Социология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:03, реферат

Описание

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 28.41 Кб (Скачать документ)

Социология  культуры.

Содержание

    1. Введение
    2. Содержание и сущность культуры
    3. Социология культуры: история культуры и предмет
    4. Структура и принципы культуры
    5. Функции и формы культуры
    6. Заключение
    7. Литература

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком  смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его  мнению, культура представляет собой  совокупность того, что создано деятельностью  общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал  противоположность естественному  состоянию, то есть природе. В его  содержании происходил постепенный  переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более  широком смысле.

Значительное  внимание проблеме культуры уделял идеолог  немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства  каждого народа, сплачивает людей, используя  для этого законы и воспитание, традиции и символы.

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл  только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком  можно отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения  к поколению знаний и опыта, в  завоевании свободы от природных  сил, в моральном совершенствовании  человека, в преодолении в нем "грубости и животности".

В настоящее  время существует около 300 вариантов  определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены  способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности  характеризуются уровнем достигнутых  знаний, качеством и разнообразием  созданных орудий труда и средств  жизни, умением практически их применять  и использовать в созидательных  целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования  социальной жизни в интересах  общества.

1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ  КУЛЬТУРЫ

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона  любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как  материальные, так и духовные. В  реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное  выражение. Этого нельзя сказать  о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи  отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей  и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории  не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или  духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной  и т. п.).

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя  собой известные ценности, в то же время характеризует различные  явления общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов  культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух  культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически  не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В культуре фиксируются:

  • общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;
  • качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;
  • особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕДМЕТ

Понимание культуры как социального феномена дает право  и возможность вычленять в  обширном мире социологической науки  особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая  отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е  г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную  ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных  социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции  с определенными общественными  условиями, раскрыть их собственную  динамику. Социология культуры стремится  к социологическому раскрытию историко-культурного  материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия  идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована  не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и  исторических трансформаций различных  культурных форм.

Что можно считать  предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу  и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью  которых обеспечивается взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях.

Культура как "вторая природа" порождается  материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных  социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного  развития общества. Она выявляет воздействие  научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние  средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения  национальных, духовных, семейных, бытовых  отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности  учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют:

  • существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;
  • устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;
  • конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;
  • оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;
  • социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;
  • технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;
  • специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и  сочетают в себе образы, знания, отношения  и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению  к определенным предметам и социокультурным  образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие  в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют  важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в  процессе социального взаимодействия.

3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ  КУЛЬТУРЫ

В вопросе о  понимании структуры, основных элементах  культуры среди исследователей нет  единства.

Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:

1) Понятия и  ощущения, которые содержатся главным  образом в языке и помогают  людям организовать и упорядочить  свой опыт для ориентировки  в окружающем мире. Язык является  основным средством передачи  культуры, обладает высокой приспособляемостью  к потребностям человека.

2) Отношения.  Культура не только отвечает  на вопрос "что есть", т.е.  описывает с помощью понятий  то, из чего состоит мир, но  и указывает на связь друг  с другом в пространстве и  времени различных явлений, может  ответить на вопрос "что может  быть" в результате взаимодействия  составных частей социального  организма.

3) Ценности - разделяемые  большинством убеждения относительно  целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными  в разное историческое время  и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют  главное в культуре.

4) Нормы - правила,  определяющие, как должен вести  себя человек, чтобы "вписаться"  в ценности культуры своего  общества. Нормы, стандарты, правила  поведения обосновываются ценностями.

Ряд современных  отечественных исследователей видят  в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев  в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой  формирования мировоззренческой позиции  человека. Благотворна ее роль также  в создании особого духовного  климата в обществе. Наука - это  систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они  переплавляются в убеждения - такое  духовное состояние, которое связывает  воедино интеллект, чувства и  волю. Такое знание выступает в  качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия.

Активным элементом  культуры признается искусство, которое  является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство - это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника  и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство общения  между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения  и самосознания человечества через  личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и  техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения элементов  культуры отмечен многими выдающимися  ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством  цели - стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют  друг друга".

Информация о работе Социология культуры