Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:31, творческая работа
Цель работы – характеристика явления социализации с социологической точки зрения.
Задачи работы – рассмотреть личность как объект социологического анализа; охарактеризовать теорию социализации личности; определить статусно-ролевую концепцию личности.
Основные данные о работе………………………………………………………2
Основная часть……………………………………………………………………3
Социология личности и психоанализ …………………...……………………....3
Приложения………………………………………………………………………11
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Петрозаводский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Социология |
Тема |
Социология личности и психоанализ |
Фамилия студента |
Бутусов |
Имя студента |
Игорь |
Отчество студента |
Сергеевич |
№ контракта |
08001110301013 |
Основные данные о работе………………………………………………………2
Основная часть…………………………………………………………………
Социология личности и психоанализ …………………...……………………....3
Приложения……………………………………………………
Социология личности и психоанализ
История и методология современной науки со всей очевидностью показывают, что общественные науки вынуждены зачастую решать задачи конъюнктурного порядка, порождённые не столько научным интересом сегодняшнего дня или объективными потребностями социума. Существуют и такие проблемы, которые возникают как бы из небытия, какое-то время считаются "модными" (достаточно вспомнить "всеобщую психологоманию" 90-х гг.).
XXI столетие видится веком категорического адаптивного императива, связанного с приспособлением нашей цивилизации к жёстким требованиям грядущей эпохи "устойчивого развития". Следовательно, для нас жизненно важно определиться и с ключевыми вопросами современной социологии: каково место и роль социализации и социальной адаптации в современном обществе?
Цель работы – характеристика явления социализации с социологической точки зрения.
Задачи работы – рассмотреть личность как объект социологического анализа; охарактеризовать теорию социализации личности; определить статусно-ролевую концепцию личности.
1. Личность как объект социологического анализа
Предмет социологии – общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социолога интересуют мнения, мотивы, потсупков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека.
Сегодня человеческая личность – исходная точка социологического исследования. Но такое исследование старо, как мир: и 2,5 тысячи лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" он искал то, что скрыто под одеждой, статусными и возрастными различиями, он искал человеческую личность.
Становление личности как социального существа происходит в процессе социализации. Этот процесс реален только в обществе, человек, изолированный из общества, не может и не сможет стать полноценным членом общества, личностью. Таких изолянтов называют "феральными людьми". Они – продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в социальное, общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогут стать полноценными, так как социализация началась у них слишком поздно.
Понимание сущности социализации
требует обязательного учёта
того принципиального
Один из первых, кто со всей категоричностью поставил проблему изучения не только процесса социализации, но и социальной адаптации в обществе силами социологической науки, был французский социолог ХIХ в. Габриэль Тард. По мнению Г. Тарда, социология была просто "коллективной психологией", призванной ответить на два вопроса: "1) Что составляет причину изобретений, успешных инициатив, социальных адаптации, аналогичных биологическим адаптациям и не менее сложных по своему происхождению? 2) Почему именно эти, а не другие инициативы вызвали подражание?" И хотя с позиций современной науки вполне очевиден упрощённый подход Г. Тарда при оценке качественного своеобразия социальной адаптации в сравнении с логической, уважение вызывает уже то, что в конце ХIХ в. Г. Тард отводил социальной адаптации ключевую роль в социологии.
В современной социально-философской литературе адаптацию рассматривают по-разному:
- как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);
- состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой;
- результат оптимального
взаимодействия организма и
- гедонистическую цель, заключающуюся в поиске наслаждения, избегания страдания, болевых ощущений и т. д.
2. Основные теории социализации личности
Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие "социализация" было разработано в конце 40-х годов американскими психологами ( А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер и др.)
Как в отечественных, так и в зарубежных трудах исследователей существует многообразие подходов в изучении этой темы. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Торндайк, Уотсон) характеризуют социализацию как процесс социального научения, неразрывно связанного с реакцией индивида на возникающие стимулы. Символический интеракционизм (Джоан Мид, Д. Хорке, Л. Корберг и др.) рассматривают как результат социального взаимодействия людей в процессе установления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.) понимают этот феномен как самоактуализацию личности.
Представляется перспективным направление в изучении социализации, дифференцирующее понятия "социализация" и "социальная адаптация" Социализация индивида играет роль своеобразной "социальной предадаптации", поскольку в ходе её формируются те адаптивные предпосылки, которые в последующем могут быть использованы в социальной адаптации конкретной личности. Относительность частных результатов социальной адаптации тесно связана с высочайшим динамизмом социальной среды, которая приводит к тому, что жизнедеятельность человека становится цепью все более сложных приспособительных актов.
Впервые термин "адаптация" (от лат. adaptacio — приспособлять) появился и использовался в физиологии и биологии. Считается, что в научную лексику он был введен немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 г. и обозначал изменения чувствительности кожных анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. Впоследствии, в самом общем виде, в физиологии и биологии под адаптацией понимались любые изменения, приспособления живого организма к разнообразным влияниям среды.
Однако довольно скоро стало
ясно, что причины, вызывающие у человека
потребность в
Недостаточность, по И. Гердеру, заключается в том, что человек, лишённый присущих животным разнообразных врождённых инстинктов, — самое беспомощное из всех существ. Но именно отсутствие у человека узких, специализированных приспособительных инстинктивных программ делает его существом творческим и адаптивным. Для восполнения этой недостаточности, а также с целью компенсации отсутствующих инстинктивных способностей человек производит культуру, которая и служит инструментом приспособления природы к потребностям людей.
Именно адаптивная социокультурная среда становится тем самым инструментом, который обеспечивает саморазвитие, самосохранение общественной жизни людей. К примеру, Э.С. Маркарян считает, что "адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию" 2. Культура в роли адаптивной среды выполняет не только функции стабилизации и самосохранения, но также функцию созидательно-адаптирующую. Если социальная адаптация немыслима вне определённого культурного контекста, то и культура, и общество выступают по отношению к личности в качестве сложного адаптивного образования.
Социальная адаптация
в отечественной учебной и
справочной литературе традиционно
рассматривалась как "
Подобная характеристика,
по-видимому, недостаточна для всестороннего
раскрытия диалектической природы
социальной адаптации. Ибо основное
содержание общественного и
"Успешная социализация, пишет А.В. Мудрик, предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой -способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению". Следовательно, успешная социализация личности в обществе неразрывно связана со степенью её индивидуализации, фактической автономии от предписывающего контроля и давления социума.
Поскольку социализация длится с рождения и до смерти человека, то, по-видимому, имеет смысл говорить о её этапах в рамках этого континуума. Социализируясь, личность постоянно сталкивается с ситуациями, порождающими потребность в частных приспособительных актах, которые оказываются ничем иным, как социальной адаптацией.
Сказанное отнюдь не означает жесткой детерминации социальной адаптации социализацией: адаптация суть самостоятельный процесс, развивающийся на фоне социализации. Отсюда следует, что если в процессе социализации индивид в первую очередь оказывается объектом воздействия общества, то в ходе социальной адаптации личность в большей выступает субъектом деятельности и общения.
Социализация имеет определяющее влияние на особенности протекания социальной адаптации. Именно фундаментальный процесс социализации формирует всю систему предпосылок мобильного процесса социальной адаптации.
Формирование психологического компонента социальной адаптации осуществлялось в ходе эволюции человека и общества. На определённом этапе психо- и социогенеза обозначилась потребность, которая и была затем удовлетворена в разнообразных психологических средствах (инструментах) социальной адаптации.
К психологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы, алгоритмы, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно отметить двойственную природу психологических средств социальной адаптации. С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивной ситуации, ее внутреннее содержание. С другой - при внешнем проявлении психологические инструменты социальной адаптации опять-таки связаны с социокультурной средой, ведь именно там проверяются и корректируются все эти социально заданные стандарты, эталоны, установки и т. д. В то же время сформированные в ходе адаптации психологические и социальные новообразования оказываются для адаптирующейся личности как бы искомыми результатами процесса.
Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном случае социальной адаптации. Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того или иного фактора, вызванное особенностями адаптивного процесса, который предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно-психологических, частных адаптивных стратегии, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации, Здесь уместно определить понятие "стратегия социальной адаптации", под которым понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие состояние индивидуальной или групповой адапти-рованности.
Достижение состояния
адаптированности личности неразрывно
связано с особенностями