Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа
Социология возникла в середине XIX в. в связи с потребностями общественного развития и внутренней логики эволюции науки об обществе, поставившими на повестку дня необходимость нового типа социальных знаний. Это был период смены нормативного порядка феодально-абсолютистского строя, с его жесткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности общества, новым общественным строем, формально сулившим политические права и свободы, а также экономическую и духовную независимость любому гражданину
1. Предмет социологии.
2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии.
3. Социология и другие общественные науки.
3. Границы между социологией и другими общественными науками весьма условны, так как мир, общество - это целостная, взаимосвязанная система жизнедеятельности людей. Однако у любой науки существуют свои возможности познания, свой объект, предмет, которые и определяют ее место в системе наук. Но есть наука, которая претендует на роль методологической основы познания в отношении всех без исключения наук, в силу универсальности и в высшей степени абстрактности ее законов, объясняющих развитие природы, общества и человека. Такой наукой является философия.
Философским исследованием социальной жизни занимается социальная философия, которая рассматривает общество в основном как социальную статику (устойчивые условия). В отличие от нее, социология изучает процессы социальной динамики (непрерывные изменения условий). Основополагающие идеи социологии были заложены английским философом и социологом Г. Спенсером ("Основания социологии"), где он рассмотрел роль и взаимосвязь составных частей общества, социальных институтов, раскрыл движение общества как движение от простого к сложному, как общественную закономерность.
Как социальная философия, так и социология рассматривают вопросы об обществе в целом, его субстанциональные основы, общие законы функционирования и развития. Но социология, стремясь к изучению динамических социальных процессов, главное внимание уделяет теоретическому осмыслению эмпирического материала в различных аспектах социальных отношений, механизмам и закономерностям развития социальных общностей: социальных групп, классов, наций. В этом состоит ее отличие от социальной философии.
Следует отметить, что социология сама играет методологическую роль в отношении частных общественных наук (политологии, экономической теории, государства и права), поскольку изучает общество в целом, в то время как частные науки - лишь одну из областей знаний об обществе.
Что касается соотношения политологии и социологии, то политология изучает политические отношения и политический процесс как феномен и результат взаимодействия различных социальных сил. Правда взаимодействием различных социальных сил занимается социология, но специфика политологии заключается в том, что она изучает отношения социальных субъектов по поводу политической власти. Значит, ее можно назвать политической социологией, то есть. одним из специфических разделов социологической науки. Следовательно, предмет изучения политологии более узок, нежели предмет социологии.
Американский социолог Т. Парсонс отмечал, что социология, в отличие от других социальных наук, "изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции" социальных систем, общества в целом. Благодаря этому общество, а точнее, акцент на интеграции, присутствует в социологическом анализе, как своеобразный определитель смысла происходящего в отдельных социальных процессах. Социолога будет интересовать, например, в экономике не нормы прибыли, а то, какую роль экономика играет в функционировании общества в целом, или какова роль денег в регулировании социальных взаимодействий. Изучая усвоение личностью социальных ценностей, норм, психолог должен сосредоточить свое внимание преимущественно на роли воображения, памяти. Социолог же концентрируется на изучении того, насколько усваиваемые нормы связаны с социальным статусом, социальными ролями, выполняемыми личностью в обществе.
Социология призвана анализировать
все социальные процессы и явления
с точки зрения интересов людей,
их потребностей, ожиданий, предпочтений.
Поэтому для социолога
Итак, какие бы проблемы в различных областях социолог ни рассматривал, он на все смотрит сквозь призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий, борьбы идей и судеб. Социология всегда стремится, прежде всего, обнаружить смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.
В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной. Речь идет об истории. И история, и социология имеют предметом своих исследований общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Социальные явления многообразны как по совокупности вызвавших их причин, так и по своему взаимовлиянию. И поскольку они не имеют одной причины, то поэтому не могут быть и однозначно объяснены. Различие между ними состоит в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum , а социология – in factum.
Как история, так и
Итак, при учете действия и социальных и исторических закономерностей приходится считаться не только со сложившейся совокупностью социально-экономических и политических условий жизни, которые в зависимости от их характера могут порождать тенденции как социального прогресса, так и регресса, но и со всем богатством реального содержания действий социальных сил данного общества.
Остается осветить один очень важный аспект рассматриваемого вопроса - о соотношении социологии и идеологии. Идеология выполняет в обществе функцию идейного обеспечения стабильности или самосохранения от распада социального субъекта - носителя господствующей в обществе идеологии в лице класса, этноса, поколения. И в этом заключено не только ее основное отличие от науки, но и, безусловно, потенциальная опасность для социальной практики, поскольку идеология должна обосновывать экспансивную линию поведения властвующего субъекта в отношении других субъектов общества. В истории этот процесс осуществлялся всегда не только под влиянием сознательной деятельности идеологов, но в большой степени и в результате действия, как отмечал немецкий философ и социолог К.Мангейм, - "коллективного бессознательного".
Возникающая при этом утопия - а никак не наука - ведет, в конечном счете, к утрате реального представления субъекта о своем интересе. Ломая в идеологии механизм, препятствующий саморазрушению субъектов, утопия способствует распаду социальной структуры, утрате общественной иерархии, определенности социальных функций. В создании социальных субъектов - носителей утопии - размывается представление о том, что необходимо для их самосохранения.
Русский философ Н.А. Бердяев назвал XX век временем сбывшихся утопий. Не случайно так серьезно ослаб сегодня инстинкт самосохранения - социальный, а следом и биологический. Но нигде проблема ослабления стремления к выживанию не стоит так остро, как в нашей стране.
Утопия ненаучна, поскольку в ней делается попытка отрицать, устранять, "забывать" частный интерес субъекта. Идеология, в свою очередь, ненаучна. Но важно иметь в виду, что и без утопии, и без идеологии социальная теория деградирует. Как образно отметил А. Франс: если бы люди не предавались утопиям, то они бы до сих пор лазали по деревьям. Дело в том, что в рамках утопии вырабатывается представление о всеобщем идеале, в идеологиях формируются идеи о важнейших социальных ценностях. Так, нигде богаче и полнее, нежели в буржуазной идеологии, не развивается, не овладевает группой еще на подсознательном уровне идея свободы, а идея равенства - в пролетарской идеологии. Эти представления, идеи ложатся в основу социологической науки. И уже в целостной научной системе "эгоистический акцент", характерный для ценности, рассматриваемой в рамках отдельной идеологии, может быть преодолен. Но для того, чтобы в социологии возникли разнообразные идеи и представления, представители различных идеологий должны освободиться от отдельных, частных, эгоистических ценностей.
Социология призвана не
Литература: