Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.
1. Введение.
2. Социология. Определение понятия, функции, место в системе наук.
3. Объект и предмет социологии. Общество, как объект изучения социологии.
4. Социальные концепции общественного развития.
5. Роль социологии в современном обществе.
6. Заключение.
7. Библиографический список.
Контрольная работа
по социологии
на тему
«Социология и жизнь общества.»
1. Введение.
2. Социология. Определение понятия, функции, место в системе наук.
3. Объект и предмет социологии. Общество, как объект изучения социологии.
4. Социальные концепции общественного развития.
5. Роль социологии в современном обществе.
6. Заключение.
7. Библиографический список.
Введение.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.
Задачей социологической
науки является типологизация социальных
систем, исследование связей и отношений
каждого типологизированного
Объектом исследования выступила наука социология. Предмет исследования – та роль, которую социология играет в жизни общества.
Основная цель работы изучить место и роль социологии в жизни общества.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
Теоретической основой исследования выступили труды российских и зарубежные ученых таких как О. Конт, П. Сорокин, В. Ядов, Г.Спенсер, К.Маркс, Г.Гегель, Б.Бауэр, М. Вебер
Социология. Определение понятия, функции, место в системе наук.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Впервые понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIXв. Потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.
С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и других, связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий – труда, образования, политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологические теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой – опирались на материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются методика, техника и организация социологических исследований. [4]
В связи с этим
распространяется представление о
трехуровневой структуре
Выделяются общности
разного типа и уровня: само общество
как целостный социальный организм;
социальные общности, основанные на социально-статусном
различии их членов (классовые); общности,
обусловленные общественным разделением
труда (социально-профессиональные); возникающие
на базе культурно-исторической самобытности
(народы и нации); территориально-региональные
и поселенческие; общности по родственным
связям, сходству стадий жизненного цикла
(семейные, половозрастные) и многочисленные
общности, связанные единством
Место социологии в
системе общественных и гуманитарных
наук определяется прежде всего, тем, что
социология есть наука об обществе,
а, следовательно включает общую
социологическую теорию, которая
может служить теорией и
Среди общественных
наук, которые имеют дело с миром
людей, социология выполняет генерирующую
функцию. Если история концентрирует
внимание на изучении социальных явлений
выступающими уникальными и неповторимыми
во времени и пространстве (например,
США уникальная страна по национальному
составу, христианство – уникальная
религия, 30-летняя война – отличается
от других войн и содержанием и
целями и т.п. и т.д.), то социология
изучает свойства всего общества,
которые повторяются во времени
и пространстве, то есть становятся
общими для всех социокультурных
явлений – для всех войн, всех
наций, всех религий, всех революций
и т.д. и т.п. Несмотря на это различие,
связь социологии с историей наиболее
тесна и взаимонеобходима. И история
и социология имеют объектом изучения
общество. История, как и социология,
сталкивается с двумя основными
проблемами, во-первых, с наличием определенных
социальных закономерностей, и, во-вторых,
с существованием индивидуальных, неповторимых
явлений и процессов, которые
оказывают влияние на зигзаги
в развитии общества. Отрицание преемственности
и исторического опыта
Основная форма
деятельности общества – это материальное
производство и экономическая деятельность.
Изменения в средствах
Социология тесно
связана с философией. В основе
связи – изначальная
Значение
В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на 3 основные:
теоретико-
практически-
идейно-
Реализация теоретико-
Практическо-
Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании. [1]
Сверхидеологизация
неизбежно приводит к грубым нарушениям
принципов объективности и
Также социология, как самостоятельная от знаний, реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.