Социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:17, научная работа

Описание

Проблемой моего исследования является неоднозначное положение религии в обществе.
С одной стороны, людям под давлением окружающего мира просто необходимо во что-либо верить и находить опору, суметь объяснить факты, которые неподвластны пониманию. А с другой стороны, религиозные служители и учреждения часто отталкивают своим поведением людей от веры и религии.

Содержание

1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. 3
1.1. Актуальность темы. 3
1.2 Научная разработанность. 3
1.3. Определение проблемы. 5
1.4. Логический анализ понятий 7
1.4.1. Интерпретация понятий 7
1.4.2.Операционализация понятий. 7
1.4.3.Предварительный системный анализ социологического исследования 9
1.5.Цель исследования. 10
1.6.Задачи исследования. 10
1.7. Объект исследования. 11
1.8. Предмет исследования. 11
1.9. Гипотезы 11
II. Методико-процедурный раздел. 13
2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации. 13
2.2. Место, время проведения исследования, название инструментария. 13
2.3. Характеристика инструментария. 13
2.4. Выборка. 14
2.5. Метод обработки информации. 14
2.6. Практическая значимость исследования. 14
2.7. Анкета. 15
2.8. Рабочий план проведения исследования. 19
2.9. Список использованной лдитературы 20
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. 21

Работа состоит из  1 файл

issledovaniemoe.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
(РГТЭУ)
 
 
 
 

Факультет Социальных технологий 

Кафедра Социологии 
 
 
 

 
Социологическое исследование 
по дисциплине: «Методика и методология социологического исследования». 
«Отношение молодежи к религии»
 
 
 
 

Выполнено студенткой 2 курса 22/1 группы 
очной формой обучения 
Малышевой О.В. 
Руководитель: 
Седельников С.С. 

Москва, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

 

1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Актуальность темы.

       В современном мире, а точнее в России, складываются довольно разные мнения по поводу религии и её роли в  жизни человека и общества в целом. Если обратиться к истории нашей страны, то можно увидеть, что очень долгое время власть опиралась на Церковь, которая оказывала всестороннюю помощь ей. В современном же мире, на мой взгляд, дольно тяжело определить роль церкви, религии в целом. Часто, смотря на служителей религиозных учреждений, их поведение, которое зачастую не должно соответствовать религиозным служителям, люди отходят от религии, перестают верить во что-либо, у них складывается негативное отношение к происходящему. Но при этом, когда у людей происходят какие-либо проблемы, они часто обращаются к религии. Именно поэтому я бы хотела выявить отношение современной молодежи к религии.

1.2 Научная разработанность.

       Проблема  религиозности в целом достаточно хорошо освещена в отечественной и зарубежной литературе.

       Особенностью  изучения религиозности является отсутствие единого подхода. Тем не менее, существуют два основных подхода.

       Основу  для первого подхода заложил  Дюркгейм. Продолжателями линии Дюркгейма стали Б. Малиновский, Д.Фрэзер, А.Тейлор, Рэдклифф-Браун, ряд русских философов: Соловьев, Флоренский, Шестов, и ряд других исследователей.

       Начало  для второго подхода заложил  М.Вебер. Продолжателями линии Вебера стали Э.Трельч, описавший сектантство как явление, Р.Нибур, создавший использующуюся до сих пор классификацию религиозных образований, Д.Кэмпбелл, создавший теорию культового пространства, Р.Белла, по примеру Вебера рассмотревший влияние новых конфессиональных образований, и ряд других авторов.

       Большой вклад в изучение религии как социально-психологического явления внесли Франкл и Фромм. Оба они считали, что религия может иметь как институциализированные, так и неинституциализированные формы, и, более того, религиозность присуща каждому человеку.

       В дореволюционной России проводились некоторые исследования, касающиеся религиозности населения. Однако, т.к. православие было возведено в ранг официальной идеологии, по-настоящему социологических исследований не проводилось, равно как и не разрабатывалось никаких теоретических моментов.

       В советские времена атеизм являлся  частью официальной государственной  идеологии, и любое социологическое  изучение религии предполагало изначально атеистическую ориентацию авторов.

       Поэтому литература советского времени по вопросам социологии религии и религиоведения имеет ярко выраженную атеистическую специфику.

       Несмотря  на это, исследования религии и религиозности  в СССР проводились достаточно часто. Обобщенный опыт и результаты этих исследований приведены в работе В.Д. Кобецкого «Социологическое

изучение религиозности и атеизма».

       Изучение  религиозности молодежи в советское  время проводилось в рамках общего изучения религиозности населения. В основном изучение религиозности  молодежи в СССР проводилось с целью выяснить степень эффективности атеистического воспитания. Результаты таких исследований

опубликованы  в тех же работах, что и результаты исследований религиозности общества в целом.

       В настоящее время из значительных отечественных публикаций можно назвать работу авторского коллектива во главе с Филатовым «Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России» и работу авторского коллектива во главе с Д.Фурманом и К.Каариайненом «Старые церкви, новые верующие». Из значительных авторов можно выделить В.Гараджу, Ю.Синелину, М.Мчедлова, Л.Митрохина, Р.Лопаткина, Г.Гудим-Левковича, Е.Аринина.

       Исследованию  религиозности молодежи посвящено небольшое число работ. Можно отметить работу Мчедлова М.П. «Религиозность российской молодежи», и статью В.Г. Немировского, П.А. Старикова «О квазирелигиозных представлениях студентов Красноярска (1988-2000гг)», статью Васильева В.Г., Мазеина В.О., Мартыненко Н.И. «Отношение студенческой молодежи к религии», работу научного коллектива из НГГУ «Исследовательский проект «молодежь и религия»». В принципе, большинство современных работ по этой теме — это статьи, крупных работ мало.

       Помимо  перечисленного, есть работы авторов-церковников  на эту тему. Среди авторов наиболее значимым являются А.Кураев. Проблемам  сектантства и тоталитарных сект посвящены работы А.Дворкина, в частности, его труд «Сектоведение».

       Вывод: в современной  России проблема отношения  молодежи к религии  не является широко разработанной. В  основном на эту тему пишутся статьи, но не крупные труды, глобальных обследований не так много. А  из существующих материалов можно увидеть, что религиозность молодежи немного возросла в последние годы, но все равно находится на довольно низком уровне. Так как сейчас стали больше уделять внимания религии, о ней говорят  в СМИ, она поощряется государством, молодежь начинает больше тянуться к ней, возможно, это можно рассматривать как своеобразную моду. Но хочется надеяться, что большинство молодых людей приходит к религии осознанно.

1.3. Определение проблемы.

         Проблемой моего исследования  является неоднозначное положение религии в обществе.

       С одной стороны, людям  под давлением  окружающего мира просто необходимо во что-либо верить и находить опору, суметь объяснить факты, которые  неподвластны пониманию. А с другой стороны, религиозные служители  и учреждения часто отталкивают своим поведением людей от веры и религии.

 

       

          1.4.  Логический анализ понятий

1.4.1. Интерпретация понятий

    Ключевые  понятия:

    -молодежь,

    -религия,

    -отношение.

       Молодежь- в широком смысле, обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков  и связанных с ними основных видов деятельности;

       - в более узком смысле, специфическая  социально-демографическая группа, отличающаяся периодом социальной  зрелости, особенностями адаптации  к миру взрослых, психологическими особенностями.

       Религия- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

       Отношение- сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом некоторого объекта или идеи. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести по отношению к схожим друг с другом объектам.

1.4.2.Операционализация понятий.

Молодежь:

  1. Специфические социально-демографические группы.
    1. Пол (Женский/Мужской);
    2. Возраст (от 14 до 17 лет/ от 18 до 22 лет/ от 23 до 27 лет);
    3. Образование (неоконченное среднее\  среднее\ средне-специальное\ неоконченное высшее\ высшее\ послевузовское);
    4. Место жительства (мегаполис\ город-миллионник\ город с населением 0,5 – 1 млн. человек\ город с населением 300 – 500 тыс. человек\ город с населением 100 – 300 тыс. человек\ поселок городского типа\ поселок сельского типа);
    5. Национальность (русский/другая).
  2. Период становления зрелости (Социализация, приобретение социального опыта, формирование трудовых мотиваций)
  3. Период социальной адаптации к миру взрослых (Формирование социальных установок, например, в сфере образования)
  4. Психологические особенности
    1. Восприимчивость к новому (высокая\ средняя\ низкая).

Отношение:

    1. Оценка (полностью одобряю\ скорее одобряю\ безразлично\ скорее не одобряю\ полностью не одобряю).

    Религия:

    1. Вид конфессии (православие/ислам/буддизм);
    2. Посещаемость религиозных учреждений(часто/иногда/редко/никогда);
    3. Отношение к религиозным праздникам (положительное/отрицательное/нейтральное);
    4. Отношение к религиозной литературе (положительное/отрицательное/нейтральное);
    5. Отношение к священнослужителям (положительное/отрицательное/нейтральное).
 

 

1.4.3.Предварительный системный анализ социологического исследования.

а

Общие (субъектные) признаки

b

Специфические (объектные) признаки

с

Предметные признаки

  • Пол
  • Возраст
  • Образование
  • Социальный статус
  • Доход
  • Вероисповедание
  • Национальность
 
  • Тип учебного заведения
 
  • Отношение общества к религии
  • Уровень доверия населения к религиозным учреждениям
  • Поведение Церкви
  • Отношение между религией и государством
  • Уровень пропаганды религии
  • Отношение к культурным ценностям

 

1.5.Цель  исследования.

    Выявить отношение молодежи к религии и выработать рекомендации

для специалистов.

1.6.Задачи  исследования.

      1. Определить  степень влияния религии на молодежь в зависимости от вероисповедания,
      2. определить степень влияния религии на молодежь в зависимости от пола,
      3. определить степень влияния религии на молодежь в зависимости от образования,
      4. определить степень влияния религии на молодежь в зависимости от возраста,
      5. определить степень доверия молодежи священнослужителям,
      6. определить отношение молодежи к нетрадиционным наукам,
      7. определить отношение молодежи к религиозным обрядам,
      8. определить уровень религиозности молодежи,
      9. определить отношение к религиозным праздникам,
      10. установить откуда получают знания о своей вере последователи разных конфессий,
      11. определить необходимо ли государству оказывать поддержку религии,
      12. установить возможно ли, по мнению молодежи, заменить религию наукой.

Информация о работе Социологическое исследование