрицательному. Молодёжь - в большинстве своём – это юноши и девушки, перешедшие во взрослую жизнь, но ещё не до конца утвердившиеся в своих жизненных целях и не определившиеся в своей гражданской позиции. Именно поэтому на всех уровнях власти всё острее поднимаются вопросы о проблемах, существующих у современной молодёжи. Эта проблема интересует всех: начиная учителями и преподавателями и заканчивая учёными и политиками.
1. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1. Описание проблемной ситуации……………………………………..3
2. Определение объекта и предмета СИ………………………………..5
3. Определение цели и задач СИ………………………………………..5
4. Формулировка гипотез………………………………………………..6
5. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий..6
2. Методический раздел программы
1. Обоснование выборки…………………………………………………10
2. Обоснование методов сбора социологической информации……….10
3. Календарный план……………………………………………………..10
4. Метод обработки данных……………………………………………..10
2. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов…………………………………………………….11
2. Анализ результатов по задачам………………………………………...21
3. Анализ результатов по гипотезам……………………………………...32
4. Вывод…………………………………………………………………….34
5. Методические рекомендации…………………………………………..35
6. Практические рекомендации…………………………………………...36
7. Приложение……………………………………………………………...37
8. Список литературы……………………………………………………...44
Для случая б): № 7, 17.
Рис. 6 Распределение ответов респондентов на вопрос: «А какие проблемы актуальны лично для Вас?» (в %)
Из рис. 6 следует, что актуальными проблемами личного характера являются: для студентов – нездоровый образ жизни(36%), непонимание со стороны родителей(24%), непонимание со стороны друзей и отсутствие интереса к культуре и искусству(20%); для учащихся техникума – нездоровый образ жизни(64%), непонимание со стороны родителей(40%), расовая нетерпимость(32%).
Анализ открытого вопроса «Для меня лично наиболее важными, требующими первоначального решения проблемами являются» показал, что лично для самих студентов наиболее важными, требующими первоначального решения проблемами являются: алкоголизм, табакокурение, преступность-44%, трудоустройство-24%, нравственное воспитание-8%. Для учащихся техникума - трудоустройство(36%), алкоголизм, наркомания, табакокурение(28%).
Вывод:
По результатам ответов следует что, наиболее
острыми проблемами современной российской
молодежи являются: алкоголизм, табакокурение,
наркомания и рост преступности. Нерешаемые
из них на сегодняшний день, по мнению
респондентов -наркомания, табакокурение
и алкоголизм. Наиболее волнующими социально-экономическими
проблемами являются: для студентов - проблема
трудоустройства(72%) и жилищная проблема(52%),
а для учащихся – низкая заработная плата(68%)
и проблема трудоустройства(64%). Лично
для респондентов, как студентов АГНИ,
так и учащихся техникума наиболее актуальной
проблемой является нездоровый образ
жизни.
Задача 4. Выявление молодежи о самой себе.
На данную задачу были составлены следующие вопросы: № 9, 11.
Рис . 7 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к радикальным методам решения сложных жизненных ситуаций? (употребление наркотических средств, суициды).» (в %)
Из рис. 7 следует, что, студенты отрицательно относятся к употреблению алкоголя(80%), наркотиков(96%), преступлениям(100%), суициду(100%). Учащиеся в целом также равнодушны к употреблению наркотиков(92%), алкоголя(68%), преступлениям(92%), суициду(92%).
Вывод: Почти все студенты АГНИ и учащиеся техникума в целом отрицательно относятся к радикальным методам решения сложных жизненных ситуаций (80-100%). Но существует часть(8-25%), которая неравнодушно относится к решению сложных жизненных ситуаций с помощью алкоголя, наркотиков, а некоторые, возможно даже пошли бы на преступление ради достижения своей цели. Также большинство респондентов считают, что современная молодежь в большей степени эгоистичная(66%), лишь 22% считают, что она неэгоистична.
Задача 5 Выявление социального настроения респондентов и социальных институтов, придающих уверенность в будущем.
На данную задачу были составлены следующие вопросы: №18,19, 20.
Рис 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Есть ли у Вас уверенность в завтрашнем дне?» (в %)
Из рис. 8 видно, что многие студенты (72%) и учащиеся техникума (52%) уверены в завтрашнем дне. Но, есть та часть, которая не уверена за свое будущее: студенты(16%), учащиеся(36%).
Рис 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «На кого Вы надеетесь, прежде всего, или с кем / чем связываете уверенность в завтрашнем дне?» (в %)
Из рис. 9 следует, что студенты надеются, прежде всего, на себя(92%), родителей(76%), друзей(56%). А учащиеся также - на себя(84%), друзей(60%), родителей(52%).
Из анализа на вопрос «Считаете ли Вы эффективными телефоны доверия, услуги психолога?» следует, что 44% студентов АГНИ считают, что телефоны доверия эффективными, 44% затрудняются ответить на этот вопрос; 52% учащихся же считают, что не стоит доверять услугам психолога и телефонам доверия, лишь 20% считают их эффективными.
Вывод:
Исходя из ответов респондентов видно,
что в целом и учащиеся и студенты уверены
в завтрашнем дне. Надеются на поддержку
в будущем только на друзей, родителей
и рассчитывают в большей части на себя.
Задача 6. Определение представления респондентов о патриотизме и меры его развития в российском обществе.
На данную задачу были составлены следующие вопросы: №14, 15.
Рис 10. Распределение ответов респондентов на вопрос: «По Вашему мнению, каким должен быть патриот, и чему он должен, прежде всего, соответствовать?» (в %)
Из рис. 10 следует, что 44% студентов и 52% учащихся готовы пожертвовать своей жизнью ради Родины, 32% студентов и 44% учащихся готовы отдать свои силы, знания, здоровье для процветания своего народа , 28% и студентов и учащихся готовы соблюдать законы своей страны.
По мнению студентов(68%) и учащихся(56%), в первую очередь, для развития патриотизма в стране Правительство РФ должно вводить в образовательных учреждениях (школах, ВУЗах и т. п.) часы патриотического воспитания, встреч с людьми, вызывающими уважение своими спортивными, трудовыми достижениями и т. д., проводить встречи с ветеранами. Также ужесточить, указом Президента, наказания за деятельность фашистских организаций ( студенты(32%), учащиеся(44%)).
Вывод:
Для современной молодежи истинный
патриот в первую очередь должен быть
готов пожертвовать своей жизнью ради
Родины. По мнению респондентов, как студентов
ВУЗа, так учащихся техникума для развития
патриотизма у молодежи Правительство
РФ должно вводить в образовательных
учреждениях (школах, ВУЗах и т. п.) часы
патриотического воспитания, встреч с
людьми, вызывающими уважение своими спортивными,
трудовыми достижениями и т. д., проводить
встречи с ветеранами.
Задача 7. Выявление оценки респондентами деятельности Российского государства по решению актуальных проблем российской молодежи.
На данную задачу были составлены следующие вопросы: №12, 13.
Рис 11. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что государство активно занимается решением наиболее острых социальных, экономических проблем молодежи?» (в %)
Из рис. 11 видно большинство студентов (52%) и учащихся(72%) думают , что государство не занимается решением наиболее острых социальных, экономических проблем молодежи, но есть часть студентов (40%) и учащихся (24%), которые считают наоборот.
Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, насколько эффективны, на Ваш взгляд, меры государства в борьбе с наркоманией» дали следующий результат: 52% студентов, 40% учащихся думают, что меры государства по борьбе с наркоманией совсем неэффективны, 36% студентов и 36% учащихся техникума считают, что меры вполне эффективны.
Вывод:
В целом, студенты и учащиеся техникума
считают, что государство совсем не занимается
решением наиболее острых социальных,
экономических проблем молодежи. Если
даже занимается, то меры в борьбе с наркоманией
совсем неэффективные.
Задача 8. Формирование мер, на основе мнений респондентов по решению актуальных проблем молодежи.
На данную задачу были составлены следующие вопросы: № 16, 21.
Рис 12. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если бы Вы стали Президентом РФ, то что бы Вы сделали для решения злободневных проблем российской молодежи?» (в %)
Из рис. 12 следует, что для решения злободневных проблем российской молодежи необходимо, в первую очередь, ужесточить наказание за продажу алкоголя и табака несовершеннолетним (52% - студенты, 60% - учащиеся), увеличить финансирование в области развития спорта ( 48%-студенты, 52%-учащиеся), увеличить финансирование в области науки и культуры ( 44%- студенты, 36%-учащиеся).
Вывод:
По мнению респондентов, Правительство
РФ, в первую очередь, по борьбе с такими
проблемами молодежи как ранний алкоголизм,
наркомания, курение должно: ужесточить
наказание за продажу алкоголя и табака
несовершеннолетним (студенты-72%, учащиеся-60%),
вести пропаганду спорта, поддерживать
строительство спорткомплексов по всей
стране; финансирование оздоровительных
программ ( студенты-64%, учащиеся-32%), должно
принимать соответствующие меры в области
приобщения молодежи к ЗОЖ (студенты-32%,
учащиеся-24%).
3. Анализ результатов по гипотезам.
Гипотеза 1. Главной проблемой молодежи является проблема межличностных отношений (проблема в общении с друзьями, непонимание со стороны родителей и т.д.) - не доказана.
Из рис. 4 видно (стр. 24), что главной проблемой молодежи является нездоровый образ жизни (студенты-36%, учащиеся-64%). И это действительно так, т. к. большинство молодых людей злоупотребляют алкоголем, наркотическими средствами, табаком, что неблагоприятно отражается в их здоровье и учебе или работе.
Гипотеза 2. Молодежь отрицательно относятся к радикальным методам решения проблем (суициды, употребление наркотиков и т.д.) - была доказана.
Из рис. 7 видно, что молодежь (80%) отрицательно относится к радикальным методам решения жизненных проблем.
Гипотеза 3. Учащиеся не задумывается о проблемах завтрашнего дня, своего будущего - не доказана.
Из рис.
8 видно (стр. 28), что больше половины(62%)
из опрошенных уверенны в завтрашнем дне,
следовательно, они задумываются о своем
будущем и ищут поддержку от родителей,
друзей. Но в большей степени все-таки
надеются на себя.
В результате
проведенного социологического исследования
мы выяснили, что для студентов АГНИ
и учащихся техникума в жизни наиболее
значимыми являются 3 составляющие: надежная
семья, друзья и высокооплачиваемая работа.
Из полученных результатов видно, что
конфликты в жизни молодежи возникают,
не так уж часто, в целом очень редко. Наиболее
острыми проблемами современной российской
молодежи являются: алкоголизм, табакокурение,
наркомания и рост преступности. Нерешаемые
из них на сегодняшний день, по мнению
респондентов -наркомания, табакокурение
и алкоголизм. Наиболее волнующими социально-экономическими
проблемами являются: для студентов - проблема
трудоустройства(72%) и жилищная проблема(52%),
а для учащихся – низкая заработная плата(68%)
и проблема трудоустройства(64%). Лично
для респондентов, как студентов АГНИ,
так и учащихся техникума наиболее
актуальной проблемой является нездоровый
образ жизни. Почти все студенты АГНИ и
учащиеся техникума в целом отрицательно
относятся к радикальным методам решения
сложных жизненных ситуаций (80-100%). По мнению
респондентов, Правительство РФ, в первую
очередь, по борьбе с такими проблемами
молодежи как ранний алкоголизм, наркомания,
курение должно: ужесточить наказание
за продажу алкоголя и табака несовершеннолетним
(студенты-72%, учащиеся-60%), вести пропаганду
спорта, поддерживать строительство спорткомплексов
по всей стране; финансирование оздоровительных
программ ( студенты-64%, учащиеся-32%), должно
принимать соответствующие меры в области
приобщения молодежи к ЗОЖ (студенты-32%,
учащиеся-24%).
5. Методические рекомендации
1) Увеличить выборочную совокупность для получения более точных данных социологического исследования;
2) Вопрос № 9 переформулировать на «Как Вы переживаете сложные жизненные ситуации? (употребление алкоголя, наркотических средств, суициды)»
3) Вопрос № 17 сделать полузакрытым.
4) В вопрос № 7 анкеты « А какие проблемы актуальны лично для Вас?»
а) непонимание со стороны родителей
б) непонимание со стороны друзей
в) неразделенная любовь
г) расовая нетерпимость
д) нездоровый образ жизни (алкоголизм, табакокурение, наркомания,)
е) желание жить для себя, нежелание заводить семью
ж) отсутствие интереса к культуре, искусству и т. д.
з) приверженность к американским ценностям
и) свой вариант ответа
добавить
вариант и) трудоустройство
6. Практические рекомендации
Для решения проблем, возникающих у современной молодежи, необходимо принять какие-либо меры. Из анализа на вопрос «Если бы Вы стали Президентом РФ, то что бы Вы сделали для решения злободневных проблем российской молодежи?» по мнению респондентов, в первую очередь, необходимо:
1) ужесточить наказание за продажу алкоголя и табака несовершеннолетним
2) увеличить финансирование в области развития спорта
3) увеличить финансирование в области науки и культуры
4) принять меры по повышению рождаемости
5) поднятие престижа службы в армии
6) введение в дошкольное, среднее и высшее образование актуальной пропаганды патриотизма
7) финансирование
строительства культурно-досуговых центров
Информация о работе Социологическое исследование на тему "Актуальные проблемы современной молодежи"