Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:03, реферат
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.
Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При характеристике культуры как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения.
К их числу относится
прежде всего принцип преемственности,
выступающий как необходимая
связь между новым и старым
в процессе развития. Что воспринимается,
сохраняется в культуре? Очевидно,
то, на что можно опереться в
ходе общественной жизни на данном
этапе. На основе принципа преемственности
зиждется так называемый культурный
консерватизм, утверждающий ценность
и своеобразие национальной культуры,
ставящий своей задачей сохранение
"высокой культуры", которая
не только сама по себе ценна, но и является
одним из главных условий социальной
и политической стабильности. Создателями
этого течения были А.А. Григорьев,
Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная
их идея - "национальная почва" - основа
социального и духовного
Второй принцип
- целостность, единство материальной
и духовной культуры, гуманитарного
и технического знания. Все материальное
- своего рода "хранилище" духовного,
все духовное так или иначе
реализуется через
Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и символически-знаковых.
Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в основном в трех формах:
Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад).
4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Культура выполняет
многообразные и ответственные
социальные функции. Прежде всего она,
по мысли Смелзера, структурирует
общественную жизнь, то есть делает то
же, что генетически
Тесно связана
с социализацией духовно-
Культура обладает
также коммуникативной
Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.
Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.
Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.
Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.
В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.
Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.
Ряд социологов
также выделяет так называемую контркультуру,
в которой отражаются оппозиционные,
мятежные социально-культурные установки
и настроения, ценностные ориентации.
Можно отметить, что практически
любая субкультура может
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.
Социология культуры
как отрасль социологического знания
изучает указанные сложные
ЛИТЕРАТУРА