Социология элиты Вильфредо Парето

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 21:03, реферат

Описание

В данном реферате я хочу рассмотреть такие понятия, как правящий класс, властвующее меньшинство или элита в работах Парето, причины их появления, а также классификацию и типологию элит, данные этим автором. Данная работа содержит основные принципы возникновения, существования и деятельности элит; анализ способов управления обществом, механизмов властвования в конкретных политических условиях; и анализ предложенной автором классификации элит.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Из истории теории элит .………………………………….………………….5

Глава 2. Теория элит Вильфредо Парето .……………………………………………8

Заключение .………………………………………….………………………………..15

Список литературы ……………………………………………………………….…..18

Работа состоит из  1 файл

Реферат (Социология элиты В. Парето).doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

      Соответственно  циклам взаимозависимости, обществам знакома циркуляция элит — основной аспект того, что Парето называет общим строением общества.

      Согласно  теории Парето, политические революции  происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев.

      Типы  элиты.

      Итак, в историческом развитии постоянно  наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов».

      Первый  тип элиты, в котором преобладает  «инстинкт комбинаций», управляет  путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, других социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам.

      Рассмотрим  эти типы подробнее. Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй - львами. В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" и "рантье": в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй - второго. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной изменений и экономического и социального прогресса». Рантье, наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

      По мнению Парето, западноевропейские общества являлись плутократическими элитами, принадлежащими к «семейству лис»; они находились под чрезмерным влиянием инстинкта комбинации и постепенно утрачивали способность прибегать, к силе, необходимой для управления обществами. Он отмечал ростки новых элит, которые чаще пользовались силой и реже хитростью и обновляли формулы легитимности. Парето, несомненно, узнал бы в фашистских и коммунистических элитах жестокие элиты из «семейства львов», захватившие власть в тех обществах, которые приходят в упадок.

Заключение.

      Анализируя  теорию элит Парето можно придти к  выводу, что в этой области гораздо  более плодотворнее не абсолютизировать различия между терминами элита - масса, и использовать понятие "политическая элита" не как альтернативу классовых различий.

      При использовании понятия "Политическая элита" можно столкнуться с  двумя случаями:

      1) уровнем исследования, в котором  еще не раскрыта классовая  структура общества, но уже зафиксировано деление на "высших" и "низших", правителей и исполнителей (ограничение этими представлениями, свойственными обыденному сознанию, может увести от понимания причин классовой дифференциации);

      2) с использованием этого термина  в отношении части класса, его  верхушки, занимающей господствующие позиции в политическом управлении. В последнем случае необходимо уточнить это понятие, поскольку элитаристы, ссылаясь на этимологию термина, относят к политической элите "лучших", "избранных", приписывают ей все достижения цивилизации, принижают роль народных масс в историческом процессе.

      Политическая  элита – это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов: а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности; в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; г) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий; д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Все эти и некоторые другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную – контрэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит примерно один человек из 20 тысяч населения), среднюю, выступающую барометром общественного мнения и включающую около 5% населения, а также административную - служащие-управленцы (бюрократия).

      Классифицируя политическую элиту, необходимо отметить, что есть два основных подхода к этому понятию. Первый - настоящая, истинная элита воплощает сущность нации (этноса), глубину его группового или национального мифа, мифологического сознания. Иначе говоря, она занята тем, что постоянно объясняет (не только и не столько вербально, сколько созданием соответствующих моделей поведения) своему социуму "в чем смысл его жизни", "Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Кто наши друзья и враги?", "Где наша Родина, каковы ее границы?". В этом случае элита связана с традициями, временем и пространством. Она здесь - это воплощение личной ответственности. Действительная элита характеризуется своей внутренней, имманентной традицией, этикой, она - живая душа своего общества. В то же время только такая элита символизирует высшую свободу данного народа.

      Во  втором случае, элита - это определенным образом структурированная группа, которая в силу своего положения в обществе обладает потенциалом решающего влияния на большинство других социальных групп. Здесь элиту можно соотнести  с  таким  понятием как "истеблишмент", "номенклатура", "правящий класс". В социально-политическом плане она экстравертна, т.е. ее самосознание формируется отчужденной от нее внешней средой. Такую элиту чаще всего называют ("псевдоэлитой"). Она обладает внешними, формальными признаками реальной элиты. И никогда не несет ответственности за все общество. В суровые годы испытаний такая элита чаще всего покидает свой народ, а порой и предает его, превращаясь в антиэлиту. История знает немало примеров, в том числе и в России.

      Критерием эффективности деятельности политической элиты является не количество затраченного времени и труда, на что чаще всего ссылаются политические лидеры и государственные чиновники, а достигнутый уровень прогресса, благосостояния своего народа, обеспечения политической стабильности и национальной безопасности.

      Весьма  своеобразным и пока еще мало изученным  является сам механизм формирования и функционирования политической элиты. В обществе может быть много умных, талантливых, волевых людей, но это еще не означает автоматического появления элиты.

      Причем, необходимо отметить, что существует система как положительного, так и отрицательного отбора политической элиты. При положительном отборе в политическую элиту попадают самые достойные представители общества - талантливые организаторы, интеллектуалы. В этом случае социально-этнические общности успешно развиваются. Особенно необходима система положительного отбора элиты в условиях, когда общество находится в экстремальном состоянии.

      И, наоборот, когда этнос переживает снижение энергии общества, которая позволяет народу совершать глобальные поступки, начинает функционировать система отрицательного отбора элитных групп. При этом элита стремительно деградирует. На место выбывающих звеньев элиты приходят претенденты с пониженными, а порой и с антисоциальными качествами (например, римский император Калигула). Если элита дряхлеет, впадает в маразм, то рано или поздно деградирует культура, личность, а это, в свою очередь, приводит к вырождению целых народов, классов, гибели государства, разрушению цивилизаций.

      Разумеется, данный закон вовсе не отменяет и  не отвергает другие общесоциологические  и социально-политические законы развития цивилизации. Он лишь в определенной степени проясняет и конкретизирует механизм реализации этих законов через деятельность важной социальной группы - политической элиты.

      Политический  опыт показывает нам несколько приемов борьбы против деградации политической элиты. Это - предельные сроки пребывания у власти избираемых и назначаемых лиц, их периодическая отчетность, обязательное обновление кадрового состава органов управления, соблюдение принципа альтернативности при замене, конкурсный отбор и др.

      В современных условиях делается серьезная  попытка кардинально изменить формирование политической элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнений. Пока этот процесс только начался и идет весьма противоречиво. Любой государственный строй плох, если не создает условия для выдвижения к управлению страной лучших людей, любые выборы, любая демократия не имеют смысла, если в ходе их разрушаются государство и нация. Для России пока не созреют условия для демократических выборов, более предпочтительна демократическая диктатура. По моему мнению, в обществе, где не сформирован средний класс, а есть только два слоя: несколько процентов сверх богатых людей, а остальные находятся за чертой, или у черты бедности, отсутствуют материальные предпосылки для формирования и сохранения высокой политической культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. «Антология мировой политической мысли» в 5 томах, т. 2., М., 1997
  2. Арон Р., Этапы развития социологической мысли, М., 1992
  3. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., Самыгин С. И., Социология: курс лекций. Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999
  4. Гофман А., «Лекции по истории социологии», М., 1997.
  5. «История теоретической социологии»  под редакцией Девятко И. Ф. в 3 томах, т. 2, 3, М., 1998.
  6. Радаев В. В., Шкаратан О. И., Социальная стратификация, М., 1996.
  7. Политология. Энциклопедический словарь, М., 1993.
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И., Введение в политологию, М. 1995.

Информация о работе Социология элиты Вильфредо Парето