Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:55, контрольная работа
Любая наука определяется с учетом трех факторов: объекта, предмета и методов.
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» («социо» -- общество, «логия» -- наука, знание). Однако по отношению к такому определению нередко высказываются вполне справедливые претензии, поскольку оно отражает лишь этимологию (языковое значение данного термина и мало что сообщает о сущности науки). Кроме того, общество (прямо или косвенно) является объектом практически для всех общественных и даже некоторых гуманитарных наук.
1. Социология и социальная философия.
2. Социология Г. Спенсера.
3. Культура как социальная реальность.
4. Циклические концепции общественного развития.
5. Социологическая выборка
Содержание
1. Социология и социальная философия.
2. Социология Г. Спенсера.
3. Культура как социальная реальность.
4. Циклические концепции общественного развития.
5. Социологическая выборка
1. Социология и социальная философия
Любая наука определяется с учетом трех факторов: объекта, предмета и методов.
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» («социо» -- общество, «логия» -- наука, знание). Однако по отношению к такому определению нередко высказываются вполне справедливые претензии, поскольку оно отражает лишь этимологию (языковое значение данного термина и мало что сообщает о сущности науки). Кроме того, общество (прямо или косвенно) является объектом практически для всех общественных и даже некоторых гуманитарных наук. Поэтому сферу интересов той или иной науки обычно определяют не через объект, под которым понимают все то, на что направлено внимание исследователя, а через предмет, то есть специфический взгляд на объект. Одно и то же явление может быть объектом исследования самых различных наук. И специфичным в данном случае будет то, с какой стороны и каким образом рассматривается данный объект.
Социология представляет
собой особый взгляд на явления, которые
рассматриваются также и
Практически любое явление, связанное с человеком, может быть рассмотрено со всех точек зрения. Так, действия человека могут быть рассмотрены:
- как биологические факты:
любое движение является
- как психологические
факты: человек планирует свою
деятельность, может взять в качестве
образца способы достижения
- как общественные факты
любое действие человека имеет
определенные последствия
Соответственно, один и тот
же факт может быть рассмотрен самыми
разными науками, и при этом пол
результаты не будут полностью
Однако это не означает, что объект социологии не может быть выделен как самостоятельный. Просто при определении социологии необходимо учитывать не только то, что она изучает, но и то, как она это делает, как она рассматривает и объясняет факты.
Социология изучает:
1) социальные явления: социальную структуру общества, его группы, социальные институты и т. д., то есть общество в целом и его компоненты (универсальный уровень)
2) людей, которые являются
как бы основой для социальных
явлений, благодаря которой
3) причинные связи между
социальными явлениями и
Социология представляет собой науку, которая возникла из недр философии. Именно в философии сначала были поставлены вопросы о том, что такое человек, общество и государство. Однако если философия занимается этими вопросами во многом умозрительно и в отрыве от эмпирии социология является конкретной, точной наукой, которой не свойствен субъективизм. Так, в философском исследовании невозможно провести различие между точными и неточными метода ми исследования, тогда как социология максимально стремится к точности в своих построениях и исследованиях.
2. Социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820--1903) -- один
из наиболее крупных представителей
натуралистически-
Идея о единстве законов,
управляющих природой и человеком,
под влиянием огромного скачка, который
совершили к том времени
Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, при чем динамика понимается широко, так как включает не только состояния дисбаланса и развития, но и состояния относительной стабильности, когда процессы развития замедляются (практически останавливаются). Естественно, обществу присуща и статика, то есть институциональная структура, в которой Спенсер выделял церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные и «праздничные» институты общества. Понятие «эволюции» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.
Спенсер выделял два типа общества:
1) военное, воинствующее,
то есть основанное на
2) индустриальное, предоставляющее
больше свободы своим членам
за счет ослабления
В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятное для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов. Хотя теория Спенсера и заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина. Спенсер не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, по мнению ученого, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Цели на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией. Во второй половине ХХ в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм. Хотя лишь незначительная часть идей Спенсера актуальна для современной социологической науки, в целом его влияние на возникновение указанных направлений недооценивать нельзя.
3.Культура как социальная реальность
Культура представляет собой
всю совокупность небиологических,
то есть приобретенных, а не врожденных
аспектов жизни человека чертой, которая
отличает его от животных. Слово
культура восходит к латинскому слову
обозначавшему «возделывание
Существует несколько подходов к определению культ. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А.Кребер и Х. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обратили внимание большинство исследователей.
1) культура -- это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;
2) культура -- это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе:
3) культура передается
при помощи символических форм
(языка, произведений
Слово культура можно употреблять применительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется ля обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей индивидуальной структурой.
Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир ее носитель. Для представления этой идеи было введено понятие культурной картины мира, которая отличается от научной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования.
Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все подходы, которые применяются при изучении культуры.
Различают культуру духовную и культуру материальную. Материальная культура -- это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть арте факты (все, что сделано руками человека). Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а, следовательно, противопоставляются природным объектам: они также несут на себе определенную смысловую нагрузку и могут иметь символическое значение, а также представляют для членов общества ценность, другими словами, они концентрируют вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры.
Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя все то, что не имеет непосредственного материального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: язык, идеология, знания, ценности, обычаи и т.д. Элементы, входящие в нематериальную культуру нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия.
Между духовной и материальной
культурой нет четкого
При исследовании культуры различают культурную статику и к динамику. Культурная статика -- то внутреннее строение культуры, совокупность элементов, которые ее конституируют, и связей между ними. Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает к при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).
Как уже указывалось, термин культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются при к контактах.
Однако в каждой культуре
содержатся элементы, которые могут
быть названы культурными
4.Циклические
концепции общественного
Социальные изменения -- это переход общества из иного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития.
С понятием социальной эволюции связывают:
* постепенное накопление изменений;
* естественно обусловленный характер этих изменений;
* органический характер
процессов, обусловливающий
С понятием социальной революции связывают:
* относительно быстрые изменения;
* с направляемые изменения на основе знания;
* неорганический характер процессов;
Существуют три точки зрения на процессы развития общества.
1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд стадий развития, на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур.
2. Развитие общества имеет
циклический, повторяющийся
3. Нелинейная схема
Соответствующим образом выделяются и циклы в жизни из общества. Так, например, период социальной стабильность сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д. Существует несколько форм циклических процессов.
а) Маятниковые изменения, как это явствует из их названия, аналогичные движению маятника. В качестве примера можно привести спады и периодический рост производства
б) При волновых процессах растет и падает количество каких-то фактов или событий на определенный период времени, например, числа технических нововведений. Принципиально важно, что данная модель не может быть распространена на маятниковые изменения. И действительно, к экономическом росту такую метафору применять трудно.