Социология личности и психоанализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:31, творческая работа

Описание

Цель работы – характеристика явления социализации с социологической точки зрения.
Задачи работы – рассмотреть личность как объект социологического анализа; охарактеризовать теорию социализации личности; определить статусно-ролевую концепцию личности.

Содержание

Основные данные о работе………………………………………………………2
Основная часть……………………………………………………………………3
Социология личности и психоанализ …………………...……………………....3
Приложения………………………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Петрозаводский 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Социология

Тема

Социология личности и психоанализ

Фамилия студента

Бутусов

Имя студента

Игорь

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

08001110301013


 

Содержание

    Основные данные о работе………………………………………………………2

    Основная часть……………………………………………………………………3

    Социология личности и психоанализ …………………...……………………....3

     Приложения………………………………………………………………………11

Основная часть

Социология личности и психоанализ

История и методология  современной науки со всей очевидностью показывают, что общественные науки  вынуждены зачастую решать задачи конъюнктурного порядка, порождённые не столько  научным интересом сегодняшнего дня или объективными потребностями социума. Существуют и такие проблемы, которые возникают как бы из небытия, какое-то время считаются "модными" (достаточно вспомнить "всеобщую психологоманию" 90-х гг.).

XXI столетие видится веком категорического адаптивного императива, связанного с приспособлением нашей цивилизации к жёстким требованиям грядущей эпохи "устойчивого развития". Следовательно, для нас жизненно важно определиться и с ключевыми вопросами современной социологии: каково место и роль социализации и социальной адаптации в современном обществе?

Цель работы – характеристика явления социализации с социологической  точки зрения.

Задачи работы – рассмотреть  личность как объект социологического анализа; охарактеризовать теорию социализации личности; определить статусно-ролевую концепцию личности.

1. Личность как объект  социологического анализа

Предмет социологии –  общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций и  индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социолога  интересуют мнения, мотивы, потсупков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека.

Сегодня человеческая личность – исходная точка социологического исследования. Но такое исследование старо, как мир: и 2,5 тысячи лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" он искал то, что скрыто под одеждой, статусными и возрастными различиями, он искал человеческую личность.

Становление личности как  социального существа происходит в процессе социализации. Этот процесс реален только в обществе, человек, изолированный из общества, не может и не сможет стать полноценным членом общества, личностью. Таких изолянтов называют "феральными людьми". Они – продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в социальное, общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогут стать полноценными, так как социализация началась у них слишком поздно.

Понимание сущности социализации требует обязательного учёта  того принципиального обстоятельства, которое было зафиксировано Г.М. Андреевой в классической монографии "Социальная психология" "Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду". В процессе жизнедеятельности сама личность как бы оказывается в фокусе пересечения диалектически взаимосвязанных процессов социализации и социальной адаптации.

Один из первых, кто  со всей категоричностью поставил проблему изучения не только процесса социализации, но и социальной адаптации в обществе силами социологической науки, был французский социолог ХIХ в. Габриэль Тард. По мнению Г. Тарда, социология была просто "коллективной психологией", призванной ответить на два вопроса: "1) Что составляет причину изобретений, успешных инициатив, социальных адаптации, аналогичных биологическим адаптациям и не менее сложных по своему происхождению? 2) Почему именно эти, а не другие инициативы вызвали подражание?" И хотя с позиций современной науки вполне очевиден упрощённый подход Г. Тарда при оценке качественного своеобразия социальной адаптации в сравнении с логической, уважение вызывает уже то, что в конце ХIХ в. Г. Тард отводил социальной адаптации ключевую роль в социологии.

В современной социально-философской литературе адаптацию рассматривают по-разному:

- как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);

- состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой;

- результат оптимального  взаимодействия организма и среды;

- гедонистическую цель, заключающуюся в поиске наслаждения, избегания страдания, болевых ощущений и т. д.

2. Основные теории  социализации личности

 

Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие "социализация" было разработано в конце 40-х годов американскими психологами ( А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер и др.)

Как в отечественных, так и в  зарубежных трудах исследователей существует многообразие подходов в изучении этой темы. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Торндайк, Уотсон) характеризуют социализацию как процесс социального научения, неразрывно связанного с реакцией индивида на возникающие стимулы. Символический интеракционизм (Джоан Мид, Д. Хорке, Л. Корберг и др.) рассматривают как результат социального взаимодействия людей в процессе установления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.) понимают этот феномен как самоактуализацию личности.

Представляется перспективным  направление в изучении социализации, дифференцирующее понятия "социализация" и "социальная адаптация" Социализация индивида играет роль своеобразной "социальной предадаптации", поскольку в ходе её формируются те адаптивные предпосылки, которые в последующем могут быть использованы в социальной адаптации конкретной личности. Относительность частных результатов социальной адаптации тесно связана с высочайшим динамизмом социальной среды, которая приводит к тому, что жизнедеятельность человека становится цепью все более сложных приспособительных актов.

Впервые термин "адаптация" (от лат. adaptacio — приспособлять) появился и использовался в физиологии и биологии. Считается, что в научную лексику он был введен немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 г. и обозначал изменения чувствительности кожных анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. Впоследствии, в самом общем виде, в физиологии и биологии под адаптацией понимались любые изменения, приспособления живого организма к разнообразным влияниям среды.

Однако довольно скоро стало  ясно, что причины, вызывающие у человека потребность в приспособительных актах социального порядка, коренятся в его социокультурной природе. По мнению другого немецкого ученого философа и культуролога Иоганна Готфрида Гердера, человек как культурное существо означает, с одной стороны, существо недостаточное, а с другой – существо творческое.

Недостаточность, по И. Гердеру, заключается  в том, что человек, лишённый присущих животным разнообразных врождённых инстинктов, — самое беспомощное  из всех существ. Но именно отсутствие у человека узких, специализированных приспособительных инстинктивных программ делает его существом творческим и адаптивным. Для восполнения этой недостаточности, а также с целью компенсации отсутствующих инстинктивных способностей человек производит культуру, которая и служит инструментом приспособления природы к потребностям людей.

Именно адаптивная социокультурная  среда становится тем самым инструментом, который обеспечивает саморазвитие, самосохранение общественной жизни  людей. К примеру, Э.С. Маркарян считает, что "адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию" 2. Культура в роли адаптивной среды выполняет не только функции стабилизации и самосохранения, но также функцию созидательно-адаптирующую. Если социальная адаптация немыслима вне определённого культурного контекста, то и культура, и общество выступают по отношению к личности в качестве сложного адаптивного образования.

Социальная адаптация  в отечественной учебной и  справочной литературе традиционно  рассматривалась как "приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей".

Подобная характеристика, по-видимому, недостаточна для всестороннего  раскрытия диалектической природы  социальной адаптации. Ибо основное содержание общественного и индивидуального  адаптивного процесса сводится лишь к внешним свойствам и проявлениям субъекта и объекта адаптации, т. е. к поведенческому аспекту, и соответствию или несоответствию этого поведения неким господствующим в социальной общности нормам и ценностям. Социальная адаптация, включает отмеченные в приведенном определении свойства и процессы, но при этом всё же оказывается феноменом с более широким объёмом содержания.

"Успешная социализация, пишет А.В. Мудрик, предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой -способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению". Следовательно, успешная социализация личности в обществе неразрывно связана со степенью её индивидуализации, фактической автономии от предписывающего контроля и давления социума.

Поскольку социализация длится с рождения и до смерти человека, то, по-видимому, имеет смысл говорить о её этапах в рамках этого континуума. Социализируясь, личность постоянно  сталкивается с ситуациями, порождающими потребность в частных приспособительных актах, которые оказываются ничем иным, как социальной адаптацией.

Сказанное отнюдь не означает жесткой детерминации социальной адаптации  социализацией: адаптация суть самостоятельный  процесс, развивающийся на фоне социализации. Отсюда следует, что если в процессе социализации индивид в первую очередь оказывается объектом воздействия общества, то в ходе социальной адаптации личность в большей выступает субъектом деятельности и общения.

Социализация имеет  определяющее влияние на особенности протекания социальной адаптации. Именно фундаментальный процесс социализации формирует всю систему предпосылок мобильного процесса социальной адаптации.

Формирование психологического компонента социальной адаптации осуществлялось в ходе эволюции человека и общества. На определённом этапе психо- и социогенеза обозначилась потребность, которая и была затем удовлетворена в разнообразных психологических средствах (инструментах) социальной адаптации.

К психологическим средствам  адаптации относятся когнитивные схемы, алгоритмы, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно отметить двойственную природу психологических средств социальной адаптации. С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивной ситуации, ее внутреннее содержание. С другой - при внешнем проявлении психологические инструменты социальной адаптации опять-таки связаны с социокультурной средой, ведь именно там проверяются и корректируются все эти социально заданные стандарты, эталоны, установки и т. д. В то же время сформированные в ходе адаптации психологические и социальные новообразования оказываются для адаптирующейся личности как бы искомыми результатами процесса.

Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном случае социальной адаптации. Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того или иного фактора, вызванное особенностями адаптивного процесса, который предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно-психологических, частных адаптивных стратегии, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации, Здесь уместно определить понятие "стратегия социальной адаптации", под которым понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие состояние индивидуальной или групповой адапти-рованности.

Достижение состояния  адаптированности личности неразрывно связано с особенностями индивидуальной или групповой стратегий социальной адаптации. Выработанная в процессе социальной адаптации комплексная  адаптационная стратегия, включающая в себя все многообразие частных индивидуальных адаптивных стратегий, обеспечивает личности возможность соответствующих "ответов", адекватных реакций на те социальные ситуации, столкновение с которыми вызывает потребность в адаптации.

Информация о работе Социология личности и психоанализ