Социология массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:26, реферат

Описание

Коммуникация - процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Виды массовых коммуникаций. Исторические этапы развития……………5
1.1Устнаяфаза………..…………………………………………………………...5
1.2 Письменная фаза……………………………………………………………..5
1.3 Книжная фаза………………………………………………………………...6
1.4 Телекоммуникации…………………………………………………………..6
1.5 Компьютерная фаза……………………………………………..…………...7
2 Массовые коммуникации в различных типах общества……………..……..9
2.1 Традиционное общество……………………………………………..……...9
2.2 Индустриальное общество………………………………………………....10
2.3 Постиндустриальное общество……………………………………………11
2.3.1 Демассификация………………………………………………………11
2.3.2 Развитие Интернета. Его будущее…………………………………...12
2.3.3 Пресса………………………………………………………………….13
2.3.4 Радио…………………………………………………………………...13
2.3.5 Телевидение…………………………………………………………...14
3 Средства массовых коммуникаций…………………………………………16
3.1 Морально-этические нормы в системе массовых коммуникаций..…….17
4 Результаты воздействия массовых коммуникаций………………………..17
4.1 Манипуляция в СМК………………...…………………………………….18
4.2 Воздействия массовой коммуникации……...……………………………22
Заключение………………………………………………………………..........23
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

soc.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Характерно, что  включение механизмов реализующих  манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

Пользуясь градацией, предложенной А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие  от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека.. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции. 14. Генон Р. Кризис современного мира. - М.: Арктогея, 1992г

Информация, переданная таким образом, становиться более  устойчивой для аудитории. Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения. Эстетическая информация в данном случае служит как бы "клеем" между однажды выработанным коллективным опытом и эмоциональным настроем аудитории, способным направить массы в нужном направлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям рецепиента.

В практическом смысле эстетическая информация выглядит предпочтительней семантической, так  как она способна подготавливать действия, противоречащие логике и  реальному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В передаче, по преимуществу, эстетической информации и заключен смысл политизации средств массовой коммуникации, так как эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов.

Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004 К ним можно отнести условия:

а) Аудитория  является необходимым условием для  функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория - это индивиды, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. При помощи средств массовой коммуникации аудитория поддерживает отношения не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

б) Социальная значимость передаваемой информации, т.е. содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах. " Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории". Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966 Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию, которая во многом способствует формированию общественного мнения.

в) Наличие технических  средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность  заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом, прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.

Телевидение - наиболее популярный источник информации для  аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического  влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств.

Эстетика телевидения  воплощает в себя два принципа: мозаичность и резонанс. "Человек  может контролировать, "фильтровать" сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и  через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает - «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда - образов, снятых "на месте событий". Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом". Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986

Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает  именно за счет того, что оно искусно  скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.

Одним из самых  часто встречающихся приемов  манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику (изменение смысла слов и понятий), упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Давно было сформулированно  такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий  коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который  рассчитано сообщение»[18]. Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.

Упрощение позволяет  высказывать главную мысль, которую  требуется внушить аудитории, в  в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.

Повторение придает  утверждениям вес дополнительного  убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в  различных весиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова…

Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты - так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему - одна из особых и важных сторон упрощения. Это - фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Одним из условий  успешной и как бы оправданной  фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается». Социология. Основы общей теории, под ред. Г.В.Осипова, «НОРМА», М., 2003

Обеспечивать  фрагментацию проблем и дробить  информацию так, чтобы человек никогда  не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это - сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить - но так, чтобы о нем не вспомнили.

4.2 Воздействия массовой  коммуникации

К негативным последствиям можно отнести формирование у  аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.

Массивное воздействие  массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям в какой - то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966

Насилие в средствах  массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).

Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.

Заключение

Коммуникация  между людьми существовала во все  эпохи, а в наше время просто появились  технические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.

Функционирование  СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной агитации, связанных в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой информации.

Сейчас Интернет является самым популярным средством  передачи информации и в ближайшем  будущем эта популярность не спадет, а вырастет. Но новые технологии не будут автоматически заменять старые. Ничто из сказанного выше не лишает газеты и телевидение будущего. Обе эти сферы вещания, скорее всего, приспособятся к новым экономическим условиям. Однако им предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны новой глобальной системы, и чтобы выжить в этой борьбе, всем традиционным средствам массовой информации придется значительно перестроиться.

В то же время  происходит и обратный процесс развитие массовых коммуникаций воздействует на общество, стимулируя его развитие. Следует отметить, что данное влияние  отнюдь не всегда носит положительный характер.

Список  использованных источников

1. Фролов С.  С. Социология, Гардарики, 2000

2. Социология. Основы  общей теории, под редакцией Г.  В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003

3. Потебня А  Мысль и язык. Полн. собр. соч., т.1, М, 1999

4. Мартинес Э.Л.  Внесловесный язык. // Культуры. Диалог народов мира. 1986, 2

5. Коренной А.  А. Информация и коммуникация, Киев, 1986

6. Александров  В.Г. Интернет сегодня М,2003.

7. Петрович А.  Поговорим о информации.М, 2003.

8. Почепцов Г.  Г Коммуникативные технологии  двадцатого века, М , 2002

9. "Радио в  Интернете", Виктория Сухарева, "Среда", № 10, Ноябрь, 1999

10. Федотова Л.  Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004

11. Лихачев Д.С.  Семнадцатый век в русской  литературе. // Памятники литературы  Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988.

12. Бабосов Е.  М. Общая социология, Минск, 2004

13. Ершов В.В.  Современное общество и коммуникативная  семантика. - Томск, 1998г.

14. Генон Р.  Кризис современного мира. - М.: Арктогея, 1992г.

15. Гурьев Д.В.  Загадка происхождения сознания. М., 1997.

16. Моль. Теория  информации и эстетическое восприятие. М., 1966

Информация о работе Социология массовых коммуникаций