Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа
Социология возникла в середине XIX в. в связи с потребностями общественного развития и внутренней логики эволюции науки об обществе, поставившими на повестку дня необходимость нового типа социальных знаний. Это был период смены нормативного порядка феодально-абсолютистского строя, с его жесткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности общества, новым общественным строем, формально сулившим политические права и свободы, а также экономическую и духовную независимость любому гражданину
1. Предмет социологии.
2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии.
3. Социология и другие общественные науки.
I.СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Предмет социологии.
2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии.
3. Социология и другие общественные науки.
1. Социология возникла в середине XIX в. в связи с потребностями общественного развития и внутренней логики эволюции науки об обществе, поставившими на повестку дня необходимость нового типа социальных знаний. Это был период смены нормативного порядка феодально-абсолютистского строя, с его жесткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности общества, новым общественным строем, формально сулившим политические права и свободы, а также экономическую и духовную независимость любому гражданину. Именно в условиях становления гражданского саморегулирующегося общества и свободной конкуренции возникает потребность в знании основ социальной жизни, умении анализировать социальные процессы и явления, выявлять социальные механизмы воздействия на них. Особенно важны были доказательные знания, приближенные к реальной социальной практике, для предпринимателей и политиков, управлявших делами общества. Следовательно, социология и призвана была помочь обществу глубже и конкретнее познать себя, найти баланс интересов в противоречивом процессе социального взаимодействия людей и самоорганизоваться на основе приоритета прав личности.
Понятие "социология" было
введено в научный оборот в
середине XIX в. французским философом О.Контом
- основателем этой науки. Буквальный смысл
слова "социология" означает "наука
об обществе, социальной жизни". С тех
пор было сформулировано более сотни определений
предмета социологии. Например, русский
социолог М.М. Ковалевский считал содержанием
этого предмета "жизнь людей в среде
им подобных". У российско-американского
социолога П.А. Сорокина предметом изучения
социологии является "общество или
общественные явления". По его
мнению,
При сравнительном анализе многих определений можно выделить отсутствие четкого разграничения объекта и предмета социологического исследования. Если объект исследования - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования, то предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта. Предмет социологии - познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.
Под объектом социологического познания выступает вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных - это социальная система общества в целом. Задачей социологической науки являются типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах для целенаправленного управления ими. Таким образом, понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации служат исходными для раскрытия особенностей объекта социологического познания, а социальных закономерностей - для определения предмета социологии.
В настоящее время большинство ученых понимают под социологией науку о законах становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Это учение о механизмах действия и формах проявления данных законов в деятельности личностей, социальных групп, классов и других общностей.
Особенности и специфика социологического
знания определяются тем, что оно
рассматривает общество как единый,
целостный социальный организм, как
органическое единство различных сторон
его жизнедеятельности, функционирующих
и развивающихся через
Другой особенностью социологии является
то, что она рассматривает
Как любая фундаментальная наука социология имеет свой понятийный аппарат. Ключевыми для нее выступают понятия: "общественное", "общественные отношения", которые дают целостную характеристику общества, когда речь идет о взаимодействии его сторон или сфер - экономической, политической. Ключевыми являются также понятия: "социальное", "социальные отношения", которые касаются конкретной - социальной сферы жизни общества. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой социальный аспект.
Понятие "система социальная" означает определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Понятие "структура социальная" означает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.
При рассмотрении других тем курса будет раскрыто содержание многих понятий, используемых в социологии.
2. Деление социологии на теоретическую и прикладную является наиболее распространенным, отражающим два тесно связанных аспекта этой науки. Аналогичная структура представлена и в системе социологии П.А. Сорокина: "Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Практическая социология исследует их с точки зрения должного".
Теоретическая социология решае
Классификация социологических знаний может быть осуществлена и по уровням этих знаний. В их определении большая заслуга принадлежит американскому социологу Р. Мертону. Приведем его классификацию:
- Низший уровень - эмпирические социологические (или же конкретно-социологические) исследования, главная научная цель которых - получение конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация. На основе полученных данных может строиться научное понимание, анализ изучаемого социального явления.
- Средний уровень - это специальные социологические теории, изучающие какую-либо социальную подсистему (политику, культуру, образование, семью) с точки зрения выявления ее внутренних и внешних связей и зависимостей на основе фактов конкретных социологических исследований и теоретических разработок более высокого уровня.
- Высший уровень социологического знания - общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему. Эти теории дают общий подход к изучению социальных явлений, задают направленность научного поиска, интерпретируют эмпирические факторы и специальные социологические теории. Именно в рамках общесоциологических доктрин описывается теоретическая модель общественной жизни как целостности.
Теоретическое знание по своему содержанию является процессом исследования социальных законов. Социальные законы - это существенные, необходимые, многократно повторяющиеся связи социальных явлений и процессов, касающиеся, прежде всего, социальной деятельности людей или их действий. Эти законы определяют отношения между индивидами, социальными группами, классами и другими общностями.
В соответствии с социальными законами люди создают условия и обстоятельства своей жизнедеятельности и, в свою очередь, применяют их под воздействием этих новых ими же созданных условий и обстоятельств. Действие одного и того же социального закона проявляется с различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, поэтому рассматривать его следует не как постоянную величину, а как тенденцию. Исследовать социальные законы - значит установить существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы.
Законы различаются по времени их действия на общие законы, которые действуют во всех общественных системах, и специфические законы, действие которых ограничено одной или несколькими общественными системами.
Социальные законы различаются по степени общности. Существуют законы, характеризующие развитие социальной сферы в целом. Есть законы, определявшие развитие отдельных элементов социальной сферы. С подобной классификацией согласны не все ученые. Так, немецкий социолог Г. Зиммель считает, что «для целого законов нет» из-за своеобразия социального развития, не поддающегося точному учету вследствие своей сложности. Менее категоричен русский ученый С.Л. Франк, видящий в общем социальном законе «сложное производное более простых закономерностей» и выступающий лишь «против абсолютной необходимости единого закона развития для всех обществ. Не все общества проходят абсолютно одинаковый порядок развития и даже там, где есть тенденция к этому, она часто нарушается влиянием одного общества на другое».
Рассматриваемый вопрос затрагивает проблемы стихийного и сознательного в общественном движении. Стихийность (спонтанность) и сознательность (концептуальность) - это два взаимосвязанных аспекта развития социального. Первый учитывает необходимость естественной природы становления общественного процесса, его саморегуляцию, самоопределение, предполагает естественное многообразие форм его бытия. Второй, напротив, предполагает необходимость постоянного научного моделирования процесса, его сознательное регулирование с точки зрения общественного идеала, наконец, прогнозирование, целеполагание.
В научной социологии естестве
Целостность общественной жизни и знание о ней - это исторический процесс, в котором развитым общественным отношениям соответствуют и более развитые взгляды, концепции, теории и наоборот. Поэтому в ходе развития идей в разные исторические периоды объективно эта целостность не могла выступать иначе как через возникновение и развитие ряда односторонних, часто абсолютизированных в своей односторонности учениях.
Социология выполняет ряд функций, благодаря которым она имеет тесную связь с жизнью. Важнейшая из них - познавательная, связанная с изучением закономерностей социального развития. Эта функция социологии позволяет получить новую информацию о процессах, происходящих в обществе и новые знания, которые обогащают теорию и методологию. Важное значение принадлежит специальным социологическим теориям, раскрывающим закономерности и перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы совершенствования социальных процессов.
С познавательной функцией тесно связана практическая функция социологии. Она позволяет разрабатывать прогнозы относительно будущего развития общества в целом или его отдельных сфер и давать практические рекомендации для решения социальных проблем. Практические рекомендации, выдвигаемые социологами, относятся к двум группам социальных факторов: объективным и субъективным. Первые включают в себя условия жизнедеятельности (труд, быт, семью), вторые - мотивы, цели, намерения, установки, интересы, ценностные ориентации. Исследуя их взаимосвязь, можно установить степень отклонения и разработать средства совершенствования межличностных, межгрупповых и других отношений. Практические рекомендации социологов широко внедряются в практику социальных отношений, особенно в индустриально развитых странах: США, Германии, Японии. Прогностическая функция тесно связана с познавательной и практической функциями социологии и помогает выработке теоретических прогнозов и практических рекомендаций и предложений по выработке перспективных моделей общественного развития.
Идеологическая функция занимает важное место в развитии социологии. Научное знание, приобретаемое путем социологических исследований, помогает глубже раскрыть закономерности развития общества, служит делу просвещения и гражданского воспитания людей, позволяет им сознательно выполнять свои трудовые и общественные функции. Хотя социолог в своих рекомендациях и выводах опирается на научное знание, но они так или иначе затрагивают интересы различных социальных групп, приобретая тем самым идеологическую окраску. Поэтому социология оказывает существенное влияние и на идеологическую жизнь общества, формирование различных теорий общественного развития.