Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:52, лекция
Социология личности – это специальная социологическая теория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование, становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах.
Социология личности – это специальная социологическая теория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование, становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах.
Личность изучают философия, психология, социальная психология и социология. Философия рассматривает личность, ее положение в мире как субъект деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность, ее темперамент, характер, волю. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые включены в социальные группы, а также психологию этих групп. Она изучает межличностные отношения, проблемы общения людей (коммуникативное, интерактивное, перцептивное) и т.д.
Социология выделяет в личности социально-типическое. Личность в социологии выступает как представитель социальной группы, класса, нации, семьи.
Социология изучает личность в
трех основных аспектах: а) как социальная
система и как элемент
Что такое личность? Как соотносятся понятия «человек – индивид – личность – индивидуальность»? Человек благодаря труду вышел из животного мира. Он развивается в обществе, действует совместно с другими людьми, общается с ними и постепенно становится личностью. Он познает мир, преобразует его, общество и самого себя.
Индивид и личность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела – прямая походка, структура мозга способствуют развитию интеллекта; строение руки – использованию орудий труда. Эти качества характеризуют младенца уже как человека. Детеныш животного не имеет таких качеств. Он – особь. Индивид имеет родовую принадлежность к человеческому роду. Индивидом можно считать и ребенка, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и человека племени на стадии дикости, и высокообразованного человека.
Следовательно, индивид – это потенциальный человек, статистическая единица, которая действует, мыслит, страдает иначе, чем другие. Потом он становится личностью, социализируется. Личность – это социальное, системное качество, которое приобретено индивидом в процессе деятельности и общения. Оно характеризует уровень и качество общественных отношений в человеке. Индивид обладает познавательными свойствами с помощью органов чувств: телесность, поведение, мимика, речь.
Личность воплощает в себе невидимую глазами систему общественных отношений. К. Маркс писал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.
Если родовую сущность человека в отличие от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность конкретного человека есть совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он включен как субъект. Эти связи – вне человека, то есть в общественном бытии и поэтому безличны и объективны (раб в полной зависимости от рабовладельца). И вместе с тем, эти связи – внутри человека, в нем самом как личности, и поэтому они субъективны (раб ненавидит рабовладельца, покорен или восстает против него, вступает с рабовладельцем в определенные связи).
Понятие «индивид» и «личность» не тождественны. Индивид может не являться личностью, как и личность существовала бы без индивида. Например, феральные люди (во Франции в волчьей стае выросли два ребенка, вне человеческого общества. Людям трудно было «втянуть» их в общую деятельность и общение). Здесь индивид не состоялся как личность. Возможно появление личности, за которой не стоит реальный человек. Это будет квазиличность, например Козьма Прутков, созданный совместным творчеством А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых; «Овод» в романе Э. Войнич. За ними не стоял конкретный человек, но на их примере формировались личности.
В первоначальном значении слово «личность» означало маску, роль, которую исполнял актер в древнем греческом театре. Отсюда и произошло слово «личина». Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса (города – государства). Платон говорил о человеке для государства – истоки тоталитаризма. Аристотель говорил о государстве для человека – истоки правового государства, которые получили развитие у Цицерона, а позже – у Дж. Локка, Ш. Монтескье и других философов.
Личность – это конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, которые реализуются в социальных связях, социальных институтах, культуре, в социальной жизни.
Биологические качества личности: темперамент, эмоции, характер, воля, которые присущи человеку, не исчезают в его личности. Личность – любой человек, а не выдающийся, талантливый, потому что все люди включены в систему общественных отношений. Понятие личности показывает, как в каждом человеке индивидуально отражены социально значимые черты и как проявляется сущность человека, выступающего в качестве совокупности общественных отношений.
Социология стремится изучить личность как источник общественной жизни и как ее реальный носитель. Социология обозначает личность как единого человека, который проявляет социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности во взаимосвязи с другими людьми. Этим данный человек как личность способствует стабилизации в развитии общественных отношений.
Следовательно, центральная проблема социологии – взаимовлияние социальных условий (связей, социальных институтов, институтов власти) и деятельности человека. Основополагающими внутренними мотивами в деятельности являются потребности, то есть нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
Потребности бывают: материальные, духовные, индивидуальные, общественные, коренные, стратегические, долговременные, сиюминутные, здоровые, нездоровые. Формой проявления потребностей является интерес. Ближайшим отражением интереса в сознании людей является стимул. Стимул – это определенное побуждение людей к действию. Оно может быть материальным, или духовным, моральным. Однако в связке со словом «стимул» прилагательное «духовный» звучит иронически, потому что стимулом в Древнем Риме называли заостренную палку, которой погоняли быков.
Важное значение в деятельности личности имеют цели, идеалы и конечный результат.
Социальными качествами личности являются: самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, убеждение, установка, ценности, идентичность. Они представляют собой сложную социальную структуру личности.
Система личности имеет следующие особенности: ценность, открытая социальная система, динамически изменяющаяся система, саморегулирующаяся система, саморазвивающаяся система.
Социология отмечает ряд социальных типов личности. Академик Е.М. Бабосов следующим образом характеризует эти типы личности.
1. Модальная личность характеризу
2. Базисная личность имеет черты, которые присущи для данного типа культуры или социального слоя. Например, для «интеллигента» должны быть характерны духовное развитие, совестливость, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм.
3. Маргинальный тип личности – это человек, который активно перемещается по социальной лестнице (в восходящем или нисходящем направлении). Он переходит из одной
Процесс формирования личности рассматривали и американский социолог Н. Смелзер и австрийский психолог З. Фрейд. Так, Н. Смелзер называет три стадии развития личности: а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; в) стадия групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ожидает группа людей.
Первым отметил три элемента социализации ребенка З. Фрейд:
а) «ид» – источник энергии, который стимулирует стремление к удовлетворению;
б) «эго» – который осуществляет контроль личности на основе реальности;
в) «суперэго» или нравственный оценочный элемент. З. Фрейд рассматривает формирование личности как процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате чего происходит становление этих трех элементов личности. В этом процессе З. Фрейд отмечает четыре стадии, которые связаны с тем или иным участком тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Фрейд пишет о психологическом механизме формирования личности: имитация, идентификация, чувство стыда, чувство вины. Имитация – это осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания выступают родители детей, родственники, друзья. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д; их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация – это позитивные механизмы, потому что они нацелены на усвоение ребенком определенного типа поведения.
«Стыд и вина – отмечает З. Фрейд,
– это негативные механизмы, потому
что они подавляют или
Проблему формирования личности рассматривает и американский социолог Т. Парсонс. Он и его последователи пишут о личности как о функции от того множества
социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками.
1) Эмоциональная. Одни роли
2) Способ получения роли. Одни предписываются, другие – завоевываются.
3) Масштаб. Часть ролей сформиров
4) Формализация. Действия в строго
установленных правилах или
5) Мотивация. На лучшую прибыль, на лучшую жизнь.
Любая роль характеризуется набором этих свойств.
Г. Маркузе в 60 – е годы 20 века разрабатывал концепцию «одномерного человека». Он пишет, что под влиянием пропаганды человек впитывает информационные социальные стереотипы и формирует упрощенные схемы черно – белого видения проблемы. Например: в России «простые люди» и «новые русские», «коммунисты» и «демократы». «Современное общество, отмечает Г. Маркузе – делает людей как бы одномерными». Они воспринимают происходящие события в плоскости примитивных альтернатив и противостояний.
Исследователи Т.Адорно и К.Корни, как и другие неомарксисты и неофрейдисты, обосновывают в своих работах положение, что «нормальная» личность современного общества является невротиком. Прежних систем общностей людей, где были общепринятые устойчивые ценности, не существует, и теперь человек играет новые роли, где нормативная структура личности, совести, морали, значение традиции, представления о должном становятся размытыми.
3. Понятие социализации
Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
2.5 Социализация личности
Личностью не рождаются, личностью становятся. Социализация – это процесс становления личности, который начинается с ранних лет. Отмечают три сферы социализации, становления личности: а) деятельность; б) общение; в) самосознание. Таким путем расширяются связи человека с внешним миром.
Каталог деятельности на протяжении социализации расширяется. Человек осваивает новые виды деятельности. Происходит три важных процесса: а) ориентировка в системе связей, которые присутствуют в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Это личностный выбор деятельности; б) центрирование внимания вокруг главного, соподчинение ему всех остальных видов деятельности; в) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысливание их значимости.
Вторая сфера – общение, которое тесно связано с деятельностью. Расширение общения понимается как увеличение контактов между личностью и другими людьми, а также специфика этих контактов на каждом возрастном этапе. Усугубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому, децентрализация – это умение ориентироваться на партнера, более точно его воспринимать. Задача социологических исследований: показать, в каких условиях осуществляется умножение связей общения, что получает человек от этого процесса.