Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:26, реферат
Коммуникация - процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000
Введение…………………………………………………………………………3
1 Виды массовых коммуникаций. Исторические этапы развития……………5
1.1Устнаяфаза………..…………………………………………………………...5
1.2 Письменная фаза……………………………………………………………..5
1.3 Книжная фаза………………………………………………………………...6
1.4 Телекоммуникации…………………………………………………………..6
1.5 Компьютерная фаза……………………………………………..…………...7
2 Массовые коммуникации в различных типах общества……………..……..9
2.1 Традиционное общество……………………………………………..……...9
2.2 Индустриальное общество………………………………………………....10
2.3 Постиндустриальное общество……………………………………………11
2.3.1 Демассификация………………………………………………………11
2.3.2 Развитие Интернета. Его будущее…………………………………...12
2.3.3 Пресса………………………………………………………………….13
2.3.4 Радио…………………………………………………………………...13
2.3.5 Телевидение…………………………………………………………...14
3 Средства массовых коммуникаций…………………………………………16
3.1 Морально-этические нормы в системе массовых коммуникаций..…….17
4 Результаты воздействия массовых коммуникаций………………………..17
4.1 Манипуляция в СМК………………...…………………………………….18
4.2 Воздействия массовой коммуникации……...……………………………22
Заключение………………………………………………………………..........23
Список использованных источников………………………
Вот некоторые качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги:
Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста.
Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней.
В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхёмкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.
Одним из колоссальных достижений в области компьютеризации, которое позволяет узнать информацию с любой точки планеты, является Интернет или глобальная компьютерная сеть.
Интернет привлекателен тем, что управление сетевыми ресурсами здесь абсолютно децентрализовано - на своем сервере или сайте каждый волен, представлять любую информацию в любом порядке при условии, что она технически совместима с поддерживаемыми системой и браузерами, техническими протоколами.
Единственными органами управления в сети являются компании, выдающие условные электронные адреса (в виде словесного кода (lv, ru, com, org, gov и т.д.) - реальный адрес является цифровым кодом и назначается иначе).
Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Это как если бы в досетевую эпоху вдруг оказалось возможным выписать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио. Возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор -- это уже чудо!
2 Массовые коммуникации в различных типах общества
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации -- устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс "размножения" средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. -- газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап -- изобретены радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в. темпы "размножения" нарастают лавинообразно -- широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия, космическая связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Петрович А. Поговорим о информации.М, 2003.
Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая их структура. Так, в США создается телевидение, которое предложит каждой семье до 500 каналов и предоставит возможность взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение получило название интерактивного (т. е. телевидение взаимодействия).
На сегодняшний день самая общая классификация событийного материала истории представлена цепочкой: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
2.1 Доиндустриальное общество
В периодизации истории человечества традиционное общество занимает самый большой отрезок времени. В нем различают три исторические эпохи: первобытность, рабовладельческую античность и средневековый феодализм.
Для традиционного общества характерно отсутствие или резкое ограничение социальной мобильности. Человек в нем не имеет возможности активно перемещаться в рамках сложившейся социальной структуры, менять свой социальный статус, расти в зависимости от личных успехов и достижений. Конкретные примеры - кастовая и сословная системы стратификации. Историческое существование общества в "традиционные" времена было достаточно изолированным, во всяком смысле более изолированным, чем в последующие века.
Отношения и связи между людьми в традиционном обществе были насквозь пронизаны личной преданностью и зависимостью. При том уровне технологического развития (во всех областях общественной жизни) только непосредственные контакты, личная причастность, индивидуальная вовлеченность могли обеспечить движение знаний, навыков, умений от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Движение это имело форму передачи тайн, секретов, рецептов. Решалась тем самым и определенная социальная задача. В последствии на стадии индустриального развития личная зависимость сменилась вещной, а в условиях постиндустриального развития постепенно трансформировалась в коммуникативно-личностную.
Таковы вкратце основные черты традиционного общества как социальной системы и жизненной среды человека. Они оттеняют особенности последующего - индустриального этапа в развитии человеческого общества. Основными видами коммуникаций в доиндустриальном обществе были невербальная, вербальная (словесная и письменная), появляется книгопечатание. На первых стадиях развития человека тексты массовой коммуникации сводились к минимуму (в основном, внесловесные). В результате процессов разделения труда, появления зачатков частной собственности стала сужаться живая коммуникация, стал меньше использоваться внесловесный компонент. Человек стал пользоваться, в основном, вербальными коммуникативными действиями.
Словесная коммуникация
по мере становления человека как
человека становилась основной, внесловесная
- вспомогательной. Одновременно в актах
коммуникации происходит разделение на
адресантов и адресатов, появляются зачатки
профессионального творчества, авторские
- сначала устные, а потом и письменные
тексты. Ни в одном обществе, где наука
и рыночная экономика не играют еще преобладающей
роли, понятия коммуникации практически
не существует. В визуальной статической
коммуникации складывается несколько
каналов художественной и познавательной
коммуникации: изобразительный, включая
скульптуру малых форм, архитектурно-
2.2 Индустриальное общество
Начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией, стартовавшей, как известно, в Англии (конец ХVIII в.), затем перекинувшейся на Францию, Германию и другие страны. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры к капиталистической фабрике. Важно отметить появление поточной линии и сборочного конвейера, так как сущностной определенностью индустриального общества является массификация.
Под массой в социологии обычно понимают большую и разношерстную группу (даже просто совокупность) людей, не имеющих четкой социальной ориентации и организации, но стереотипно, унифицированным образом реагирующих на общие стимулы - события, обстоятельства, те или иные факторы среды. Но это не только масса людей, но и масса товаров, услуг, сведений-сообщений.
А еще макрофилия - горячая любовь к циклопическим масштабам, числам, потокам, к большим величинам и мощностям. Эйфелева башня в Париже, английский пароход Титаник, небоскребы типа Эмпайр стейт билдинг - все это убедительнейшие примеры макрофилии или гигантомании индустриальной эпохи в развитии человечества.
Массификация достаточно полно раскрывает себя через концентра-цию, централизацию, синхронизацию, стандартизацию, специализацию и максимизацию - шесть основных параметров (тенденций) индустриального общества (Э. Тоффлер).
Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика - его базовая структура или система. По образу и подобию того, что и как происходит в этой системе, распределяются богатство, власть, престиж, устанавливаются приоритеты и цели во всех сферах общественной жизни. Общество предстает как единая индустриально-экономическая машина.
Массификация во всем многообразии ее аспектов-параметров по-своему сказывается на экологии индустриального общества. Индустриальное освоение природы, достигнув невиданных ранее масштабов, превратилось в настоящую борьбу с ней.
Начался переход к неклассической и, далее, постнеклассической рациональности. Но это уже новая - постиндустриальная эпоха, и новое - плюралистическое общество. В индустриальном обществе массовые коммуникации приобретают все больший размах пресса, радио, кино, телевидение и Интернет, во многом определяют развитие самого общества.
2.3 Постиндустриальное общество
Приблизительно
в последней четверти ХХ в. человечество
в лице индустриально развитых стран
Запада и Востока начало переход
к постиндустриальному
Информация понимается
предельно широко: это и наука,
и передовая технология, и новое
содержание интеллектуального труда,
и отдельная отрасль
2.3.1 Демассификация
Постиндустриальное возвышение индивидуальности - оборотная сторона демассификации. Она приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности. В средствах массовой коммуникации она проявляется в росте числа теле- и радиопрограмм, в падении тиражей, а нередко и закрытии массовых газет и журналов, и одновременно в росте числа небольших (по объему и тиражу) газет и журналов, в получении права гражданства электронными книгами, журналами, конференциями, чатами и т.д. Тем самым растет многообразие, расширяется спектр предлагаемой СМИ продукции, она становится все более адресной, рассчитанной на потребности и интересы совершенно конкретных потребителей.
Для человека, у которого есть компьютер и выход в Интернет, открываются огромные возможности. Миллионы людей каждый день используют Интернетом для различных целей. Наиболее распространенное применение - электронная почта, которая приобрела особо важное значение и для граждан бывших союзных республик, устанавливающих связи с жителями зарубежья. К тому же, во времена кризиса Интернет оказался постоянным источником новостей и информации, в основном потому, что его нельзя полностью отключить. Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М , 2002
К тому же Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации - уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность «существовать» в другой физической и моральной оболочке (хотя о пользе последнего плюса сейчас идет широкая дискуссия в обществе).
2.3.2 Развитие Интернета и его будущее
Во многих странах
дальнейшее расширение доступа к
Интернету лимитируется высокой
стоимостью услуг связи и низкой
распространенностью
Считается, что переломный момент в распространении технических новшеств, связанных с распространением информации, наступает, когда они привлекают интерес 10% населения. В этом случае и вся общественность начинает проявлять к ним повышенное внимание. Именно этот процесс происходит сейчас в странах Северной Европы. На многих рынках аудитория пользователей Интернета становится более "репрезентативной" - в ней выравнивается соотношением мужчин и женщин и более широко становятся представленными различные возрастные группы. Александров В.Г. Интернет сегодня М,2003.
Основой для
превращения Интернета в
2.3.3 Пресса
К концу 70-х годов
в Америке перестали