Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:58, контрольная работа

Описание

В рамках данной работы, считаю необходимым проанализировать различные подходы к пониманию социологии, что определяет цель моего исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
- социологии как науки, её объекта и предмета;
- структуры и функций социологического знания;
- взаимосвязи социологии с другими науками.

Содержание

Введение………………………………………………………..…….….………..3
1. Социология как наука, её объект и предмет……………………………4
2. Структура и функции социологического знания…….….….…..…….....9
3. Взаимосвязь социологии с другими науками……………….………….12
Заключение……………………………………………………….…………….16
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

социология, как наука об обществе.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра общегуманитарных дисциплин 
 
 

Контрольная работа по социологии на тему

«Социология как наука об обществе» 
 
 

 

                                  Выполнил: 
 

                                  Проверил: 
 
 
 
 
 

г. Новосибирск - 2011 

Содержание

Введение………………………………………………………..…….….………..3

  1. Социология как наука,  её объект и предмет……………………………4
  2. Структура  и функции социологического знания…….….….…..…….....9
  3. Взаимосвязь социологии с другими науками……………….………….12

Заключение……………………………………………………….…………….16

Список  использованной литературы………………………………………..17

 

    Введение

    Для того чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии, ее структуры, к определению ее предмета.

    В рамках данной работы, считаю необходимым проанализировать различные подходы к пониманию  социологии, что определяет цель моего исследования.

     Задачи  направлены на рассмотрение:

  • социологии как науки,  её объекта и предмета;
  • структуры  и функций социологического знания;
  • взаимосвязи социологии с другими науками.

 

    

  1. Социология  как наука,  её объект и предмет

     Термин  «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология»- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

     На  всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Но в научный  оборот понятие «социология» было введено  французским философом Огюстом  Контом в 30-х годах прошлого столетия. О. Конт, первоначально назвал социологию - социальной физикой, предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов [4, c. 65].

     В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

     Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.

     Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.

     Другой  подход в понимании структуры  социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировоззрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет. Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания [4, c.68].

     Социология  не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется, прежде всего, в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.

     В этом отношении специфика социологии может быть определена следующим образом: это наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях и механизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

     Такое понимание предмета отражает особенности  в подходах при рассмотрении этого вопроса на протяжении всей истории социологии.

     Основатель  социологии О. Конт обращал внимание на две особенности данной науки:

     1)      применение научных методов к изучению общества;

     2)  практическое использование социологии в функционировании общества.

     При анализе общества социология использует различные подходы и других наук:

    • демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей;
    • психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок;
    • общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества;
    • культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.

     Структура современного социологического знания обусловливает значительное количество социологических концепций и теорий, специализирующихся на исследовании отдельных предметных областей: семьи, религии, культуры, взаимодействий людей [3, c.79].

     Из  вышеизложенного, очевидна неопределенность предмета социологии, которая связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло «социальный заказ», т.е. спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет сегодня, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.

     Объектом  социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения  предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.

     Объект  познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективно реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование, и развитие общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, т.е. предмет [1, c. 21].

     Обычно, согласно сложившейся традиции, при  определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

     И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система.

     Задачей социологии является типологизация  этих систем, исследование связей и  отношений каждого социального  объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей.

     Итак, понятия социального, социальных явлений  и процессов, социальных связей и  отношений, способа их организации  являются исходными для понимания  предмета социологии, а социальных закономерностей - для понимания его сущности. Социальная закономерность - объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

     Центральной категорией социологии является - социальное явление, т.е. совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.

     Социальное  явление или процесс возникают  тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер, является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения [10, c. 36].

  1. Структура  и функции социологического знания

     Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

     Основанием  для выделения фундаментальной  и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые  ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей [5, c.101]

     Выделяют  два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая  социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного  аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Информация о работе Социология как наука об обществе