Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:52, лекция
Социология личности – это специальная социологическая теория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование, становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах.
Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. Необходимо отличить, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» не возникает в человеке сразу, а складывается на протяжении его жизни под влиянием ряда социальных фактов. Есть ряд подходов к структуре «Я». Наиболее приемлемый – включение в «Я» трех компонентов: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).
В самом начале жизненного пути человек не имеет собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона, как части материального мира, тела. Даже различие физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежит иному миру, а не являются частью собственного тела.
Обособление от физического мира, а затем от социального – сложный и длительный процесс. Он продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчин), к специфическим именам, которые характеризуют отдельных индивидов, включая самого ребенка.
4Агенты и институты социализации
Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.
Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». Первичные (неформальные) и вторичные (формальные) агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя, по убывающей она сохраняется и во второй. Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже перестали ею быть; и те, и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.
Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Партнеры, коллеги, товарищи по работе – те люди, к мнению которых больше всего прислушиваются, от которых получают больше всего нужной информации, которые влияют на служебный рост, оклад, престиж и многое другое.
Таким образом, неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в середине жизни.
Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Так, например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.
Среди агентов
первичной социализации не все играют
одинаковую роль и обладают равным
статусом. По отношению к ребенку,
проходящему социализацию, родители
находятся в превосходящей
Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.
Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:
1. агентами первичной социализации.
Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.
2. агентами вторичной социализации.
Например: различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит людей таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.
В глубокое противоречие
между собой вступают и два
других института социализации –
образование и армия. Призыв юношей
в армию на два года сразу после
окончания школы часто
3. агентами первичной и вторичной социализации. Например, ценности и нормы, усвоенные индивидом в семье, противоречат ценностям и нормам, пропагандируемым формальными институтами (школой, армией и др.)
Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает.
социальной среды в другую. Человек – маргинал в результате такого перемещения получает иной социальный статус. Эта личность на рубеже разных социокультур (национальных, профессиональных, социальных и т. д.).
4. Реактивная личность характериз
5. Проактивная личность, наоборот, способна в любых обстоятельствах проводить в жизнь свою линию поведения. Она не боится трудностей и активно их преодолевает.
6. Криминальный тип личности, как правило, знает основные нормы, законы, правила поведения, но сознательно их нарушает, преследует свои корыстные цели и интересы.
В зависимости от направленности психической энергии индивидов необходимо выделить следующие психотипы личности: экстровертный, сенсорный, мыслительный, решающий, интровертный, интуитивный, чувствующий, воспринимающий.
Следовательно, на формирование личности
значительное влияние оказывают
биологические и
В социологической литературе рассматриваются и такие типы личности:
а) «деятели» – воины, ремесленники, инженеры, педагоги. Для них характерны активные действия по изменению мира, других людей и себя;
б) «мыслители» – они склонны к размышлению, созерцанию. Их главное оружие – слово;
в) «люди чувств и эмоций» – это деятели литературы и искусства. Их главное оружие – интуиция;
г) «гуманисты и подвижники». Их оружие – обостренное ощущение душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому. Дело их жизни – милосердие.