Социология и жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание

Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Содержание

1. Введение.
2. Социология. Определение понятия, функции, место в системе наук.
3. Объект и предмет социологии. Общество, как объект изучения социологии.
4. Социальные концепции общественного развития.
5. Роль социологии в современном обществе.
6. Заключение.
7. Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 46.03 Кб (Скачать документ)

            

           

           

           

         Контрольная работа по социологии 

           

         на тему

         «Социология и жизнь общества.»

           

           

           

           

           
 

          

           

           

           

           

         

Тула 2011 г. 
План

         1. Введение.

         2. Социология. Определение  понятия, функции, место в системе наук.

         3. Объект и предмет социологии. Общество, как объект изучения социологии.

         4. Социальные концепции общественного развития.

         5. Роль социологии  в современном обществе.

         6. Заключение.

         7. Библиографический список.

 

         

Введение.

         Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

         Специфика социологии как науки в том, что она  изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с  обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

         Задачей социологической  науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений  каждого типологизированного объекта  на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

         Объектом исследования выступила наука социология. Предмет исследования – та роль, которую социология играет в жизни общества.

         Основная цель работы изучить место и роль социологии в жизни общества.

         В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены  следующие задачи:

    1. Изучить литературу по проблеме.
    2. Дать понятие социологии как науки. Определить её функции и место в системе наук.
    3. Определить объект и предмет социологии.
    4. .Выявить роль социологии в современном обществе.
    5. Подвести итоги работы.

         Теоретической основой  исследования выступили труды российских и зарубежные ученых таких как  О. Конт, П. Сорокин, В. Ядов, Г.Спенсер, К.Маркс, Г.Гегель, Б.Бауэр, М. Вебер

 

         Социология. Определение понятия, функции, место в  системе наук.

         Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

         Впервые понятие  «социология» введено в научный  оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIXв. Потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

         С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и других, связано формирование различных  предметных областей социологии. Так  возникло целое семейство социологий – труда, образования, политики, семьи  и других социальных институтов и  процессов. Появились социологические  теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой – опирались на материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются методика, техника и организация  социологических исследований. [4]

         В связи с этим распространяется представление о  трехуровневой структуре социологии: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Затем  в 80-х годах ХХ столетия укореняется  понимание социологии как науки  о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей.

         Выделяются общности разного типа и уровня: само общество как целостный социальный организм; социальные общности, основанные на социально-статусном  различии их членов (классовые); общности, обусловленные общественным разделением  труда (социально-профессиональные); возникающие  на базе культурно-исторической самобытности (народы и нации); территориально-региональные и поселенческие; общности по родственным  связям, сходству стадий жизненного цикла (семейные, половозрастные) и многочисленные общности, связанные единством целенаправленной деятельности (от организаций до малых  социальных групп). При этом исследуется  совокупность социальных общностей, их взаимодействие, организация, система  социальных институтов социальных отношений.

         Место социологии в  системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что  социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую  социологическую теорию, которая  может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые  социологией, используются всеми другими  гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась  система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять  свои функции не взаимодействуя с  другими науками. По отношению к  специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится  по отношению к специальным биологическим  отраслям знаний: зоологии, ботанике и  др. Как общая биология служит основой  для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных  общественных наук.[6]

         Среди общественных наук, которые имеют дело с миром  людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует  внимание на изучении социальных явлений  выступающими уникальными и неповторимыми  во времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному  составу, христианство – уникальная религия, 30-летняя война – отличается от других войн и содержанием и  целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени  и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных  явлений – для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций  и т.д. и т.п. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история  и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными  проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые  оказывают влияние на зигзаги  в развитии общества. Отрицание преемственности  и исторического опыта оборачивается  большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных  связей, отношений, норм и ценностей  можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

         Основная форма  деятельности общества – это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе – все  это оказывает огромное влияние  на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с  политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального  существа. А это исследует уже  социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает  гражданское общество, политология  – политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук – социологии и политологии  породило новую отрасль науки  – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы.

         Социология тесно  связана с философией. В основе связи – изначальная целостность  социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат  в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т.п. Философия  изучает такие понятия как  материя и сознание, социология –  социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т.п. Если же философия изучает  сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущности, то социология – социальные взаимодействия и взаимосвязи. Конечно же, социология осуществляет задачу, непосильную общей философии  – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.[2]

         Значение социологической  науки определяется в первую очередь  теми функциями, которые она выполняет  в обществе.

         В наиболее общем  виде эти функции можно подразделить на 3 основные:

         теоретико-познавательную,

         практически-политическую,

         идейно-воспитательную.

         Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки - социальной действительности. Только правильное и глубокое системное отражение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.

         Практическо-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология - одна из теоретических основ политики и практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ соц. политики и в практике управления общественными процессами - одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

         Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании. [1]

         Сверхидеологизация  неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и правдивости  изучения действительности, без чего нет и не может быть подлинной  науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание  идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин разнообразия основных направлений  в социологии, их сущности, истоков  столкновения и противоборства этих направлений.  

         Также социология, как  самостоятельная от знаний, реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.

Информация о работе Социология и жизнь общества