Социология и жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание

Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Содержание

1. Введение.
2. Социология. Определение понятия, функции, место в системе наук.
3. Объект и предмет социологии. Общество, как объект изучения социологии.
4. Социальные концепции общественного развития.
5. Роль социологии в современном обществе.
6. Заключение.
7. Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 46.03 Кб (Скачать документ)

         Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные, и собственно социальные.

         Гносеологические  функции социологии проявляются  в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

         Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Теоретико-познавательная функции подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и - конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

         Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, и преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.[3]

         Прогностическая функция  социологии - это разработка научно обоснованных социальных прогнозов. Прогноз опирается на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

         Информационная функция  социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

         Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует  в социально-политической жизни  общества и своими исследованиями содействует  прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной  деятельности человека, т.е. выработке  его ориентации в обществе, его  отношения к себе и к другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения  людей. История свидетельствует, что  в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.[2]

         Суть преобразовательной функции социологии в том, что  выводы, рекомендации, предложения  социолога, его оценка состояния  социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.  

         Объект и предмет  социологии. Общество, как объект изучения социологии.

         Объектом социологического познания является, как мы уже говорили, общество. Но "общество" – это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки.  Сущностная  сторона в обосновании научного статуса социологии (как и любой другой науки) лежит в различии ее объекта познания. Объект познания – это все то,  на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности.  Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако  здесь мнения различных авторов расходятся.  В.А. Ядов  считает,  что ключевым  понятием социологии является "социальная общность", в которую он включает формы семейной организации, поселений, социально - классовые и социально -профессиональные, этнонациональные и территориальные, государственные общности и наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация. К понятию социальной общности он также относит и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, т.е. представляют разнородную массу, объединенную общим интересом (например, массовое движение, аудитория зрелища, толпа). Объект познания -  все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные. Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

         1. Свою особую сторону или среду объективной реальности

         2. Специфические  только для данной науки законы  и закономерности этой реальности

         3. Особые формы  проявления и механизмы действия  этих законов и закономерностей

         Предмет любой науки  – это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.

         По Конту, социология – это единственная наука изучающая  как разум, так и ум человека, совершается  это под воздействием социальной жизни. Специфика социология как  науки в том, что она изучает  каждое проявление человеческой жизнедеятельности  в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи  с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы. Сорокин П. - “Социология  изучает явления взаимодействия людей друг с другом. С одной  стороны, и явления , возникающие  из этого процесса взаимодействия , с другой”.[5]

         Общество – это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений. Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда  организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

         Задачей социологической  науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

         Социология - наука  о законах становления, функционирования, развития общества в целом , социальных  отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (В. Ядов).[3] 

Социальные  концепции общественного развития.

         Изменение в обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще. В этом смысле О.Конт подчеркнул, что человеческий разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех стадий развития общества. Основой первой стадии развития является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума, на которой природа и общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется теологической. На второй метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской революции. Наконец, на третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум сосредотачивается на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов. Изменения человеческого знания являются основой изменения также и социальной организации общества. Таким образом, контовский закон трех ступеней развития мысли выступает в качестве теории общего социального развития.

         Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель  органического направления, стремился развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование. Г.Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки – индивиды. Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью. На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации. Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского общества. В рамках последнего индивиды служат обществу и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое распространяется на всех. Дальнейшее развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда и других видов деятельности, в которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом столь жестоко.  Это уже новый тип индустриального общества. Оно защищает индивидуальность граждан и стремится примирить различные интересы индивидов, чтобы все могли свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в строго централизованной власти, и общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального типа наибольшее число индивидов приспособлено к промышленному труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов. Свое понимание сущности человека и общества К.Маркс назвал историческим материализмом, чтобы подчеркнуть две основные его характеристики: историчность и материалистичность.[6]

Информация о работе Социология и жизнь общества