Социологическое определение правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:43, реферат

Описание

Правонарушение по своим объективным свойствам - это посягательство отдельного субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений между людьми, коллективами, между коллективом и личностью.
Отсюда правонарушение - социальное, общественно значимое явление. Даже тогда, когда, казалось бы, ущерб понесен только потерпевшим, правонарушитель причиняет вред обществу, ибо посягает на его члена, занимающего свое место в системе общественного разделения труда и потому функционально связанного со всеми остальными членами общества.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 55.43 Кб (Скачать документ)

Штрафные, карательные санкции  применяются за проступки (дисциплинарные или административные взыскания) или  за преступления (уголовные наказания). Эти санкции, рассчитанные на применение с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя, носят относительно определенный характер, определяя либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер, либо их пределы. При применении штрафных, карательных санкций за несколько правонарушений общим правилом является поглощение (полностью или частично) менее строгого наказания более строгим. Наконец, применение штрафных, карательных санкций порождает, как отмечено, состояние наказанности (судимость, наличие дисциплинарного или административного взыскания).

Преступление.

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой наказания. Испокон веков целью уголовного правосудия признается охрана общества в целом. Поэтому любое деяние, подлежащее уголовному суду, считается общественно опасным.

За преступления применяются  наказания — наиболее строгие  меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.). За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания — смертная казнь. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а по некоторым составам — за укрывательство и недонесение о преступлении. Давность привлечения к уголовной ответственности в зависимости от тяжести преступления может достигать пятнадцать лет (к лицам, совершившим преступления против мира и человечества, сроки давности не применяются).

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме (уголовно-процессуальный кодекс). Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления и соответственно отбытого наказания) сохраняется «судимость» — особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.

Отличие преступления от других видов правонарушений заключается  в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).

УК РФ классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как  степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В соответствии этим статья 15 УК РФ различает четыре категории преступлений:

  1. преступления небольшой тяжести;
  2. преступления средней тяжести;
  3. тяжкие преступления;
  4. особо тяжкие преступления.

Преступлениями  небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями  средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы.

Преступлениями  средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание.

 Профилактика правонарушений. Роль органов внутренних дел в преодолении преступности

Нормами различных отраслей права  довольно детально регулируются все  виды профилактики правонарушений общая, индивидуальная, а также основные направления: профилактика правонарушений несовершеннолетних, рецидивных и бытовых  преступлений, пьянства, наркомании и  др.

Регулятивная роль юридических  норм, составляющих правовую основу профилактики преступлений, проявляется применительно  к деятельности всех её субъектов: основных и вспомогательных, специализированных и неспециализированных, государственных  органов, общественных организаций  и граждан.

Юридическими нормами регламентируются (с разной степенью детализации правовых предписаний, дозволений и запретов ) все основные элементы сложного многогранного процесса профилактики правонарушений: её информационное обеспечение, планирование, порядок применения основных методов, учёт и оценка результатов и т.д. Юридические нормы, в совокупности, составляющие правовую основу профилактики преступлений, охватывают все известные их виды: общие и специальные, регулятивные и правоохранительные, материальные и процессуальные, управомочивающие, обязывающие (запрещающие) и предоставительно-обязывающие.

Однако, необходимо отметить, что в настоящее время совокупность юридических норм, регулирующих профилактику правонарушений, является не более чем «системой со слабыми взаимодействиями». Для того, чтобы она стала более цельной и прочной, эти нормы следует подвергнуть дальнейшей систематизации, которая одновременно с восполнением пробелов в правовом регулировании профилактики правонарушений может завершиться кодификацией как наиболее совершенной формой систематизации правового материала.

Воздействие на криминогенные ситуации, предупреждение их возникновения, их устранение или нейтрализация - важное направление профилактической работы органов внутренних дел.

Предупреждение преступлений достигается  воздействием не только на причины, но и на условия их совершения. Во многих случаях устранить условия, способствующие совершению преступлений, создать противостоящие этому другие условия и тем  самым блокировать действие причин практически легче, чем устранить  сами причины. Профилактическая деятельность органов внутренних дел в значительной мере идет именно по этому пути. В  частности, организация наружной службы, патрулирование, административный надзор, непосредственная охрана объектов, борьба с пьянством и наркоманией, с  безнадзорностью подростков - всё  это противодействует причинам преступности, устраняет условия, способствующие совершению правонарушений.

Обстоятельства (объективные и  субъективные), обусловливающие совершение преступлений, могут проявляться, во-первых, в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускающих отклонения от норм поведения и способных в силу этого встать на путь противоправного  поведения; во-вторых, в различных  сферах социальной жизни: производственно-трудовой, семейно-бытовой и т.д. Соответственно и профилактика преступлений осуществляется двояким образом: путем выявления и устранения обстоятельств, непосредственно связанных с поведением, образом жизни конкретных лиц, могущих встать на путь совершения преступлений, и не связанных с этим. В зависимости от этого выделяют индивидуальную профилактику, с одной стороны, и общую - с другой.

Осуществляя индивидуальную профилактику, органы внутренних дел выявляют лиц, от которых, судя по достоверно установленным  фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на таких лиц необходимого воспитательного  воздействия и предупреждению с  их стороны преступлений.

Занимаясь общей профилактикой, органы внутренних дел устанавливают в  различных сферах социальной жизни  причины и условия, способствующие совершению преступлений, разрабатывают  и осуществляют меры по их устранению.

Кроме того, органы внутренних дел  выявляют лица, замышляющие или подготавливающие преступления, и принимают меры по предотвращению с их стороны преступлений.

Таковы основные виды (направления) деятельности органов внутренних дел  по профилактике преступлений. Они характерны для всех без исключения служб органов внутренних дел: уголовного розыска, ОБЭП, следственных аппаратов, ГИБДД и д.р., решающих наряду с профилактическими и иные задачи.

Разнообразие компетенции органов  внутренних дел, средств и методов  деятельности, присущих их отдельным  службам, позволяет им эффективно воздействовать почти на все известные криминогенные  факторы, на самые различные обстоятельства, обусловливающие совершение преступлений, и на так называемые фоновые явления  преступности (пьянство, наркоманию, паразитический образ жизни и д.р.). Так, органы внутренних дел ведут профилактическую работу во всех основных сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности (семья, ближайшее бытовое окружение, коллективы и т.д.). Они осуществляют профилактические мероприятия в отношении самых  различных категорий лиц, склонных к совершению преступлений (несовершеннолетних правонарушителей; лиц, состоящих под  административным надзором, и других категорий освобожденных из мест лишения свободы; осужденных условно, к исправительным работам и д.р.).

Методы и формы деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений различаются в зависимости  от её видов (направлений). Основным методом  индивидуально-профилактической работы является убеждение. Задачи индивидуальной профилактики решаются и путём выявления  и устранения объективных (внешних) условий, способствующих совершению преступлений, в частности путём оказания профилактируемым социальной помощи в решении вопросов жизненного устройства. Наконец, в случаях, предусмотренных законом, в качестве вспомогательного метода индивидуальной профилактики используется принуждение.

Для решения задач общей профилактики преступлений органы внутренних дел  осуществляют следующие основные мероприятия: анализируют данные о совершённых  преступлениях и иных правонарушениях; систематически обследуют расположенные  на обслуживаемой территории объекты, где наиболее часто совершаются  правонарушения; изучают соответствующие  материалы печати, сообщения должностных  лиц, представителей общественности, письма и заявления граждан; самостоятельно осуществляют в пределах своей компетенции  меры, непосредственно направленные на устранение выявленных обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

Таким образом, профилактика правонарушений направлена на ликвидацию истоков преступности и является основным видом упреждающего воздействия на криминогенные факторы, которое осуществляется на ранних стадиях их развития.

Список использованной литературы

Алексеев А. И. Правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел. М., 1980.

Алексеев А. И., Сахаров А. Б. Причины  преступлений и их устранение органами внутренних дел. М., 1982

Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. - Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983.

Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев  В.Н. Генетика, поведение, ответственность. - М.: Изд-во политической литературы, 1982.

Катанян К. Четыре категории преступлений // Независимая газета. - 1996, 18 июня.

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М.: Наука, 1986.

Лунеев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. - 1998, №5.

Лысов М.Д. Логико-структурный анализ понятий и признаков преступлений в действующем УК РФ // Государство  и право. - 1997, № 12.

Мальков В.П. Состав преступления в  теории и законе // Российская юстиция. - 1998, № 6.

Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственнось.М.1985.

Спиридонов И.И. Теория государства  и права. - М.: 1995.

Научно-практический комментарий  к уголовному кодексу Российской Федерации в двух томах под  редакцией Морева И.М., Рогожникова  Э.С. - Нижний Новгород: НОМОС, 1996.

Теория государства и права  под редакцией Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 1998.

 


Информация о работе Социологическое определение правонарушения