Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:01, реферат
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
1.Понятие и структура личности………………………………………........3
2.Теории личности в социологии……………………………………….......5
1.Теория К. Маркса……………………………………………………….....5
2.Теория З. Фрейда………………………………………………………......6
3.Теория «зеркального Я»……………………………………………….......8
4.Ролевая теория личности…………………………………………….......10
3.Личность в системе социальных связей…………………………….........13
4.Процесс социализации………………………………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20
Список используемой литературы……………………………………….......21
Теория «зеркального Я»
Кроме марксистской теории личности и фрейдистского понимания, среди основных западных социологических теорий личности можно назвать теорию «зеркального Я».
Авторы этой теории - известные психолог и социолог Дж. Мид и Ч. Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным, его способности не востребованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
Г. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":
1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости - на мнение компетентных специалистов. Зеркальное "Я", формирующее личность, иногда полностью не соответствует действительному положению вещей. Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причины таких различий в том, что личности отбирают выгодные для них мнения окружающих, и отличие в том, что они действительно о них думают.
Личность возникает внутри системы, состоящей из трех моментов, раскрывающих суть человеческого отношения:
1)
созданная для человека
2) другой человек, который относится по-человечески к этой вещи, а через неё – к другому человеку;
3)
сам человек, находящийся в
особом социальном отношении
к самому себе, но не прямо,
а опоследовательно через
Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим.
Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опоследовательно через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность – как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.
Реальное отношение к самому себе возникает только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность убеждается в том, что на самом деле она совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она не подозревала. И нашлись они в составе личности, но не в её самосознании, в её представлениях о себе. Отношения к самому себе опоследованно отношением к другому, с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства.
Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как в зеркало в глаза другого человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку.
Индивидуальность
человека проявляется в подробностях,
например в фасоне пиджака или причёски,
в манере, мимике, словах, то есть в тех
бросающихся в глаза деталях, которые
призваны скрыть отсутствие личности.
Действительно личность, напротив, обнаруживает
себя в создании социально значимых результатов,
которые называют ещё «всеобщим результатом».3
Ролевая теория личности
Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения этой теории.
Ролевая
теория личности описывает её социальное
поведение двумя основными
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, секретарь). Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.
Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:
- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;
- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;
- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;
- нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;
- мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.
Социальную роль следует рассматривать двух аспектах:
-
ролевого ожидания – ожидаемая
модель поведения,
- ролевого исполнения – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
-
описание типа поведения,
- предписание (требования), связанные с данным поведением;
- оценка выполнения предписанной роли;
-
санкции - социальны последствия
того или иного действия в
рамках требований социальной
системы. Социальные санкции
Следует
отметить, что любая роль не является
чистой моделью поведения. Главным
связующим звеном между ролевыми
ожиданиями и ролевым поведением
служит характер индивида, т.е. поведение
конкретного человека не укладывается
в чистую схему.4
3.
Личность в системе
социальных связей
Социальный статус - это положение индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определенных прав и обязанностей.
Различают статус прирожденный (социальное происхождение, пол, национальность) и достижимый (образование, профессия, квалификация и т.д.). Человек имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в обществе. Чаще ведущий статус обусловлен должностью личности, профессией. Профессионально-должностной фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат).
Выделение главного статуса важно, так как определяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности, совпадает с тем статусом, который определяет как главный сама личность. Так, предприниматель может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение. Но в общественном мнении, среди его знакомых, решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры.
Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно высока - статус начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем в странах, где роль государства менее заметна.
Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей мудрее, чем платят ей.
Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия человека со стороны окружающих.
Социальный статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей. Дополнением этой категории служит социальная роль.
Например, статус преподавателя вуза - это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д. и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.
Каждый статус включает несколько социальных ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой - перед подчиненными. Во всех ролях он выступает в новом ракурсе.