Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:06, автореферат
Знаковым для современных реалий является понятие «успех», реанимированное и наполненное новыми смыслами либерально-демократической идеологией и рыночной экономикой, ориентирующими на достижение высокого социального статуса и обретение материального благополучия. Появление в нашем обществе «успешных» политиков, «успешных» предпринимателей, «успешных» артистов и спортсменов продемонстрировало, что на арену социальной действительности не только вышли новые профессии, такие как предприниматель или политик, но и произошли сдвиги в понимании содержания старых.
На
правах рукописи
КАРАХАНЯН
Екатерина Владимировна
социально-философская
концепция успеха
Специальность
09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Уфа
- 2009
Работа
выполнена на кафедре онтологии
и теории познания ГОУ ВПО «Башкирский
государственный университет»
Научный руководитель: | доктор философских
наук, профессор
Фролова
Ирина Васильевна |
Официальные оппоненты: | доктор философских
наук, профессор
Беленкова Оксана Архиповна |
кандидат философских
наук, доцент
Столетов Анатолий Игоревич | |
Ведущая
организация: |
ГОУ ВПО «Башкирский государственный авиационный технический университет» |
Защита
состоится «22» января 2010 года в 14.00
часов на заседании диссертационного
совета Д 212.013.03 в ГОУ ВПО «Башкирский государственный
университет» по адресу: 450074, Уфа, ул. Заки
Валиди, 32, ауд. 345.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета.
Автореферат
размещен на официальном сайте Башкирского
государственного университета www.bashedu.ru
Автореферат
разослан « 21» декабря 2009 года
Ученый секретарь
диссертационного совета, доктор
философских
наук, профессор
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально-политические трансформации, происходящие в российском обществе на протяжении последних десятилетий, поставили на повестку дня изучение явлений и процессов, не свойственных ранее отечественной культуре или же основательно забытых. Знаковым для современных реалий является понятие «успех», реанимированное и наполненное новыми смыслами либерально-демократической идеологией и рыночной экономикой, ориентирующими на достижение высокого социального статуса и обретение материального благополучия. Появление в нашем обществе «успешных» политиков, «успешных» предпринимателей, «успешных» артистов и спортсменов продемонстрировало, что на арену социальной действительности не только вышли новые профессии, такие как предприниматель или политик, но и произошли сдвиги в понимании содержания старых.
Рыночная экономика установила новые критерии успеха и успешности. Качества, которые высоко оценивались в советскую эпоху (ответственность, принципиальность, верность режиму, идеологическая устойчивость), отошли на второй план. Актуализировались качества, значимые в экономико-правовой, а не политико-идеологической деятельности: умение предугадывать или формировать рыночный спрос, «играть» на слабостях законодательства, добиваться результата, невзирая на обстоятельства и т.п. Научная и творческая интеллигенция, занятая духовным производством, как правило, «отодвигается» теми, кто обладает материальными, финансовыми или административными ресурсами.
Реалии современной России демонстрируют престиж одних видов занятий (предприниматель, менеджер и т.п.) и несостоятельность других (ученый, врач, педагог и т.п.). Деятельность в рамках последних не приносит сиюминутных результатов, будучи нацелена на отдаленную перспективу, в отличие от «рыночных» профессий, ориентированных на «быстрый оборот» и мгновенную реакцию на изменения в обществе. Престижность профессии (подкрепленная соответствующими социально-культурными параметрами, так называемыми стратификационными критериями) – становится показателем успешности человека, хорошей стартовой площадкой для успешной деятельности.
Различные социокультурные условия диктуют разное понимание успеха, однако изменения, происходящие в российском обществе последние 20 лет, а также современные глобализационные процессы обуславливают необходимость выработки некой системы критериев, определяющей успех независимо от социальных условий.
Степень научной разработанности проблемы. Работы, обращенные к изучению успеха, можно разделить на несколько групп. Наиболее распространены исследования практико-психологических аспектов успеха, методик и технологий его достижения. К этой группе относятся работы таких зарубежных и отечественных авторов, как Л. Браун, Ф. Дэвис, Д. Карнеги, Ф. Макгро, К. Тернер, Н. Хилл, М. Холл, А.С. Белкин, Н. Владиславова, С.Ю. Ключников, Н.И. Козлов, М.К. Киянова, Е.В. Ксенчук.
Ряд
современных зарубежных исследователей
рассматривает факторы
Представители гуманистической психологии – А. Маслоу, К. Роджерс, Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенкова – видят корень успеха в самореализации личности. Также психологический подход к успеху реализован в работах Дж. Аткинсона, О.Н. Арестовой, Л.В. Бороздиной, А.В. Глухаревой, Л.М. Головиной, У. Джеймса, Т. Дембо, К. Левина, О.Н. Родиной, Г.В. Турецкой, Х. Хекхаузена, Ф. Хоппе, М. Хорнера. Эти исследователи делают акцент на изучении психологической сущности успеха (уровень притязаний, мотивация достижения/избежания успеха, детерминация поведения человека этой мотивацией).
Культурно-антропологический подход к трактовке успеха характерен для следующих авторов: Р. Бенедикт, Ф. Боас, К. Гирц, Б. Малиновский, В. Тернер, Д. Шнейдер. Эти исследователи анализируют проблему культурной детерминации достижения успеха, его социокультурные модели. Общая линия, свойственная этому подходу, состоит в том, что успех понимается как стратегия личности, выстроенная согласно культурному образцу и идеалу рассматриваемого типа общества.
Социально-философское понимание успеха как решение проблемы смысла жизни, а смысл жизни как выражение представлений об успехе содержится в размышлениях таких философов, как Т. Мор, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Л.Н. Коган, Е.В. Грунт.
Некоторые исследователи акцентируют внимание на аксиологических, ценностных аспектах анализа успеха: Г. Риккерт, Т. Парсонс, С.Ф. Анисимова, В. Божик, В.Л. Василенко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Г.Я. Головиных, А.В. Гулыга, В.Д. Диденко, О.Г. Дробницкий, Д.А. Леонтьев, Б.В. Орлов, Н.К. Эйнгорн, Я.А. Розин, У. Томас и Ф. Знанецкий, В.П. Тугаринов.
Гендерный аспект успеха разрабатывается рядом зарубежных и отечественных исследователей, в частности, Н. Ажгихиной, С. Айвазовой, Л.В. Бабаевой, Р.М. Канапьяновой, Л.Л. Рыбцевой, Г.Г. Силласте, С.В. Скутневой, В.А. Суковатой, И.О. Тюриной, А.Е.Чириковой, К. Хорни, А.Г. Штейнберг, Э.А. Янковой.
Вместе с тем, исследований, посвященных целостному социально-философскому анализу успеха, пока нет. Подавляющее большинство исследований носят практический характер и обращено к психологическим аспектам успеха, что явно сужает его понимание, оставляя нераскрытым социокультурный контекст и содержание. Кроме того, практически отсутствуют работы, посвященные рассмотрению изменения представлений об успехе в историческом процессе и причинам этих изменений, а также пониманию успешности в современном обществе. Вышеуказанное обуславливает необходимость обращения к социально-философским аспектам этого понятия и феномена.
Объектом диссертационного исследования является динамическая взаимосвязь успеха, социальности и социальных субъектов.
В качестве предмета исследования выступает социально-философское измерение успеха как понятия, феномена и идеологии на примере современной России.
Цель данного исследования состоит в разработке основ социально-философской концепции успеха, что может быть достигнуто посредством решения ряда исследовательских задач:
В качестве методологического основания работы выступают социально-конструктивистские концепции, воплощенные в теориях современных западных и отечественных исследователей: Н. Элиаса, П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдье, В.Е. Кемерова. Эти концепции являются антиредукционистскими, т.е. стремятся избежать акцента либо на индивидуальном, либо на социальном. Напротив, они утверждают их неразрывную взаимосвязь в ходе самореализации отдельного индивида в процессе взаимодействия с другими социальными субъектами. Опыт их продуктивного использования при анализе процессуальной социальности мы видим, в частности, в работах И.В. Фроловой. Сложность понятия «успех» требует аналогичной динамической пространственно-временной целостности, без учета которой невозможно адекватно сформулировать это понятие и выявить его социальную сущность.
В рамках исследования применялся ряд подходов. Системный подход позволил раскрыть целостность феномена успеха, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами, рассмотреть успех как часть социокультурной среды. Сравнительно-исторический подход был направлен на выявление изменений представлений об успехе в ходе развития социума. Психологический подход помог проанализировать связи успеха с мотивацией и эмоциональной сферой личности. Также были использованы традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии.
Научная новизна работы состоит в построении основ социально-философской концепции успеха как понятия, феномена и идеологии. Эти основы детализированы в следующих положениях: