Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 06:37, курсовая работа
Среди поведенческих наук социология выделяется огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта - современного общества. По этой причине для нас, студентов, изучающих социологию важно прежде всего знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас данной науки. Полученные знания в дальнейшем помогут нам, молодым специалистам, ориентироваться в различных областях деятельности, основанных на взаимодействии с социальными группами, организациями и отдельными личностями и в дальнейшем стать настоящими профессионалами своего дела.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Социология и общество
1.1. Развитие социологии как науки об обществе ………………………….…...5
1.2. Объект и предмет социологии………………………………………………10
2. История социологии
2.1. Социологические и научные предпосылки социологии………………..…14
2.2. Становление социологии как науки……………………………………….. 20
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………
Используя механистическую модель Г. Щедровитского[1], можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя критериями: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.
Конечно, личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.
Еще одним моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является следующее: при изучении социальных структур важно помнит, что их составляет люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать много совместных действий. подчиненных определенным социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.
Итак, определив предмет социологии, можно сделать вывод что социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия их существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
Социальная структура - это не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.
2. История социологии
2.1 Социальные и научные предпосылки социологии
Появление социологии как самостоятельной науки означает перелом в понимании человека и общества. Если до ее появления оно являлось предметом философии, то социология стала единственной в своем роде научной дисциплиной, интересы которой были направлены на жизнь человека в обществе.
«Исторические предпосылки возникновения социологии, если сформулировать их предельно кратко, сводятся к формированию капиталистических, рыночных отношений, буржуазии как базисного социального класса и гражданского общества, то есть такого, в котором реальное экономическое неравенство маскируется формальным политическим неравенством».[1]
Таким образом, конкретным историческим основанием появления социологии как науки следует считать великие буржуазные революции Нового времени. Формирование буржуазии и выход ее на политическую и идеологическую арену ломали ранее существования об обществе. До этого времени под «обществом» понимались только социальные слои, составлявшие историческую и политическую основу, т.е. аристократия и связанные с ней носители образования и культуры. До наступления эпохи Просвещения все, что не касалось аристократии, не являлось предметом изучения человека и истории.
Предреволюционная идеология Нового времени поставила вопросы, на которые в конечном счете дали революции. Первым и главным из них был вопрос о естественном праве, которым человек обладает уже с момента своего рождения, независимо от того, к какому социальному слою он принадлежит. Уже сама постановка данного вопроса говорит о значительных переменах в мировоззрении и социальной жизни, потому что в предыдущей парадигме[1] естественное право аристократа существенно отличалось от права человека низшего происхождения. Вопрос о естественном праве говорит о расширении понятия «общество» на все социальные слои. Сразу же возникло и стало основным понимание того, что существующее государство не является «естественным» и не обеспечивает соблюдения естественного права, и в этом можно увидеть противопоставление государства и гражданского общества.
Реализация идеалов общества «естественного права» в ходе буржуазных революций и последовавшее за этим развитие привели к формированию капиталистического рыночного общества и государства, в котором экономическая поляризация достигла высочайшего уровня при сохраняющимся политическом равенстве и идеологии «равных возможностей». Соответственно в социальной мысли происходила кристаллизация понятия «общество» применительно к индустриальной форме социального существования.
Мировоззрение и дух индустриального общества исключали романтизм в понимании человека и социальных отношений. На смену идеологеме «естественного права» пришло представление об автоматическом, работающем с механической логикой социальном устройстве, которому присуща стабильность, самопроизвольное регулирование и рациональность идеального хозяйства[2]. Социология является результатом именно такого представления об обществе.
Возникновение социологии было обусловлено не только историческими, но и научными факторами. Для того, чтобы она возникла, был необходим коренной переворот в научном видении мира. Такой переворот, происходивший на протяжении всего Нового времени, выражался в постепенном формировании представления о позитивной науке, то есть знании, полученном непосредственно эмпирическим путем. В начале это касалось только естественных и математических наук, которые, стремительно развиваясь, способствовали формированию альтернативного религиозному мировоззрения. Такое мировоззрение характеризовалось стремлением исходить только из достоверной, полученной из опыта информации и все выводы доказывать математически или проверять на опыте.
Однако представления о человеке и обществе еще долго оставались прерогативой религии и спекулятивной философии. Человек рассматривался как исторически неизменяющееся творение Бога, а общество – как неизменный заданный свыше социальный порядок. Социальное положение конкретного индивида понималось как определяемое Богом и поэтому справедливое и неизменяемое.
Еще одним важным элементом развития философии, давшем начало развитию социологии, была разработка немецкой классической философией понятие деятельности. В отличие от более ранних представлений о человеке как неизменяющемся и пассивном творении Бога, человек классической философии – это носитель великих творческих и преобразующих мир способностей, перед которым стоит проблема определить свои возможности и найти им применение. К такому пониманию генетически восходит понятие «социального действия».
Великим событием интеллектуальной жизни стало появление эволюционной теории происхождения видов Ч. Дарвина. Под его влиянием у социальных мыслителей того времени появилось стремление к объяснению общества и человека на основе естественнонаучных знаний, с точки зрения биологических факторов: расовой принадлежности, наследственности, борьбы за существование. Современный историк науки Л.Мукьелли отмечает, что биологический подход составляет главную характеристику первых социологических учений. Конечно, такой подход сводил все многообразие индивидуального и социального в человеке к биологическому началу, т.е. страдал биологическим детермизмом. Характерным примером может служить теория врожденной преступности Ч. Ломброзо: изучая физические характеристики индивидов, в частности черты лица, он делал вывод о наличии в характере этого человека врожденной склонности к совершению преступлений.
Однако все это показало возможность изучения природы человека и общества на основе методов естественных наук, т.е. позитивной науки о человеке и обществе, которая была бы такой эмпирически доказательной, как биология или химия. Именно такой «позитивной наукой» хотел видеть социологию ее основатель французский философ-позитивист О. Конт (1798 – 1857). Разработав трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии), он считал что современное общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода ему необходимо новое знание – не критически-философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» - аналогично биологии и другим названиям естественнонаучных дисциплин. Социология должна была отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как и всякая наука.
2.2. Становление социологии как науки
В своем главном произведении «Курс позитивной философии» О. Конт определил три стадии истории в стадии познания, которые должен пройти человеческий дух[1].
На первой стадии человек еще не умеет рационально мыслить, он скорее поэт и фантазер, нежели ученый. Единственным способом объяснения для него остается для него объяснение с помощью сверхъестественных причин.
Вторая стадия – это стадия философских объяснений и спекулятивных систем. По сравнению с первой стадией это уже значительный шаг вперед, но метафизические конструкции, похожие на абстрактные схематизации объяснительных представлений теологической стадии, имеют с точки зрения конкретного мышления один изъян: они направлены на разрешение конкретных вопросов, на которые невозможно дать окончательный и строго научный ответ.
Третья стадия – период торжества научного мышления, доказательности и эмпирической достоверности знания. Ее начало – революция в мировоззрении человечества. Отныне оно в своей жизни будет руководствоваться наукой.
2.3. Этапы развития научной мысли О. Конта
этапы философской эволюции Конта можно представить как три способа утверждения, объяснения и оправдания тезиса о единстве человечества. Эти этапы обозначены тремя основными работами Конта
На первом этапе в «Опускулах» Конт размышляет об обществе своего времени, описывает тот момент истории, который Европа переживала в начале XlX в. По его мнению, теологическое и военное общество отмирают. Возникает новый тип общества – научное и индустриальное. На место военных, занимавших видное место в военном обществе, приходят индустриалы (предприниматели, управляющие, банкиры). С того момента, как люди начинают мыслить научно, война людей перестает быть преобладающей. Люди начинают не друг с другом, а с природой, рационально используя естественные ресурсы. Отсюда следует вывод: основным условием общественной реформы является реформа интеллектуальная. Для перестройки общества, переживающего кризис, необходим синтез наук и позитивная политика.
На втором этапе – в «Курсе позитивной философии» - Конт обосновывает новую науку – социологию, которая, признавая авторитет целого над частью и синтеза над анализом, имеет своим объектом историю человеческого рода. Он рассматривает социологию как науку в ряду других наук.
На третьем этапе суть «Системы позитивной политики» выражается в следующих основных положениях. Во-первых, для того чтобы история человечества предстала единой, важно, чтобы во всех обществах во все времена человек обладал некоторой узнаваемой и поддающейся определению природой. Во-вторых, нужно, чтобы любое общество имеет свой порядок, который можно было бы обнаружить при любом разнообразии обществ. В-третьих, из природы человека и общества должны выводиться основные характеристики истории.
В «Системе позитивной политики Конт уточняет понятие предмета социологии – это глобальное общество и человечество. Его интересует не столько смена общественных систем, сколько изменения в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Общий механизм социального порядка и структуру общества Конт выводит из антропологической концепции человека как преимущественно эгоистического существа, склонного к агрессии, руководствующегося скорее чувствами, чем разумом. это обстоятельство способствует появлению институтов, регулирующих поведение человека. Таким институтом должна стать религия и новая церковь, предметом поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием – позитивная философия.
По мнению Конта, новая религия должна выполнять роль регулятора социального поведения, обеспечивать единство верований и чувств, без которых не может существовать общество. Свою историческую миссию Конт видел в том, чтобы создать «Научную Библию» будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования. Таким образом, Конт от размышлений об обществе через создание новой науки пришел к необходимости новой религии.
Социология как наука о человеческом обществе – самая молодая в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснить законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества.
Вместе с тем социология – самая сложная в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки. Из них главной и основополагающей является математика, исторически самой ранней – астрономия. За астрономией идет физика, затем химия и биология. Для того чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки.