Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:01, реферат

Описание

В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2

1.Понятие и структура личности………………………………………........3
2.Теории личности в социологии……………………………………….......5
1.Теория К. Маркса……………………………………………………….....5
2.Теория З. Фрейда………………………………………………………......6
3.Теория «зеркального Я»……………………………………………….......8
4.Ролевая теория личности…………………………………………….......10
3.Личность в системе социальных связей…………………………….........13
4.Процесс социализации………………………………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20

Список используемой литературы……………………………………….......21

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)
ustify">       Совокупность  ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Человек  обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, связанные с соответствующим статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.

       Многообразие  исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько   основных типов ролевых конфликтов:

       1) внутриролевой конфликт. Примером  такого рода конфликта может  служить положение руководителя  или общественного деятеля, публично  провозглашающего одну точку  зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или личности, которая под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями - от сантехника до преподавателя вуза - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;

       2) конфликт может быть вызван  различиями в трактовке личностью  своей социальной роли и представлениями  о социальной роли обществом.  Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Например, смена места работы может привести к появлению эффекта «Чужака";

       3) конфликт, вызванный тем, что различные  субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования  к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети - низкой самоотдачи на работе, чтобы больше сил отдавать семье;

       4) этот же пример справедлив  для описания еще одного конфликта:  различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли;

       5) конфликт между ролями, когда  различные роли пересеклись в  конкретной личности. Например, конфликт  может возникнуть из-за несоответствия  между ролью "отца" и "семьянина"  и отдающего себя науке ученого-исследователя.

       В каждом конкретном конфликте верх берет  та социальная роль, которая в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений.

       В социологии выделяют способы защиты личности как сознательные, так и несознательные.

       Рационализация  ролей - неосознанный способ защиты  личности, когда личность не воспринимает ситуацию, нежелательную для нее. Например, стоит убедить себя, что представители иной этнической группы или расы в интеллектуальном плане находятся гораздо ниже, и вопрос о равноправии их не будет волновать. Рационализация скрывает реальность ролевых  конфликтов путем бессознательного поиска неприятных сторон роли.

       Разделение  ролей - также неосознанный способ защиты личности. Временно личность выключает из сознания одну из ролей. Серийные убийцы, палачи могли быть одновременно заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли полностью разделены. Социальная форма военного, врача помогает людям в разделении ролей. Такой процесс дает возможность снять эмоциональную напряженность всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой.

       Регулирование ролей - этот способ защиты личности является осознанным и преднамеренным. Личность освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли. Это означает, что общественные образования, организации берут на себя большую часть ответственности за социально неодобряемые роли. Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что это требовала его работа.

       Любая личность в современном обществе испытывает ролевой конфликт, но она  имеет механизмы бессознательной  защиты и осознанного подчинения общественных структур для избегания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

       Социальные  статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек  становится частицей того или иного  общества, носителем его культуры. 

       4. Процесс социализации личности  

       Процесс социализации  проходит стадии, которые называют ещё основными жизненными циклами. Это детство, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную или раннюю социализацию, охватывающую период детства и юности, и продолжительную или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

       В зачаточной форме обучение «правилам  жизни» существует у обезьян и  волков. Но передачи смысла и значения социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет. Сколько учёные ни бились с обезьянами, но так и не смогли их научить тому, что может пятилетний ребёнок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Видимо обучение – простейший базовый элемент социализации и имеет одно эволюционное направление. Таким образом, процесс обучения носит универсальный эволюционный характер.  Но в отличие от животных обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании  материала. Волк, собака, или кошка остаются представителями своего вида не зависимо от того, где они воспитывались. Так сильно у них генное наследство.

       У человека всё иначе. Он становится человеком  не потому, что произошёл от человеческого  существа, а лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. У «своих» человек учится  языку, правилам поведения, манерам, профессии др. Они и  составляют материал социализации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу – человеческая культура.

       Взаимодействие  с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает  правилам жизни другую, называется становлением социального «я».

       Человеку  приходится жить в сложном мире. Он всю жизнь ищет себе социальное  пристанище. Но не физическую крышу над головой, а социальное место в жизни. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

       У большинства взрослых  есть свой социальный дом – устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно назвать статусом, должностью, профессией и т.д.  Но важно то, что это место кормит, поит, даёт независимость и уверенность в завтрашнем дне. У ребёнка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей. Обретение вначале политической самостоятельности (получения права голоса), затем экономической (устройства на работу, которое может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей). Самостоятельность означает качественную границу между 2 типами социализации – начальной (ранней) и продолженной (поздней).

       Однако  социализация – не только обретение  социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

       Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.

       У новорождённого нет личности. Ребёнок  не способен различать своё собственное  «я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «я». Он не знает границ между собой и не собой. Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве от 2 до 5 лет, затем приобретение навыков сложной деятельности (рисования, познания,  труд), обучение в школе – всё это стадии одного процесса - осознания своего «я».

       Проявляя  ослушание, ребёнок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы, социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею я право на собственное мнение? Что такое дружба и предательство? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

       Когда подросток задаёт подобные вопросы, что верхний признак завершающего этапа становления социального  «я»: сквозь индивидуальность уже  «проклёвывается» личность.

       Дальнейший  процесс развития собственно личности может продолжаться довольно долго. Наука не установила никаких границ, их нет. Социализация начинающаяся в младенчестве и заканчивающаяся в глубокой старости – процесс  освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.

       Школьная, университетская, производственная и  иное обучение – всего лишь техническое  мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает  лекции, читает книги, сдаёт экзамены, затем получает диплом, однако, обучение предмету и обучение жизни – разные вещи. Никто не может научить быть хорошей женой, семьянином, деловым партнёром, профессионалом. Этому  приходится обучаться всю жизнь, совершая ошибки и исправляя их.

       Невозможно  обучиться социальной роли по книжкам  или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывает окружение, практика принятия решений, которую приходится осваивать, реально став тем или иным. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей,  продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

       Социализация  объясняет то, каким образом человек  из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило  с обществом. Ведь человек, взрослея, в свёрнутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной революции. Ни один биологический вид не научился свёртывать этап своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детёнышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

       Социализация  – такой процесс, который не поддаётся искусственному управлению, либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребёнка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве свой предмет, но примеров ускоренной социализации нет.

       Разумеется, возможно, раннее взросление, особенно, если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей и т.п. Тем не менее это не социализация. Можно сократить  её этапы, ускорить их прохождение, удлинить или сократить процесс социализации нельзя. 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Социология  личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.

       В своей работе я попыталась дать определение  понятию «личность», рассмотреть  концепции её понимания, рассмотрела такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.  

       Список  используемой литературы: 

    1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проспект, 2001. – С. 287 – 301.
    2. Основы социологии: учеб. пособ. для студентов очно-заочной формы обучения / М.Н. Шахов, В.Г. Чернякин. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. – С. 89 – 104.
    3. Степаненко В.И. Социология: учеб. пособ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
    4. Социология. Основы общей теории: учебник / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Главная книга, 2001. – 465 с.
    5. Социология: учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечепуренко, А.В. Попов. – М.: Норма, 2003. – 377 с.
    6. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. – М.: АСТ, 1999. – 351 с.

Информация о работе Социология личности