Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 06:37, курсовая работа
Среди поведенческих наук социология выделяется огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта - современного общества. По этой причине для нас, студентов, изучающих социологию важно прежде всего знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас данной науки. Полученные знания в дальнейшем помогут нам, молодым специалистам, ориентироваться в различных областях деятельности, основанных на взаимодействии с социальными группами, организациями и отдельными личностями и в дальнейшем стать настоящими профессионалами своего дела.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Социология и общество
1.1. Развитие социологии как науки об обществе ………………………….…...5
1.2. Объект и предмет социологии………………………………………………10
2. История социологии
2.1. Социологические и научные предпосылки социологии………………..…14
2.2. Становление социологии как науки……………………………………….. 20
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Социология и общество
1.1. Развитие социологии как науки об обществе ………………………….…...5
1.2. Объект и предмет социологии………………………………………………10
2. История социологии
2.1. Социологические и научные предпосылки социологии………………..…14
2.2. Становление социологии как науки……………………………………….. 20
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Для того, чтобы осмыслить и адекватно отобразить идущие в сегодняшнем российском обществе процессы, необходимо выйти на теоретический уровень современной социологии, свободно владеть ее понятийным аппаратом и методологическим арсеналом – вот наша профессиональная задача. Но разбираться в социологии, на мой взгляд, нужно не только нам, сделавшим данную науку своей профессией: знать основы социологии должен любой человек, чтобы быть активным членом общества, или, выражаясь языком нашей науки, субъектом социального действия
Возникнув во второй половине XIX в., социологическая наука задумывалась как альтернативный по отношению к социальной метафизике способ познания общества. Ее основоположник О.Конт стремился заложить основы социальной науки позитивного – неметафизического – характера; науки, выводы которой основывались на эмпирических фактах, а не являлись результатом умозаключения. Подобное позитивное знание об обществе должно было, по замыслу Конта, спровоцировать рост знаний о социальном и, следовательно, гарантировать на основе этого совершенствование социальной жизни.
Сам по себе это замысел был неотъемлемой частью происходившего в то время переворота в сознании. Разочарование в возможности понять окружающий мир только с помощью умозаключений стимулировало обращение к методам эмпирической науки в поисках рациональной организации социальной практики. Быстрое развитие конкретных наук способствовало абсолютизации и идеализации этог8о типа знаний, принятию его в качестве универсальной модели познавательной деятельности и делающей своим предметом общество.
Социология наших дней многовариантна, концептуальна и методологически многообразна. И нам как будущим профессионалам, необходимо все это учитывать и применять данные знания в практической деятельности. Но сначала для этого необходимо начать изучение с того как и почему возникла социология; ведь для каждой из существующих на сегодняшний день наук характерна история возникновения – не зная ее историю, нельзя понять сущность и предназначение какой-либо науки. Именно поэтому я выбрала данную тему в качестве темы для курсовой работы. Моя цель – попытаться объяснить почему возникла социология как самостоятельная наука, каковы были ее предпосылки, кто заложил основы, т.е. являлся основателем и выделить основные этапы развития социологической мысли.
Для достижения данной цели необходимо изучить жизнь людей в древнейшие времена, рассмотреть как происходило развитие мысли в эпоху Возрождения, каковы были социальные и научные предпосылки для возникновения социологии и как происходило ее развитие, что понималось под термином «общество».
1. Социология и общество
1.1 Развитие социологии как науки об обществе
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить друг с другом, среди людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, создавать отдельные государства и враждовать друг с другом?
Поиск ответов на эти вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и общество, в котором он живет. Подобно тому, как математика – наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых, с философским уклоном советах по различным житейским вопросам. Примерами таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути лучшего правления, воспитания молодежи. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех остальных людей.
Античная мысль стала источником исследований социальной сферы, заложила основы социологии. Так, работы Платона «Государство» и «Законы». А также «Политика» Аристотеля – начало изучения общественных институтов, таких как государство, семья, право. Именно античные мыслители пытались определить место человека в обществе, для чего взяли учение о нем за теоретическую основу. Так появились логико-понятийный анализ (Платон), эмпирико-научные (Аристотель) и историко-политические (Полибий) исследования социальных проблем современного мира.
Эпоху Возрождения вполне можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В это время возникают направления, занимающиеся изучением различных сторон общества. Представителями средневековья являлись Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень, занимавшиеся изучением человеческих отношений. Согласно их представлениям общество представляет собой общину, в которой порядок и мораль определялись Богом и традициями, а человек находился на втором плане.
Позднее данные взгляды были опровергнуты деятелями эпохи Просвещения – Дени Дидро, Жан-Жаком Руссо, Вольтером; они начинают анализировать само общество, его структуру, причины возникновения неравенства. Создавая свою модель общества, они определяют человека как независимый субъект, поведение и развитие которого зависит от него самого.
В тот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744) попытался заложить основы новой науки об обществе. Данная попытка была в то время единственной. Но исследования того времени отличались неполнотой и несистаматичностью. Анализ общества, поведение человека в группе, причины неравенства не привлекали исследователей, и поэтому данная область была наименее развита по сравнению с другими науками. Но почему было такое отставание в изучении общества? Можно назвать несколько причин.
Во-первых, долгое время считалось, что человек, обладая сознанием, свободен в своем выборе и является самостоятельным. Поэтому, исходя из собственных убеждений, он мог изменять свое поведение, законы и обычаи.
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро уверяли в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом и способностью к обучению. Из этого делался вывод о том, что самое главное – научить человека воспринимать культуру, справедливость и на основе этого создать совершенную модель общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают необходимость наилучшей модели, а потому могут устроить свою жизнь в соответствии с данной моделью и на основе этого установить наилучший социальный порядок. «С точки зрения науки здесь интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства».[1]
Такие или подобные им, достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений. Создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. жизнь требовала научной разработки этих насущных проблем. Однако выяснилось, что человек в обществе. Хотя и обладает свободой и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования – все это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, которому он принадлежит.
Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Это значит, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.
Конечно, люди не могут полностью ограничены рамками морали, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, изменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Наличие такого выбора и активность людей приводит к постоянному изменению и развитию социальных отношений, которые находят свое отражение в социальных процессах, которые также поддаются изучению.
Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития появилась довольно-таки недавно. Человек создал электричество, научился использовать силу пара, заложил основы всех естественных наук. И только человек и его положение в обществе оказались вне сферы внимания человека.
Стимулом к изучению социальных процессов послужило развитие производства. Используя природные ресурсы в производственной деятельности, тем самым расширяя ее сферу, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Кроме того, из-за формирования всех сфер жизнедеятельности людей, возникли проблемы, связанные со взаимодействиями между ними и управлением этими взаимодействиями, а также необходимо было создать социальный порядок в обществе. Когда эти проблемы были осознаны, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей поведение, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.
1.2 Объект и предмет социологии
Для того чтобы определить предмет и объект социологии как науки, необходимо понять что входит в общее понятие данных терминов.
Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей нас действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, наоборот, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Когда мы хотим определить предмет исследования, мы чисто абстрактно одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон.
Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровитского, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом»[1].
Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения как человеческое общество, послужило основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющих сходный предмет исследования. Например, предметом изучения экономики является производство материальных благ, их обмен, распределение и потребление; политической науки – крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами. А каков предмет социологии?
Прежде всего необходимо отметить, что объектом социологии, как и многих наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Для лучшего понимания существа предмета социологии необходимо представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает что главное в таком изучении – определить систему связей между отдельными частями структуры.