Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:38, курсовая работа
Цели курсовой работы - Узнать определение маргинальности, какую роль она играет в социологии современной России. Кто такие Маргиналы. Какова их роль в социальной жизни современного общества. Маргинальный статус – как важное звено в исследовании маргинальности. Вывести многообразие современных взглядов на проблематику маргинализации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОЦИОЛОГИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ 4
1.1. Определение и понятие маргинальности 4
1.2. Маргинальный статус 7
1.3. Определение маргинала 10
Глава II. МАРГИНАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
1.3. Определение маргинала
Маргинал — это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Так же это человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социально — культурной среде другой страты. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, лица, обращенные в новую религию. При этом маргиналом является человек, кто отстал и тот, кто опередил. Он может быть атавизмом отжившей уже культуры, ее ценностей, мышления и языка. И может быть человеком будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры. Но маргинал и тот, кто "заблудился", кто производит "продукты", — действия, произведения, ценности, не имеющие ни прошлого, ни будущего.
"Маргинал" — слово
модное, но понятие довольно
"Маргинал" — понятие
безоценочное. Это ни "хорошо",
ни "плохо". Ибо может быть
и "хорошо", и "плохо", но
современники об этом, как правило,
знать не могут. Не имеет
данное слово и постоянного
денотата — обозначаемого им
конкретного предметного
Отсюда и функции маргинала в культуре: он ее или консервирует, или развивает, или разлагает. В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем "чудикам", которые не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура — это всегда сохранение прошлого. Тем более что никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть в далеком, будущем. Хотя, конечно, консерватор тормозит развитие. Но не слишком, так как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры.
Нужен культуре и маргинал — "человек будущего". Такие, как он, "на обочине" культуры нарабатывают принципы мышления, поведения, ценности и язык, нужные следующим поколениям, которые "откроют" своих предшественников и воздадут им должное. Но не современники. Современники отторгнут их и не пойдут за ними. Это пророки трагической судьбы.
Трагизм их усиливается тем, что от лжепророков культура отличить их не может. От тех, кто "заблудился" сам и дает ложные ориентиры другим; ориентиры, ведущие в тупики. Дезориентация разлагает культуру, губительно воздействует на нее. Но для различения пророков и лжепророков у культуры надежного критерия нет.
Определенные критерии существуют
лишь в отношении системных
Короче, маргинал — это и дрожжи нового, и атавизм старого, и извращение сути культуры. Это тот, кто "не в ногу".
Если же применить вышеизложенное
к анализу современной
Глава II. МАРГИНАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Современная российская действительность также вносит свои коррективы в смысл и содержание понятия "маргинальность", которое все чаще стало появляться на страницах газет, публицистических и научных изданий, разного рода аналитических обзоров.
Главной особенностью, благодаря которой
мы не можем принять полностью
концепцию маргинальности в ее сложившемся
виде, и в то же время вынуждены
прибегнуть к ее потенциальным эвристическим
возможностям в исследованиях современных
процессов российской действительности,
является кризисное, пограничное состояние
общества, находящегося на историческом
разломе, границе двух общественных
систем. Проблему изучения именно такого
состояния общества еще в 1989 году
поставил Ю. Левада: "Период, переживаемый
сегодня советским обществом, характеризуется
глубоким разломом социальных структур,
который приводит к обнажению
скрытых пружин и механизмов жизни
общественного организма... Это сложное
время можно было бы считать благодатным
для анализа текущих процессов,
а также для понимания природы
социальных явлений, — если бы в
распоряжении нашего обществоведения
имелись достаточно надежные орудия
исследования таких ситуаций... Представляется,
что здесь главная трудность
— в неразработанности самого
методологического
Сегодня происходит последовательное углубление на разных этапах этих процессов и тенденций. Как отметил Н.И. Лапин, Россия переживает универсальный социально — культурный кризис. "Разрушение Союза породило множество трещин в общественном теле самой России — вертикальных (производственно-отраслевых, социально — профессиональных) и горизонтальных. Эти трещины столь многочисленны и опасны, что позволяют говорить о кризисе интеграции — одном из глубочайших за всю историю". Особенность ситуации в том, что кризис идентичности в России сопряжен с ходом радикальных реформ. "Реформы воздействуют на кризис, но не так, как ожидалось... Взаимодействуя, они искажают динамику друг друга, ведут к неожиданным результатам. Это свидетельствует о том, что пока не возник механизм саморазрешения кризиса, его патологический характер сохраняется".
И сегодня в гораздо большей степени перед нами не структура общества, как "некое стабильно функционирующее целое", а "поток, лавина, обвал, подвижка целых социальных пластов, а то и континентов". Наше общество переживает системный кризис, поразивший все его структуры. Динамичные, необычайно спрессованные во времени и пространстве изменения российского общества побуждают исследователей современного социума заглянуть в арсенал терминов и понятий для его изучения, по-новому отнестись к тем из них, которые ранее употреблялись совсем редко, пересмотреть старые ярлыки и, найдя в них необычный ракурс, дать новые метки. Такова судьба и термина "маргинальность" — одного из "модных словечек" нашей переходной эпохи.
В советской социологической
Интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни.
Исследователи современных социальных процессов обратились к теме маргинальности, начиная с углубленного исследования этого феномена в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления его в контексте современной российской реальности. Стремительное изменение последней существенно меняет акценты в формировании взглядов на «российскую маргинальность» до рубежа 90-х годов (на «взлете» перестройки), после «революционной ситуации» 1991 года и после некоторой стабилизации процессов трансформации в середине 90-х.
Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связывались с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции. В связи с этим интересно привести выводы о характерных чертах и тенденциях маргинальных процессов в Западной Европе:
• основная причина развития маргинальных процессов — кризис занятости;
• маргиналы в Западной Европе — это сложный конгломерат групп, в который наряду с традиционными (люмпен-пролетариями) входят новые маргиналы, характерными чертами которых являются высокая образованность, развитая система потребностей, большие социальные ожидания и политическая активность, а также многочисленные переходные группы, находящиеся на различных этапах маргинализации и новые национальные (этнические) меньшинства;
• источник пополнения маргинальных слоев — нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, однако, постоянно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни;
• в результате развития маргинальных процессов вырабатывается особая система ценностей, для которой присущи глубокая враждебность к существующим общественным институтам, крайние формы социального нетерпения, склонность к упрощенным максималистским решениям, отрицание любых видов организованности, крайний индивидуализм и т. д.
В дальнейшем маргинальность осознается как социальный феномен, характерный именно для нашей реальности. Исходя из того, что «маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей», концепция маргинальности становится ключом к поиску парадигмы плюралистичного, толерантного общежития. Таким образом, подчеркивается политический аспект проблемы, имеющий «принципиальное значение для судеб современной демократии».
Особенно ярко тема маргинальности прозвучала в полемически-публицистической постановке в работах Е. Старикова, опубликованных в конце 80-х годов. Советское общество предстает маргинализированным изначально, фактом маргинального «первородства» (революция, гражданская война). Источники маргинализации — массовые процессы мобильности и формирование «азиатской» парадигмы общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую автор называет «социальной имитацией»). Действие указанных факторов приводит к производству и воспроизводству маргинальных масс, которые Е. Стариков отождествляет с «охлосом», чернью, люмпенами. Процесс маргинализации на современном этапе автор представляет как процесс деклассирования, идущий с верхнего «социально-психологического этажа» (Е. Стариков называет эту модель инвертированной). Иными словами, размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет скорее не экономическую, а социально-психологическую основу — разрушение профессионального кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма.
Тем не менее, можно отметить очень
удачную характеристику маргинальности
у Е.Старикова: он отмечает ее объективную
нейтральность в отношении
Нельзя не отметить, что сильный публицистический заряд, новый взгляд на наше общество сыграли свою роль в разработке концепции маргинальности в современных российских условиях.
Попытка показать грань теории маргинальности — взгляд на маргинальную личность, — была сделана Н.О. Навджавоновым. Он рассматривает маргинальность как проблему личности в контексте социальных изменений. Маргинальная личность — теоретическая конструкция, отражающая процесс плюрализации типов личности в результате усложнения общественной структуры, усиления социальной мобильности, призванная помочь изучению современного развития человека. Автором приведены следующие характеристики маргинальной личности: интериоризация индивидом ценностей и норм разных социальных групп, социокультурных систем (нормативно-ценностный плюрализм); поведение индивида в данной социальной группе (социокультурной системе) на основе норм и ценностей других социальных групп, социокультурных систем; невозможность однозначной самоидентификации индивида; определенные отношения "индивид-социальная группа" ("социокультурная система") (т.е. исключение, частичная интеграция, амбивалентность индивида).
Автор пытается расширить подход к определению маргинальности в ее личностном аспекте, предлагая рассматривать проблему "в свете различных аспектов социального определения человека: человек как трансисторический субъект; как персонификация общественных отношений определенной эпохи". Маргинальный субъект представляется как результат разрешения объективных противоречий. "Векторы дальнейшего развития таких субъектов будут иметь различную направленность, в том числе и позитивную — в качестве моментов формирования новых структур, активных агентов нововведений в различные области общественной жизни". Работа имеет характер постановки проблемы в современных российских условиях.
Интересна и оригинальна идея А.И.
Атояна о выделении всего комплекса
знаний о маргинальности в отдельную
область знания — социальную маргиналистику
как междисциплинарный синтез в
широкой исследовательской
Информация о работе Социология маргинальности в современной России