Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:27, контрольная работа
Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.
1.Введение ……………………..…………….…………………….……..…...…3
2. Психические явления человека, их классификация ........................... ….5
3. Законы, характеризующие структуру психических явлений……..…....8
4. Понятие власти………………………………………………………………10
5. Власть авторитета и авторитет власти. В чем между ними разница?..11
6. Заключение ………………………………………….….…..…………...…...15
7. Список использованной литературы……...…………………………..….16
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение ……………………..…………….…………………….……..…
2. Психические явления человека, их классификация ........................... ….5
3. Законы, характеризующие структуру психических явлений……..…....8
4. Понятие власти………………………………………………………………
5. Власть авторитета и авторитет власти. В чем между ними разница?..11
6. Заключение ………………………………………….….…..…………...…
7. Список использованной
литературы……...…………………………..….
Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.
Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.
Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на отдельное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект - человек.
Следовательно, в центре внимания психологии управления должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в
реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную) и наполненный различными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в
сложных проблемах взаимоотношений в трудовом коллективе, найти оптимальный способ управления персоналом, который бы дал максимально эффективную отдачу. В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих в различных сферах управленческой деятельности.
В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы практической психологии и результат, к которому можно прийти, используя рекомендации практической психологии.
Практическая психология состоит из четырех частей:
1) психология индивидуальности;
2) психология
взаимоотношений и
3) психология профессиональной деятельности;
4) психология личной и обыденной жизни.
Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, который должен знать и понимать другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые, н.р в трудовом коллективе на рабочем месте, отношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и способности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы рассмотрим сущность процессов психических явлений человека, а также разницу между авторитетом власти и властью авторитета.
2. Психические явления человека, их классификация
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса, На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, навыков, убеждений.
Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.
Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
1. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.
Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.
Психические процессы
– активное взаимодействие
Психические процессы подразделяются на:
1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память).
2) волевые.
3) эмоциональные..
Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
2. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.
Все
психические состояния
а) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
б) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
в) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
г) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.
3. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
К
психическим свойствам
1) темперамент;
2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);
3) характер;
4) способности.
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.
Таблица
классификации психических
3. Законы, характеризующие структуру психических явлений
Здесь мы рассмотрим законы, характеризующие структуру психических явлений. Примерами здесь могут быть современные представления о памяти. Как известно, первоначально, когда память еще только становилась предметом экспериментальных исследований, ее пытались рассматривать как простую и гомогенную функцию. Однако по мере исследований становилось ясно, что она имеет сложное строение и должна рассматриваться как система. Система эта является динамической, развивающейся, многоуровневой, «открытой» по своему характеру и неполно связанной по структуре и свойствам. Она включает определенную структуру хранилищ информации (сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище), их реорганизацию (признаки, буфер, и т. д.), потоки информации и процессы управления.
Несколько иная модель памяти как функциональной системы предложена С.П.Бочаровой. К этой группе примыкают также законы, характеризующие сам механизм формирования психических явлений. К ним можно отнести законы формирования установки, творчества, систёмогенеза деятельности. В особую группу можно выделить также законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения (или деятельности) от уровня его психической регуляции, а также от значения того или иного измерения. Примером здесь может быть закон Йеркса—Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью решения поведенческих задач. Утверждается, что есть некоторый оптимальный уровень мотивации, при котором успешность является наиболее высокой. При этом уровень мотивации тем меньше, чем труднее задача. Закон оптимальной мотивации проявляется лишь при определенных условиях научения. Согласно полученным в исследованиях Платоновой данным, с этим законом следует поступать очень осторожно по отношению к разным видам мотивации. К этой группе относятся также законы, характеризующие уровни работоспособности , стрессовых состояний.
Следующая группа законов относится к процессу психического развития человека, рассматриваемому в масштабах его жизни. Здесь, как и в законах второй группы, психическое рассматривается как диахроническая система значительно большего масштаба. Психические функции человека в течение его жизни и в ее отдельные периоды развиваются неравномерно. В исследованиях, проведенных под руководством Ананьева, было выявлено сочетание противоречивых процессов: нарастание мощности одних, снижение других, стабилизация третьих. Это дало основание сформулировать закон гетерохронного развития психических функций. К этой же группе относится закономерная последовательность стадий развития интеллекта: сенсомоторная, предоперациональная, конкретно-операциональная и формально-операциональная.
Особую группу законов образуют те, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека. Примером здесь могут быть исследования нейрофизиологических оснований темперамента или концепции, в которых в качестве основания психологических свойств личности выступает деятельность индивида в системе общественных отношений . Нужно отметить, что связь тех или иных психологических свойств и их оснований далеко не всегда является прямой и однозначной (хотя и этот вариант не исключен).
4. Понятие власти
Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.
Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.
Формы власти:
Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
5. Власть авторитета и авторитет власти. В чем между ними разница
Авторитет – Общепризнанное значение, влияние, общее уважение.
Власть – право, сила и воля (над чем-либо), свобода действий и распоряжений; начальствование (из словаря Ожегова).
Понятие авторитета власти является одной из главных содержательных категорий определения власти. Можно сказать, что именно авторитет придает власти человеческий характер, так как освобождает повиновение из сферы случайного, вынужденного и обязательного , наделяя его качествами необходимого и должного.Авторитет власти придает моральный оттенок или элемент практической уместности.